Экспозиция в семи залах Большого дворца включает более 600 редких предметов не только китайского, но также русского и западноевропейского искусства в «китайском» стиле из 13 ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга и Российской государственной библиотеки.

Стенд с выставки "Воображаемый Восток: Китай по-русски. XVIII–начало XX века"

Этот проект – не о реальном Китае, с его историей, географией и экономикой. Выставка приглашает посетителя в пространство воображения, где возникает образ таинственной, закрытой для русского человека Срединной империи – чужой, но притягательной, далекой и одновременно очень близкой страны, имевшей с Российской империей длинную общую границу и долгую историю политических, торговых и культурных контактов.

Выставку открывает раздел, представляющий китайские редкости из собрания Кунсткамеры, привезенные в начале XVIII века по велению Петра I специально для первого публичного музея России. Среди них механические игрушки, научные приборы, изделия из резного камня и эмали.

В разделе «Фантазии шинуазри» собраны произведения  китайского декоративного искусства конца XVII - XVIII века, предназначавшиеся для продажи европейцам, а также  предметы в китайском стиле, которые создавались в  Западной Европе и России на волне увлечения восточной экзотикой. Среди них – шелковые обои с росписями, мебель, фарфор, серебро, вещицы из резной кости, украшавшие Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме, Екатерининский дворец в Царском Cеле, Монплезир и Большой дворец в Петергофе. Впервые широкой публике будет показана садовая мебель из парковой беседки в усадьбе Кусково. Изделия Мейсена и Императорского фарфорового завода в стиле шинуазри напомнят о том, что и появление европейского фарфора было отмечено страстным увлечением Востоком.      

Декоративная фарфоровая тарелка. "Выставка Воображаемый Восток: Китай по-русски. XVIII–начало XX века"

Отдельная и особенно актуальная в наше время тема в отношениях  России и Китая – история развития торговых связей. Русская купеческая культура, выросшая на чайной торговле с Китаем в XIX веке, показана через яркие рекламные вывески, дорогие кантонские изделия, роскошные китайские шелка и русские чайные сервизы, мотивы росписи и красочная палитра которых служат выразительной иллюстрацией того, как выглядел Китай «по-русски».

Во второй половине XIX столетия новый всплеск увлечения Китаем и интерес к изучению и собиранию китайских древностей был вызван все более крепнущими контактами между империями, научными экспедициями, путешествиями на Восток, развитием российского востоковедения. Впервые в Москве показаны уникальные предметы из собраний А.А. Половцева и Э.Э. Ухтомского, видных политических деятелей и коллекционеров восточного искусства рубежа XIX и XX  веков, а также «редкости китайской культуры», приобретенные Д.М. Мельниковым, служащим русской чайно-торговой компании. В Китае он прожил 64 года, где и собрал свою коллекцию, сейчас хранящуюся в  Государственном музее Востока.

Завершающий раздел экспозиции посвящен образам Китая в русском модерне и авангарде. Здесь показаны произведения живописи, скульптуры, декоративного искусства, костюм и модные аксессуары, созданные художниками в конце XIX – начале XX века.

На выставке «Воображаемый Восток» зритель увидит не только музейные раритеты, но и современные «фантазии на китайскую тему». Сюрпризом станет «беседка Конфуция» со старинной бронзовой статуей мыслителя и оригинальными изданиями сочинений китайских мудрецов, впервые переведенных на русский язык в XVIII веке.  В отдельном зале посетителей ждет инсталляция  «Волшебный фонарь», созданная по мотивам традиционного китайского театра теней.

Еще один сюрприз – новая линия сувениров, которая будет представлена на вернисаже. Это не только взгляд дизайнеров XXI века на шинуазри, но и подтверждение  актуальности темы Востока в наши дни.

Куратор проекта – Ольга Соснина

Дизайнер – Юлия Наполова