9 спектаклей о любви, которые стоит посетить в Петербурге

РЕДАКЦИЯ YES!
Редактор
9 февраля 2023

В преддверии Дня святого Валентина составили собственный рейтинг классических театральных постановок о любви, которые стоит посетить в Петербурге. Конечно, в культурной столице достойных спектаклей о любви гораздо больше, но, увы, все в один обзор не уместить. Уверены, эти разножанровые постановки понравятся большинству, вне зависимости от возраста – от 16 до 99+.

Драма «Варшавская мелодия», МДТ – Театр Европы

Выпускной спектакль студентов Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (курс Л. А. Додина) 2007 года. После оглушительной премьеры он был включен в репертуар Малого Драматического театра (МДТ – Театр Европы), который Лев Додин возглавляет уже много лет.

Фото: с официального сайта театра mdt-dodin.ru

Сюжет постановки повествует о послевоенной стране. Двое студентов встречаются в Москве: Виктор – русский, приехал из глубинки, Геля – полька, учится в консерватории. Они влюбляются, но чувство обрывается, практически не начавшись, – в СССР выходит закон о запрете браков с иностранцами. Героев спектакля ждет еще несколько встреч, спустя десять и двадцать лет: сначала ему удается попасть в Варшаву, а потом она приезжает в Москву. Границы и железный занавес не дают им возможности жить вместе, но каждый из них хранит воспоминания о прошлом...

Фото: с официального сайта театра mdt-dodin.ru

В главных ролях – Уршула Малка и Евгений Санников.

Многие рецензии и отзывы о спектакле, сходятся в том, что такую любовь на сцене нынче редко где увидишь.

«ʺВаршавская мелодияʺ – пронзительная история о невероятных чувствах, которые не заканчиваются никогда, и о сопряженном с этими чувствами выборе между любовью и долгом. Платой за последствия выбора героев становится вся их дальнейшая жизнь»

Из рецензии Софьи Алимовой для Nation news

Ближайшие показы: 8.03, 25.03, начало в 19.00

 

Спектакль в двух частях «Тихий Дон», театр «Мастерская»

«Тихий Дон» тоже начинался как дипломный спектакль в мастерской Санкт-Петербургской Академии театрального искусства на курсе Григория Козлова (худрука театра «Мастерская»). 18 мая 2013 года студенты Академии сыграли «Тихий Дон» на сцене «Мастерской» – и спектакль вошел в репертуар театра.

Фото: с официального сайта театра www.vteatrekozlov.net

Эта масштабная постановка не только о любви: сквозь личную историю каждого героя рассматривается история страны. История внезапной страсти молодого Гришки Мелехова к красавице Аксинье Астаховой перерастает в историю истинной любви. Опомнившись, он пытается избавиться от наваждения, женится на другой, готовится жить по заветам традиций, завести семью, уподобиться отцу, деду, прадеду – но мир накрывает стихия войны. И на сломе привычного уклада вырывается на волю отчаянно подавляемая иная стихия – стихия любви.

С фронта Григорий возвращается героем, но не судьба ему вернуться к размеренной жизни – страну охватывает революционный угар. Одна буря сменяет другую, мечутся люди в поисках своего места в новом мире, мечется с ними Григорий, пытаясь обрести себя, и понимает, что его без Аксиньи не будет, не будет ему покоя без единственной любимой женщины. Белые, красные, снова белые, снова красные сменяют друг друга, рвут страну и человеческие души, перетягивая каждые в свою сторону, и кажется уже, что нет единственной правды на земле – а она есть, осталась в том самом прошлом, порушенном тайфунами эпохи, и долгое время и многие силы понадобятся, чтобы ее вернуть.

Фото: с официального сайта театра www.vteatrekozlov.net

Григорий бежит – от смуты, от жизни, от руин своей некогда большой семьи, бежит вместе с Аксиньей – и теряет ее в самом начале пути. И остается один – осиротевший, дважды овдовевший, обессиленный. За его спиной встает черное солнце, в видениях являются все, кто был рядом всю долгую жизнь. Но рядом с Григорием появляется его старший сын. Род продолжается. Продолжается жизнь.

Спектакль получил специальный приз Высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит», специальный приз премии для молодых «Прорыв», Гран-при на V Славянском форуме искусств «Золотой витязь», Молодежную  премию Санкт-Петербурга, Приз I фестиваля губернских театров (Москва)

Ближайшие показы: 26.02, начало в 14.00, 18.03, начало в 14.00

 

Спектакль в двух частях «Мастер и Маргарита», театр «Мастерская»

И еще один студенческий спектакль, шагнувший на подмостки и в регулярную афишу театра. «Мастер и Маргарита» – история о любви и страхе, правящих миром, о тех, кто переворачивает сознания и души, о художниках и поэтах, о властителе (Сталине), предавшем такого человека (Булгакова), и о женщине, бросившей все, чтобы такого человека спасти (Елена Сергеевна Булгакова).

Фото: с официального сайта театра www.vteatrekozlov.net

«На спектакле… "Мастер и Маргарита" трудно остаться критиком. Очевидно, это непосредственное воздействие группы нечисти во главе с Воландом. Но если сеанс черной магии в варьете обнажает алчность посетителей, то на спектакле ты странным образом превращаешься в юного доверчивого зрителя, как будто не читавшего роман Булгакова».

Фото: с официального сайта театра www.vteatrekozlov.net

«Два вечера молодые актеры, преданно идущие за своим мастером Григорием Козловым, до такой степени подлинно и артистично существуют в каждом из предлагаемых обстоятельств романа, так азартно обживают, обыгрывают и отапливают его, что постановочные ходы вовсе перестают заботить»

Из рецензии Марины Дмитревской для «Петербургского дневника»

Спектакль – обладатель специального приза Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв».

Ближайшие показы: 28 и 29.03, начало в 19.00

 

Комедия «Семья Сориано, или Итальянская комедия», Молодежный театр на Фонтанке

Своей популярностью пьеса «Филумена Мартурано» во многом обязана фильму Витторио де Сика «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Но художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак в своей постановке стремился избежать аналогий и обратить внимание на глубину человеческих переживаний.

Фото: с официального сайта театра mtfontanka.ru

На первый план выходит страстная «битва» между Мужчиной и Женщиной и нелегкий путь к созданию семьи – союза, в котором каждый несет часть своей ответственности, стремится сохранить целое, не потеряв себя.

«ʺЯ вижу здесь семейные пары. Наверняка, есть револьверʺ, – обратился к зрительному залу главный герой. И таких моментов было много, что не удивительно. ʺМолодежный театр на Фонтанкеʺ всегда в поиске новых контактов сцены и зала, привлекающих зрителей к сотворчеству»

Из рецензии Инны Зайцевой для арт-журнал «Около»

Фото: с официального сайта театра mtfontanka.ru

Итальянцы экспрессивны, и спектакль тоже эмоционален, наполнен страстью. Здесь есть место и бурным скандалам, и жарким примирениям, и словам, сказанным в запале, и неожиданно откровенным признаниям. Но за внешней комедийной театральностью обнаруживается еще один пласт – поиск ответов на вопросы серьезные и волнующие каждого.

Спектакль – номинант высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Ближайшие показы: 17.02, начало в 19.00, 18.02, начало в 18.00

 

Спектакль «Старомодная комедия», «Приют комедианта»

Работница цирка Лидия Васильевна Жербер (народная артистка Эра Зиганшина) приезжает в рижский санаторий на отдых и немедленно все ставит с ног на голову: по ночам декламирует стихи соседкам по комнате, рассвет встречает песней, сбегает к морю через окно, дерзит докторам и ведет себя крайне независимо.

Фото: с официального сайта театра pkteatr.ru

Главврач Родион Николаевич (народный артист Сергей Паршин) раз за разом пытается увещевать недисциплинированную пациентку и однажды понимает, что раздражение уступило место симпатии. Так начинается история отношений двух одиноких людей. История, которая будет соткана из тончайших чувств и в которой не будет ни слова о любви.

Фото: с официального сайта театра pkteatr.ru

«Последнее время, по моим ощущениям, в нашей жизни не хватает проявления чувств – таких как любовь, дружба, влюбленность, – рассказывает режиссер спектакля Александр Исаков. – Почему-то этого боятся. Мне кажется, герои пьесы Арбузова тоже испугались того, что с ними произошло, и попытались всячески это скрыть, уйти за „ширмы“ – иронию, сарказм и так далее. Открываются они лишь в самом конце. Название такое потому, что сегодня обнаружить и проявить чувство как раз и кажется явлением старомодным».

Ближайшие показы: 23.02, 19.00, 10.03, 19.00

 

Мюзикл «Обыкновенное чудо», ТЮЗ им. А. А. Брянцева

Премьерный спектакль Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева по мотивам одноименной пьесы Е. Шварца. Над постановкой работал режиссер театра и кино, неоднократный лауреата премии «Золотая маска» Алексей Франдетти.

Фото предоставлено пресс-службой театра

В его трактовке «обыкновенное чудо» – это сама Любовь. Она соединяет, на первый взгляд, не подходящих друг другу людей: волшебника и неволшебницу, медведя и человека, практичных охотников и придворных легкомысленных девушек. Даже расставшихся влюбленных излечивает от обиды. И это чудо, существующее не только в сказке, перетасовывает людей, и они начинают жить собственной жизнью.

«Обыкновенное чудо – это сама Любовь. Она соединяет, на первый взгляд, не подходящих друг другу людей: волшебника и неволшебницу, медведя и человека, практичных охотников и придворных легкомысленных девушек. Даже расставшихся влюбленных излечивает от обиды»

«Пьеса Евгения Шварца как абсолютно гениальный материал предлагает любому постановщику вариативность, – рассказывает Алексей Франдетти. – В нашем случае, мне показалось интересным акцентировать внимание на взаимоотношениях Волшебника и Хозяйки, которые находятся много лет в браке. Сохранение брака в сегодняшнем мире – это и есть то самое обыкновенное чудо, которое возможно между людьми. С другой стороны, мне бы хотелось, чтобы наши зрители увидели яркую, добрую сказку с невероятно красивой историей любви Принцессы и Медведя».

Фото предоставлено пресс-службой театра

В спектакле заняты артисты ТЮЗа и приглашенные звезды российского театра – Иван Ожогин и Нонна Гришаева.

Ближайшие показы: 12.02, 14.02, 15.02, 16.02, 01.03, 02.03, 22.03, начало в 19.00

 

Мюзикл «С любимыми не расставайтесь», театр «Буфф»

Этот спектакль поставлен по мотивам культовой пьесы Александра Володина про молодых и для молодых. Все роли в мюзикле исполняют самые молодые артисты петербургского театра «Буфф».

Фото предоставлено пресс-службой театра

В спектакле звучат песни на стихи Марины Цветаевой, Александра Володина, заслуженного артиста РФ, основателя театра «Буфф» Исаака Штокбанта и, конечно, на стихи Александра Кочеткова, который написал трогательное стихотворение «С любимыми не расставайтесь» об огромной и всесильной любви. О ней же повествует и спектакль театра.

Фото предоставлено пресс-службой театра

Помните это?

– Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, –

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана –

Прольется пламенной смолой.

– Пока жива, с тобой я буду –

Душа и кровь нераздвоимы, –

Пока жива, с тобой я буду –

Любовь и смерть всегда вдвоем...

Ближайшие показы: 14.02, 12.03, начало в 19.00

 

Спектакль «Крокодил моей души», Театр Эстрады им. А.И. Райкина

«Дуся моя насекомая», «кашалотик мой милый», «лошадиная моя собака» и, наконец, «крокодил души моей» – так в переписке называл А.П. Чехов свою невесту, а потом и жену, актрису МХТ Ольгу Книппер-Чехову. В этих прозвищах – ирония, радость творческой игры и подлинное чувство. Большинство рассказов, включенных в инсценировку Театра Эстрады – это произведения молодого Чехова, печатавшиеся под псевдонимами Антоша Чехонте. Все они объединены темой семейных отношений, любовной интриги и парадоксальности человеческих чувств.

Фото предоставлено пресс-службой театра

Режиссер Александр Кладько так рассказывает о спектакле: «Товстоногов говорил: ʺОдеть Гамлета в джинсы, не значит сделать его современным!ʺ Думаю, что Георгий Александрович был прав. Понятие ʺсовременностиʺ не вмещается в рваные (или не рваные!) джинсы. Оно гораздо шире и многослойнее.

Фото предоставлено пресс-службой театра

Спектакль ʺКрокодил души моейʺ во многом экспериментальный. Это попытка соединить 19-й и начало 20-го веков с 21 веком. Молодые артисты театра Эстрады решили бросить себе вызов. Появилось желание найти своего не "махрового" Чехова. И при этом, соединить его с эстрадой. Задача не из простых…» Спойлеры: у ребят все получилось!

Ближайшие показы: 8.03, 24.04, начало в 19.00

 

Мюзикл «Шелк», Театр Мюзик-Холл

Мюзикл, повествующий о любовном треугольнике, создан по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Действие спектакля происходит в XIX веке. В основе сюжета лежит история француза Эрве Жонкура, который занимается разведением шелкопряда, и в поисках здоровых личинок насекомого отправляется в Японию.

Фото предоставлено пресс-службой театра

В путешествии он встречает таинственную женщину-призрака, и неудержимое влечение к ней переворачивает его жизнь. Ведь дома главного героя ждет любящая и преданная жена. История отношений молодого француза, его жены и гейши-европейки очаровывает и заставляет задуматься о смысле жизни.

Фото предоставлено пресс-службой театра

Атмосфера и душевные переживания героев переданы при помощи оригинальной музыки, специально написанной петербургским композитором Иваном Кушниром для спектакля.

Фото предоставлено пресс-службой театра

В постановке особую роль играют и танцевальные номера. Балетмейстеры Ирина Голубева и Екатерина Михайлова создали особую атмосферу загадочности и таинственности при помощи изящных и легких, как шелк, танцевальных элементов.

Режиссер спектакля – Лев Рахлин

Ближайшие показы: 15.02, 16.02, начало в 19.00