Напомним, что режиссером-постановщиком иммерсивного спектакля по мотивам романа Ф.М. Достоевского выступил Владимир Мирзоев, известный своими постановками в театре имени Станиславского и театре имени Вахтангова, а также работой над российскими сериалами «Топи», «Внутри убийцы» и вызвавшим противоречивые отзывы сериалом «Преступление и наказание». Зрителям иммерсивной «версии» постановки предлагается погрузиться в экстравагантное и психоделическое действо, которое разворачивается сразу на трех этажах загадочного особняка XIX века.
К 100-му показу мы сформулировали пять главных причин, выделяющих эту неординарную постановку.
Причина 1. Диалоги вместо писем
Многие сцены, которые в романе описаны в письмах или воспоминаниях героев, в спектакле воплощены в реальном времени. Мы не просто читаем о переживаниях матери Раскольникова или метаниях Свидригайлова – мы становимся их свидетелями.
Это позволяет глубже прочувствовать трагедию каждого персонажа и уловить новые полутона и смысловые оттенки в великом романе Достоевского.
Причина 2. Каждый зритель собирает свою историю
Иммерсивный формат полностью стирает границы между сценой и зрительным залом. Действие разворачивается сразу на трех этажах особняка. Зрители могут свободно перемещаться по зданию, исследуя его темные закоулки, следуя за персонажами на пути к истине или безумию.
Самые внимательные могут попасть на personal experience – эпизод «один на один» с актером.
Причина 3. У Раскольникова в спектакле три личности
Классика может быть переосмыслена по-разному, но в этой постановке Раскольников буквально расколот на три личности. Визуально и драматургически это подчеркивает внутреннюю борьбу, происходящую в душе главного героя, а еще дает возможность зрителям наблюдать за ним сразу в нескольких пространствах одновременно.
Эффект усиливается тем, что действие разворачивается во временном измерении, где границы между прошлым и настоящим стерты.
Причина 4. Сущность – персонаж за гранью реальности, которого не было у Достоевского
В спектакле есть особый герой – Сущность. Он не принадлежит ни к миру людей, ни к физическому пространству, существуя где-то между реальностями. Этот персонаж одновременно наблюдает, рефлексирует и даже вмешивается в ход событий по воле режиссера. Через призму его наблюдений зритель воспринимает глубину внутреннего конфликта героев драмы.
Причина 5. Другой язык
Вместо традиционного повествования спектакль использует язык тела, хореографию, вокальные партии и детально проработанные костюмы, которые тоже можно назвать «говорящими».
Пластика и движение позволяют показать внутренние противоречия персонажей, их борьбу и переживания по-новому, что отмечают и многие зрители постановки. Например, актриса, сценарист и телеведущая Ирина Мягкова описала свои впечатления так: «Иммерсивное “Преступление и наказание”– это когда классика, но сыграна по-другому. И очень круто, что до всего можно дотронуться. Самое яркое – это сцена рейва! Всем рекомендую! Там в конце что-то с чем-то!»
Где: Мск, Особняк Дашков, 5
Когда: 28, 29 марта
Кому: 18+
Изображения предоставлены пресс-службой спектакля.