ВЫСТАВКИ
«Группа ʺ13ʺ. В переулках эпохи»
Посетители новой выставки Музея русского импрессионизма смогут заглянуть в мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов – художников группы «13». В их графических и живописных работах, посвященных динамичной городской жизни, нашло отражение искусство старых мастеров, принципы импрессионизма и постимпрессионизма.
Владимир Милашевский. На пристани. 1950-е. Частное собрание, Москва; репродукция предоставлена пресс-службой
В противовес парадным сюжетам соцреалистов главной темой «Тринадцати» стала меняющаяся повседневность: городские улицы и перекрестки с трамваями и бегущими по делам людьми, парки и ипподромы, водные станции и пляжи.
Приглашенный куратор Надежда Плунгян предлагает новое прочтение творчества Владимира Милашевского и Даниила Дарана, Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, Надежды Удальцовой и Александра Древина.
Художники не продолжили эксперименты авангардистов и дистанцировались от задач пролетарского искусства
Художники не продолжили эксперименты авангардистов и дистанцировались от задач пролетарского искусства, перерабатывая в своих произведениях приемы мастеров прошлых эпох и раннего европейского модернизма: от интенсивных теней Рембрандта и выразительного штриха Франсиско Гойи до цветной линии Эдгара Дега и мгновенных впечатлений импрессионистов.
Когда: 8 февраля–2 июня 2024
Где: Музей русского импрессионизма
«Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна»
Экспонаты выставки, раскинувшейся на трех этажах музейно-выставочного центра «Рабочий и колхозница», не только отражают мир моды XIX века, но и включены в контекст своей эпохи, демонстрируя посетителям неразрывные связи между социальными, экономическими и технологическими переменами, которые переживала Европа в этом веке. На выставке можно увидеть подлинную одежду и аксессуары в стиле ампир, викторианский романтизм, поздний викторианский период и модерн. Большинство из экспонатов – из частных коллекций и демонстрируется широкой публике впервые. Изюминка экспозиции – богатая коллекция обуви и нижнего белья.
Петербургский коллекционер Элина Арсеньева предоставила часть своей коллекции парфюма, буквально передающего дух ушедшей эпохи
В основе экспозиции – платья, обувь, аксессуары и гравюры из личного собрания Назима и Елены Мустафаевых, а также обширная коллекция корсетов, кринолинов и турнюров коллекционера Антона Приймака. Павел Карташев и Вадим Полубоярцев предоставили для выставки часть своей коллекции сумочек, а Евгения Доремидорова – редкие веера. Петербургский коллекционер Элина Арсеньева предоставила часть своей коллекции парфюма, буквально передающего дух ушедшей эпохи.
Когда: до 20 апреля 2024 года
Где: Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», ВДНХ
«Исследователь и художник: искусство в экспедиции»
Большой выставочный проект парка «Зарядье», Государственного дарвиновского музея и РГХПУ им. С.Г. Строганова посвящен исследованию российской Арктики за последние 400 лет. Это ретроспектива научных и ресурсно-поисковых экспедиций по освоению просторов Заполярья, подаривших миру не только научные открытия, но и художественные откровения.
Фото предоставлено пресс-службой
Экспозиция проекта разместилась сразу на нескольких площадках парка. В музее «Старый Английский двор» представлены гравированные и рукописные карты, рисунки, фиксировавшие ландшафт вновь открытых территорий, анализ мира живой природы в графике, акварелях и путевых дневниках, этнографические, топографические и биологические наблюдения ученых и художников. А в павильоне «Заповедное посольство» зрители знакомятся с работами современных художников, которые исследуют современные экосистемы, проблемы промышленных территорий, состояния воды и хрупкого биоценоза арктических земель.
Когда: до 10 марта
Где: Парк «Зарядье
«За кадром: есть что посмотреть»
Выставка, открывшаяся на Киностудии Горького, продемонстрирует, как устроено «закулисье» кино. На экспозиции представлены костюмы, реквизит, части декораций, постеры, видео- и фотоматериалы, а также бэкстейджи и фильмы о фильмах популярных отечественных классических лент («Семнадцать мгновений весны» реж. Т. Лиознова, 1973; «Конец операции «Резидент» реж. В. Дорман, 1986 и др.) и современных кинокартин («Чебурашка» реж. Д. Дьяченко, 2022; «Нюрнберг» реж. Н. Лебедев, 2023; «Кукольник» реж. С. Кузнецов, Р. Амслер, 2022; «Золото Умальты» (реж. А. Богатырев, 2024), а также эскизы компьютерной графики студии CGF для фильма «Конек-Горбунок» (реж. О. Погодин, 2021) и многое другое.
Фото предоставлено пресс-службой
Каждая из локаций выставки рассказывает о той или иной кинопрофессии, а благодаря визуальным и интерактивным решениям зрители видят, как работают за кадром и на киноплощадке.
Событие стало первым проектом музея Киностудии им. М. Горького, открытие которого запланировано на ближайшее лето.
Когда: 31 января–12 мая 2024 года
Где: Киностудия Горького
ТЕАТР
Премьера спектакля «Пигмалион» в Московском академическом театре сатиры
В конце января в Московском академическом театре сатиры состоялась премьера спектакля «Пигмалион» с участием Ангелины Стречиной, Сергея Чонишвили и Алены Яковлевой. Это классическая постановка пьесы Бернарда Шоу в современном прочтении. Режиссер Виктор Крамер создал на сцене футуристическую лабораторию звука и разнообразил архаичную лексику главной героини узнаваемым сленгом.
Фото предоставлено пресс-службой
В романе, как называл свою пьесу Шоу, профессор Хиггинс является специалистом в области звуков, он изучает речь: произношение, интонирование, манеры. Автор также упоминает фонограф как инструмент, с которым работает главный герой. Именно фонограф Виктор Крамер и взял за основу сценографии, превратив пространство сцены в футуристическую лабораторию, где Хиггинс собирает коллекцию сложных приборов и механизмов, картотеки звуков и голосов. По сути – создает коллекцию человеческих душ. И здесь, подобно Пигмалиону, Хиггинс творит свою Галатею: он сканирует и диагностирует Элизу Дулиттл, чтобы на основе собранного материала создать совершенно нового человека, новую Еву. Только Элиза так и не стала экспонатом инфернальной коллекции.
Чем больше профессор оттачивает свое творение, тем больше становится ее рабом: под маской циничного ученого, привыкшего скрывать свои эмоции и мысли, обнаруживается влюбленный и страдающий от любви мужчина
Подобные чувства испытывает к своему учителю и свободолюбивая Элиза. Трагизм истории в том, что главная героиня, оторвавшись от корней, не понимает, как ей жить дальше: она изменилась не только внешне – Хиггинс в первую очередь изменил ее изнутри.
Когда: премьерные показы в феврале – 3.02, 23.02,
Где: Московский академический театр сатиры
Премьера спектакля «Друзья» в Театре Наций
Спектакль режиссера Мотои Миура, прославившегося театральными постановками Чехова, основывается на одноименной пьесе японского авангардиста Кобо Абэ. Ее сюжет повествует о том, как в квартиру довольного жизнью молодого человека врывается компания незнакомцев (семейство из трех поколений), которые насильно пытаются избавить его от одиночества.
Непрошенные гости заявляют о своих благих намерениях и, со свойственной ультранасилию непринужденностью, проникают во все сферы жизни главного героя
По словам режиссер, его выбор пьесы обусловлен тем, что за добрым названием и комичной завязкой скрывается история откровенно недобрая, даже злая, которая обличает несовершенство современного общества и бессилие человека, столкнувшегося лицом к лицу с ситуациями, когда к тебе без стука входят «друзья». «Наш спектакль о том, как быстро современное общество может лишить человека собственной идентичности, убить в нем веру в себя», рассказывает Мотои Миура.
Когда: 10.02, 11.02
Где: Театр Наций
Премьера спектакля «Приглашение на казнь» в МДТ им. М.Н. Ермоловой
Марина Брусникина поставила спектакль по роману Набокова «Приглашение на казнь», в котором описываются последние дни жизни Цинцинната Ц., чья вина в обществе «прозрачных друг для дружки душ» состоит в его «непроницаемости» для окружающих.
Они даже приготовления к казни обставляют как балаган, в котором единственным живым человеком, мечущимся, ищущим и сомневающимся оказывается Цинциннат Ц
Долгое время он «бдительно изощрялся в том, чтобы скрыть некоторую свою особость», но однажды потерял осторожность, и все увидели его «непохожесть» на других.
В спектакле директор тюрьмы, адвокат, тюремщик, мать, жена, родственники и дети главного героя представлены как гротескные персонажи, они даже приготовления к казни обставляют как балаган, в котором единственным живым человеком, мечущимся, ищущим и сомневающимся оказывается Цинциннат Ц.
Фото с премьеры из сообщества театра в VK: vk.com/club43633818
Рассказывая о своей новой работе, режиссер говорит: «Важное в этом романе для меня – тема. Тема несовпадения индивидуальности героя с окружающим миром и тот факт, что всегда есть выход и спасение».
Когда: премьерные показы в феврале – 16.02, 24.02
Где: МДТ им. М.Н. Ермоловой
Юбилейный вечер Илзе Лиепа
Фото предоставлено пресс-службой
На юбилейном вечере народной артистки Илзе Лиепа будет показан спектакль-концерт «Мой отец Марис Лиепа», в котором помимо самой Илзе примут участие звезды балета Большого и Мариинского театров, Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и театра «Кремлевский балет»: Евгения Образцова, Владимир Шкляров, Алена Ковалева, Артемий Беляков, Семен Чудин, Элеонора Севенард, Денис Родькин, Ксения Шевцова, Иван Михалев, Екатерина Первушина, Артур Мкртчян и Дмитрий Антипов.
Когда: 5 февраля
Где: Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
ЛЕКЦИИ
Цикл лекций «А действительно, что такое джаз?»
В начале февраля в музее-заповеднике «Царицыно» стартует цикл встреч, посвященный истории джаза, который серьезно повлиял на культуру и музыку XX века. Всего в цикле запланировано 8 лекций, посетители которых вместе с лектором «пройдут» путь от первых джазовых опытов до сложных интеллектуальных форм этого направления. На первой встрече разговор пойдет о появлении джаза, его месте в культуре XX века и связи с современной музыкой. Слушатели узнают об источниках этого явления, разберутся в его смысле и философии. Особое место будет отведено истории раннего джаза, первым записям и чикагскому стилю.
Автор и ведущий цикла – джазовый обозреватель, радио- и телеведущий Михаил Митропольский.
Когда: с 4 февраля
Где: Музей-заповедник «Царицыно»
Параллельная программа к выставке «Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева. От эскизов и идей к реальности»
Фото предоставлено пресс-службой
Лекционный цикл об авангардной архитектуре XX века и серия квестов для детей, посвященная проектам и фантастическим задумкам выдающегося архитектора XX века Алексея Щусева, приуроченный к выставке «Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева. От эскизов и идей к реальности».
На экспозиции представлено более 200 уникальных чертежей, фотографий и документов из архива наследников архитектора, большая часть из которых ранее не экспонировалась. Отдельные разделы посвящены генеральному плану развития столицы «Новая Москва» и созданию Мавзолея Ленина.
Когда: с 8 февраля
Где: Центр Гиляровского
Цикл лекций «Московские меценаты-благотворители»
Цикл лекций, повествующий о столичных меценатах – купцах и фабрикантах, – которые открывали учебные заведения, больницы и богадельни, предоставляли бедным жилье и пропитание, а также способствовали развитию искусства, коллекционируя картины художников и поддерживая книгоиздание. Слушатели узнают о меценатской деятельности банкира и филантропа Козьмы Солдатенкова, представителей купеческой династии Хлудовых и «профессиональных благотворителей» Бахрушиных, а также получат ответы на вопросы: как крупные меценаты накапливали средства, что мотивировало их вкладываться в благотворительность и каков был механизм передачи пожертвований.
Лекции проводят историк Галина Ульянова и краевед Ирина Левина.
Когда: 7 февраля–6 марта 2024 г.
Где: Музей Москвы
Лекторий проекта «Исследователь и художник: Искусство в экспедиции»
Параллельно с выставкой (ее описание см. выше) работает лекторий, где можно больше узнать о жизни в экспедиции, о том, какой видели Арктику более 120 лет назад, об истории создания фотограмм и многом другом.
Репродукция картины Тыко Вылка "Северное сияние", 1950-е гг., предоставлено пресс-службой
Все лекции также доступны на странице парка «Зарядье» ВКонтакте.
Когда: до 9 марта
Где: Парк «Зарядье»
КИНО
VI Фестиваль индийского кино
В большой праздничный уикенд в шести российских городах пройдет фестиваль индийского кино. Гостям мероприятия представят индийские кинопремьеры, а также знаковые картины, снятые в этой стране. Фильмом открытия станет романтический мюзикл «Наступит завтра или нет» режиссера Никхила Адвани о классическом любовном треугольнике.
Кадр из фильма «Ланчбокс»; изображение предоставлено пресс-службой
Также зрители смогут увидеть премьеру эпичного блокбастера по мотивам индийских мифов со звездами индийского кино «Брахмастра, часть 1: Шива» Аяна Мукхерджи, фантастическую комедийную драму «ПиКей» о приключениях инопланетянина в Раджастане и комедию «Три идиота» Раджкумара Хирани. Фильмом закрытия станет романтическая картина «Ланчбокс» режиссера Ритеша Батра, получившая приз зрительских симпатий на Каннском фестивале 2013 года в разделе «Неделя критики», а также была номинирована на премию BAFTA в категории лучший неанглоязычный фильм.
Когда: 22–25.02
Где: кинотеатры сети «Синема Парк» в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Уфе, Саратове и Челябинске
Драма «По Фрейду» с Энтони Хопкинсом
Фильм рассказывает историю встречи основателя психоанализа Зигмунда Фрейда и автора цикла повестей «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса. Сюжет разворачивается на одном из последних сеансов ученого. Действие постоянно вырывается за пределы кабинета, переплетая в себе прошлое и настоящее, и унося зрителя в мир фантазий.
На премьере фильма, которая состоится 23 февраля в Большом заде киноцентра «Октябрь», картину представит и обсудит со зрителями профессор Евгений Жаринов.
Когда: 23 февраля – премьерные показы, 29 февраля – старт в широком прокате
Где: премьерный показ – киноцентр «Октябрь»; широкий прокат – в кинотеатрах страны
Киноальманах «День открытых дверей»
В День российской науки в кинотеатре «Иллюзион» состоится премьера киноальманаха «День открытых дверей». Эта работа включает в себя семь разножанровых историй об ученых и глобальных экологических проблемах. Можно ли вернуть в пустыню растения и спасти человечество с помощью супермухи? Что делать с тоннами рисовой шелухи и зарослями борщевика и при чем тут батарейки?
Кинозарисовки, составившие киноальманах, являются итогом работы проекта «Лаборатория научного кино 2.0», реализованного совместно со Сколтехом и химическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Художественный руководитель «Лаборатории» – режиссер и продюсер научно-популярного кино, лауреат премии «Лавр» и «За верность науке», финалист премий «ТЭФИ-регион» и Headliner, дважды номинант Европейской академии научного кино Юлия Киселёва.
Когда: 8–11 февраля
Где: 8 февраля – кинотеатр «Иллюзион» (Мск), с 8 по 11 февраля пройдут показы в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Челябинске, Красноярске, Самаре, Саратове, Ижевске, Уфе, Ростове-на-Дону, Омске, Краснодаре, Воронеже, Волгограде, Перми, Туле и других российских городах.
Психологическая драма «Свет» с Еленой Яковлевой
Психологическая драма режиссера Антона Коломейца с Еленой Яковлевой в главной роли. В центре сюжета – женщина на пороге 60-летия, у которой есть, казалось бы, все: семья, работа, друзья. Однако случайная встреча возвращает ее в прошлое, которое главная героиня долго пыталась забыть.
Фильм – триумфатор фестиваля в Выборге: главный приз в основном конкурсе, специальные призы жюри за лучший актерский ансамбль и первое место в конкурсе «Выборгский счет». Лучший игровой национальный фильм по версии фестиваля «Одна шестая».
Главную роль в картине исполнила Елена Яковлева (приз за лучшую женскую роль на фестивале «Северный Характер»). Также в фильме снялись: Дарья Коныжева («Праведник», «Доктор Лиза»), Милана Владыкина, Ян Ильвес («Король и Шут»), Валерий Панков («Кухня)» и другие.
На премьерном показе картину представят и обсудят со зрителями участники съемочной группы.
Когда: 18 февраля – премьерные показы, 22 февраля – старт в широком прокате
Где: премьерный показ – киноцентр «Октябрь»; широкий прокат – в кинотеатрах страны
В качестве заходной иллюстрации к материалу использована репродукция картины Владимира Милашевскего "Коломна. Мост через Москву-реку", 1929 г., из собрания Романа Бабичева.