Николай Мещерин «Выход из суеты»

4 февраля 2019

13 февраля 2019 года Музей русского импрессионизма совместно с Государственной Третьяковской галереей представит проект «Выход из суеты» – выставку Николая Мещерина (1864–1916)

Художник был одним из верных последователей философии французского импрессионизма и одним из тех мастеров, которые пытались привнести импрессионистические приемы в русскую живопись рубежа XIXXX веков. На выставке будет представлено около 100 работ из 17 государственных и частных музеев и 5 крупных собраний российских коллекционеров.

Предприниматель и меценат Николай Мещерин поздно взялся за кисть, но даже не окончив художественной академии, смог заслужить уважение коллег и собрать в своем родовом гнезде – подмосковной усадьбе Дугино – талантливых единомышленников: Игоря Грабаря, Исаака Левитана, Алексея Степанова, Василия Переплетчикова и других. Впервые публика увидит картины и фотографии конца XIX века авторства Николая Мещерина из личного собрания реставратора Николая Гагмана, которые были переданы в Третьяковскую галерею более десяти лет назад и до этого момента хранились в запасниках.

В 1897-м год в Москве предприниматель Сергей Щукин начинает покупать для своей коллекции работы французских импрессионистов. В ближайшие шесть лет он будет завсегдатаем парижского Салона Национального общества изящных искусств, выставок импрессионистов, ателье художников и торговцев антиквариатом. Щукин приобретет картины Камиля Писсарро, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, затем увлечется постимпрессионистами и откроет свой дом для посещения публики.

В этот же 1897 год другой московский предприниматель, сын основателя Даниловской мануфактуры Николай Мещерин, выбирает иной путь все в той же попытке – постичь новое искусство, способное запечатлеть мгновение во всей его прелести и красоте: прозрачность воздуха, неуловимость света и передать белый цвет без белой краски. 33-х летний Мещерин оставляет успешный семейный бизнес и уезжает подальше от московской суеты – в тихую усадьбу Дугино, где сам берется за кисть и посвящает закатные и предрассветные часы работе на пленэре с мольбертом.

Николай Мещерин. У перевода. 1901 год

В 1890-х годах Клод Моне пишет серию из 30 картин, на каждой изображен Руанский собор, но в разное время суток. Мастер стремится поймать ускользающий свет, показать его изменяющуюся природу и чрезвычайную тонкость, продемонстрировать, что не только предмет, но и эффекты влияют на наше восприятие и настроение картины. Художественные опыты Моне с природой цвета находят свое отражение и в знаменитом цикле «Кувшинки», изображавшем цветник сада в Живерни.

Практически теми же самыми опытами – поиском света и цвета – увлечен несколько лет спустя в имении Дугино Николай Мещерин. Художник ведет дневник, где делает записи своих наблюдений в разное время суток. Он пишет серии этюдов на закате и рассвете. Только из-под его кисти выходят уже подмосковные рощи, леса и поля, наполненные скромным очарованием русской провинции.

Этюды, впервые собранные вместе, будут представлены на выставке «Николай Мещерин. Выход из суеты» в Музее русского импрессионизма отдельным смысловым блоком. А сохранившаяся часть его художественного дневника-альбома с расшифрованными специалистами Третьяковской галереи записями, результатами наблюдений и экспериментов попадет в каталог выставки, обязательно заинтересует экспертов и, возможно, станет основанием для новых художественных открытий.

В 1890-х годах импрессионист Эдгар Дега свое увлечение фотографией сочетает с живописью. Фотография становится важным этапом в поиске более свежей и необычной композиции для его полотен. Неслучайно многие работы французского художника создают впечатление мгновенного снимка.

Николай Мещерин. Осень. Капустный огород. 1905 год

Богатый наследник Николай Мещерин тоже мог позволить себе во многом еще диковинное для России увлечение – любительскую фотографию. До сегодняшнего дня дошло 48 подлинных отпечатков. Снимки были сделаны художником в Дугине и окрестностях усадьбы в 1886-1887 годах. Изображения пейзажей, сцен охоты, групповых портретов родных и близких Мещерина были переданы Государственной Третьяковской галерее и до сих пор не выставлялись в полном объеме. Уже сейчас искусствоведы выделяют особенно удачные пейзажные съемки на реке Пахре, сюжетные фото.

Точно так же, как и в картинах – в фотографиях Николая Мещерина читается тонкое понимание русской природы, а мастерство композиции выдает «грамотный глаз» художника. На выставке в Музее русского импрессионизма у зрителя появится возможность сопоставить живописные и графические работы с фотоснимками конца XIX века и убедиться в таланте Мещерина-фотографа.

Усадьбе Дугино с ее особой атмосферой и традиционным бытом вдали от городской суеты будет посвящен отдельный раздел выставки. Дом, где Мещерин принимал гостей – известных художников того времени Исаака Левитана, Игоря Грабаря, Алексея Степанова, Василия Переплетчикова, Алексея Корина, Мануила Аладжалова – сегодня практически утратил исторические черты. В советские годы он подвергся серьезной перестройке.

А в начале XX века усадьба представляла собой двухэтажный дом, окруженный парком, с многочисленными хозяйственными постройками: конюшней, ригой, амбаром, теплицей и сараями. Хлебосольный хозяин Николай Мещерин развлекал гостей первыми патефонными пластинками и требовал, чтобы самовар никогда не остывал на столе, а каждый его гость жил в доме и творил в собственной мастерской. К услугам художников был и кучер, готовый в любое время везти на пленэр.

В Дугине в общей сложности около 10 лет прожил Игорь Грабарь. Во многом благодаря его мемуарам сегодня можно составить представление о жизни и творчестве Николая Мещерина, усадебном быте. Работы Грабаря, как и работы гостей-художников Дугина, будут представлены на выставке рядом с картинами и этюдами Мещерина.

Игорь Грабарь. Весенний ветер. 1905 год

К выставке «Выход из суеты» Музей русского импрессионизма, не изменяя своей основной миссии, собирает картины из частных коллекций и государственных собраний по всей России. Тематические блоки, на которые будет разбита экспозиция, позволят совершить путешествие во времени через смену сезонов – зиму, весну, лето и осень в усадьбе Дугино и ее окрестностях.

В проекте вместе с Государственной Третьяковской галереей примут участие музеи Перми, Казани, Иванова, Вологды, Курска, Вятки, Астрахани, Вольска, Краснодара. На выставке будут представлены экспонаты Государственного русского музея (Санкт-Петербург) и московских ИРРИ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музея Москвы, Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля, Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки. 

Имя Николая Мещерина, как и имена многих других художников, открывших для русской живописи импрессионистические приемы, было смыто революцией и гражданской войной. Выставка «Выход из суеты» станет первой за последние 30 лет ретроспективой Мещерина. Его творческие поиски и эксперименты, нашедшие отражение в представленных на выставке материалах, дадут возможность специалистам еще раз присмотреться к творческой судьбе художника и порассуждать о русском импрессионизме как о живописном феномене.

Николай Мещерин. Береза и рябинки

А для широкой публики «Выход из суеты» будет новым знакомством с легкими, нежными, воздушными подмосковными пейзажами, написанными в стилистике импрессионизма – направления, которому удалось постичь природу света и цвета и совершить революцию в живописи.

К выставке «Николай Мещерин. Выход из суеты» Музей русского импрессионизма готовит получасовой саундпроменад. Это будет музыкальная экскурсия по экспозиции, которую проведет для каждого зрителя сам художник. В аудиоспектакле оживут сюжеты картин, прозвучат самые яркие и интересные подробности жизни Николая Мещерина и обитателей усадьбы Дугино. Главных героев – самого Мещерина, его жену и друга Игоря Грабаря озвучат известные актеры.