Художник был одним из верных последователей философии французского импрессионизма и одним из тех мастеров, которые пытались привнести импрессионистические приемы в русскую живопись рубежа XIX–XX веков. На выставке будет представлено около 100 работ из 17 государственных и частных музеев и 5 крупных собраний российских коллекционеров.
Предприниматель и меценат Николай Мещерин поздно взялся за кисть, но даже не окончив художественной академии, смог заслужить уважение коллег и собрать в своем родовом гнезде – подмосковной усадьбе Дугино – талантливых единомышленников: Игоря Грабаря, Исаака Левитана, Алексея Степанова, Василия Переплетчикова и других. Впервые публика увидит картины и фотографии конца XIX века авторства Николая Мещерина из личного собрания реставратора Николая Гагмана, которые были переданы в Третьяковскую галерею более десяти лет назад и до этого момента хранились в запасниках.
В 1897-м год в Москве предприниматель Сергей Щукин начинает покупать для своей коллекции работы французских импрессионистов. В ближайшие шесть лет он будет завсегдатаем парижского Салона Национального общества изящных искусств, выставок импрессионистов, ателье художников и торговцев антиквариатом. Щукин приобретет картины Камиля Писсарро, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, затем увлечется постимпрессионистами и откроет свой дом для посещения публики.
В этот же 1897 год другой московский предприниматель, сын основателя Даниловской мануфактуры Николай Мещерин, выбирает иной путь все в той же попытке – постичь новое искусство, способное запечатлеть мгновение во всей его прелести и красоте: прозрачность воздуха, неуловимость света и передать белый цвет без белой краски. 33-х летний Мещерин оставляет успешный семейный бизнес и уезжает подальше от московской суеты – в тихую усадьбу Дугино, где сам берется за кисть и посвящает закатные и предрассветные часы работе на пленэре с мольбертом.
В 1890-х годах Клод Моне пишет серию из 30 картин, на каждой изображен Руанский собор, но в разное время суток. Мастер стремится поймать ускользающий свет, показать его изменяющуюся природу и чрезвычайную тонкость, продемонстрировать, что не только предмет, но и эффекты влияют на наше восприятие и настроение картины. Художественные опыты Моне с природой цвета находят свое отражение и в знаменитом цикле «Кувшинки», изображавшем цветник сада в Живерни.
Практически теми же самыми опытами – поиском света и цвета – увлечен несколько лет спустя в имении Дугино Николай Мещерин. Художник ведет дневник, где делает записи своих наблюдений в разное время суток. Он пишет серии этюдов на закате и рассвете. Только из-под его кисти выходят уже подмосковные рощи, леса и поля, наполненные скромным очарованием русской провинции.
Этюды, впервые собранные вместе, будут представлены на выставке «Николай Мещерин. Выход из суеты» в Музее русского импрессионизма отдельным смысловым блоком. А сохранившаяся часть его художественного дневника-альбома с расшифрованными специалистами Третьяковской галереи записями, результатами наблюдений и экспериментов попадет в каталог выставки, обязательно заинтересует экспертов и, возможно, станет основанием для новых художественных открытий.
В 1890-х годах импрессионист Эдгар Дега свое увлечение фотографией сочетает с живописью. Фотография становится важным этапом в поиске более свежей и необычной композиции для его полотен. Неслучайно многие работы французского художника создают впечатление мгновенного снимка.
Богатый наследник Николай Мещерин тоже мог позволить себе во многом еще диковинное для России увлечение – любительскую фотографию. До сегодняшнего дня дошло 48 подлинных отпечатков. Снимки были сделаны художником в Дугине и окрестностях усадьбы в 1886-1887 годах. Изображения пейзажей, сцен охоты, групповых портретов родных и близких Мещерина были переданы Государственной Третьяковской галерее и до сих пор не выставлялись в полном объеме. Уже сейчас искусствоведы выделяют особенно удачные пейзажные съемки на реке Пахре, сюжетные фото.
Точно так же, как и в картинах – в фотографиях Николая Мещерина читается тонкое понимание русской природы, а мастерство композиции выдает «грамотный глаз» художника. На выставке в Музее русского импрессионизма у зрителя появится возможность сопоставить живописные и графические работы с фотоснимками конца XIX века и убедиться в таланте Мещерина-фотографа.
Усадьбе Дугино с ее особой атмосферой и традиционным бытом вдали от городской суеты будет посвящен отдельный раздел выставки. Дом, где Мещерин принимал гостей – известных художников того времени Исаака Левитана, Игоря Грабаря, Алексея Степанова, Василия Переплетчикова, Алексея Корина, Мануила Аладжалова – сегодня практически утратил исторические черты. В советские годы он подвергся серьезной перестройке.
А в начале XX века усадьба представляла собой двухэтажный дом, окруженный парком, с многочисленными хозяйственными постройками: конюшней, ригой, амбаром, теплицей и сараями. Хлебосольный хозяин Николай Мещерин развлекал гостей первыми патефонными пластинками и требовал, чтобы самовар никогда не остывал на столе, а каждый его гость жил в доме и творил в собственной мастерской. К услугам художников был и кучер, готовый в любое время везти на пленэр.
В Дугине в общей сложности около 10 лет прожил Игорь Грабарь. Во многом благодаря его мемуарам сегодня можно составить представление о жизни и творчестве Николая Мещерина, усадебном быте. Работы Грабаря, как и работы гостей-художников Дугина, будут представлены на выставке рядом с картинами и этюдами Мещерина.
К выставке «Выход из суеты» Музей русского импрессионизма, не изменяя своей основной миссии, собирает картины из частных коллекций и государственных собраний по всей России. Тематические блоки, на которые будет разбита экспозиция, позволят совершить путешествие во времени через смену сезонов – зиму, весну, лето и осень в усадьбе Дугино и ее окрестностях.
В проекте вместе с Государственной Третьяковской галереей примут участие музеи Перми, Казани, Иванова, Вологды, Курска, Вятки, Астрахани, Вольска, Краснодара. На выставке будут представлены экспонаты Государственного русского музея (Санкт-Петербург) и московских ИРРИ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музея Москвы, Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля, Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
Имя Николая Мещерина, как и имена многих других художников, открывших для русской живописи импрессионистические приемы, было смыто революцией и гражданской войной. Выставка «Выход из суеты» станет первой за последние 30 лет ретроспективой Мещерина. Его творческие поиски и эксперименты, нашедшие отражение в представленных на выставке материалах, дадут возможность специалистам еще раз присмотреться к творческой судьбе художника и порассуждать о русском импрессионизме как о живописном феномене.
А для широкой публики «Выход из суеты» будет новым знакомством с легкими, нежными, воздушными подмосковными пейзажами, написанными в стилистике импрессионизма – направления, которому удалось постичь природу света и цвета и совершить революцию в живописи.
К выставке «Николай Мещерин. Выход из суеты» Музей русского импрессионизма готовит получасовой саундпроменад. Это будет музыкальная экскурсия по экспозиции, которую проведет для каждого зрителя сам художник. В аудиоспектакле оживут сюжеты картин, прозвучат самые яркие и интересные подробности жизни Николая Мещерина и обитателей усадьбы Дугино. Главных героев – самого Мещерина, его жену и друга Игоря Грабаря озвучат известные актеры.