Его называли последним поэтом деревни, хулиганом и пророком, гением и гулякой. Его стихи распевали в кабаках и цитировали в салонах, ими зачитывались крестьяне и интеллигенция, их боялась власть и обожали женщины. Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но стал голосом целой эпохи. Любовная лирика и пронзительные строки Есенина о Родине пережили свое время и до сих пор трогают сердца людей.
Режиссер постановки Филипп Разенков в преддверии премьеры рассказал, что стремился показать не миф о «золотом хулигане», а живого человека – тонкого, уязвимого, одержимого поиском правды и внутренней опоры. В спектакле герой раскрывается во всей противоречивости своей натуры: нежный и дерзкий, ранимый и свободный, деревенский мальчишка и утонченный денди.
Репетиция спектакля
«Чем больше я читаю Есенина, – отмечает режиссер, – тем яснее понимаю: его внешний эпатаж был щитом. За ним – человек, переживающий за свою страну и страдающий от неспособности изменить ее судьбу. Это был человек света, которого сжигала собственная огненная душа».
Художник-постановщик Елена Вершинина выстраивает сценическое пространство как метафору извилистой дороги, ведущей через всю судьбу поэта (см. эскиз на фото). Вместе с ним зритель проходит этот путь: от первых шагов в Петрограде и робкого стука в двери редакций – к признанию Блока, дружбе и соперничеству с Клюевым и Мариенгофом, ожесточенным дуэлям с Маяковским. На сцене появляются Галина Бениславская, последняя любовь поэта, и Айседора Дункан, увлекшая его в мир другой культуры и другой жизни. Перед глазами сменяются картины: императорские покои, шумные митинги, кабацкие гулянья, манифесты имажинистов, страстные признания и холодные допросы.
Пространство спектакля свободно от бытового реквизита: вместо реализма – знаковые образы. Арка с имперским гербом; красные элементы, разделяющие эпохи; золотые слитки как ироничный символ американской мечты; кружевной занавес, подобный оренбургскому платку и сотканный из памяти предков. Костюмы, созданные Еленой Вершининой, вдохновлены кроем начала XX века и насыщенны аллюзиями России, которую поэт так стремился сохранить в себе.
Музыка Евгения Загота становится эмоциональным нервом постановки. В спектакле звучат хоровые сцены, энергичные разгульные куплеты, трогательные любовные дуэты и философские арии. Тексты Анастасии Букреевой и стихи Михаила Загота превращают слова и музыку в единый поток – поток судьбы, влекущий поэта навстречу роковому концу.
«Мы покажем трагическую, но закономерную развязку этой судьбы, – говорит художественный руководитель театра Фабио Мастранджело. – И оставим зрителю пространство для личного переживания».
Финал музыкального спектакля становится не точкой, а освобождением: нити, связывавшие Есенина с людьми и временем, становятся всё тоньше, и лишь разорвав их, поэт обретает покой, возвращаясь «домой» – в свет.
Над постановкой работали:
Композитор – Е. Загот
Режиссер – Ф. Разенков
Художник-постановщик и художник по костюмам – Е. Вершинина
Либретто – А. Букреева
Стихи – М. Загот
Балетмейстер – И. Ляховская
Вокал-коуч, хормейстер – А. Чопик
Художник по свету – И. Вторникова
Изображения предоставлены пресс-службой Музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина.