РИА Новости выяснило, какие грамматиеские ошибки школьники допускают чаще всего

20 сентября 2012
Всем свойственно делать ошибки. Вот только кто-то по невнимательности «теряет» буквы в словах, а кто-то просто не знает правил. При этом кому-то это простительно, так как он этих правил еще не проходил по программе, а кто-то просто ленится взять учебник и выучить все эти несчастные склонения и спряжения. РИА Новости выяснило, как обстоят дела с грамотностью в России, проведя собственный опрос и расспросив преподавателей вузов.
Доцент филфака Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Константин Поливанов считает, что в последние три-четыре года наблюдается рост «формальной» грамотности – выполнения норм орфографии и пунктуации. По его мнению, свою роль здесь сыграло введение обязательного ЕГЭ по русскому языку. Абитуриенты, зная, что из этого будет складываться их вступительный балл, серьезнее стали относиться к орфографии. «Разумеется, ошибки все равно бывают. Причем самые нелепые: чаще других – не различают написание инфинитива и третьего лица множественного числа перед «ся», пишут слово «вообще» и прочие», – отметил Поливанов. 

РИА Новости недавно опросило школьников и выяснило, что чаще всего они неправильно употребляют глагольные окончания «тся» или «ться». Это мнение разделяет и преподаватель Высшей школы журналистики Оксана Силантьева. «Вроде бы есть простое школьное правило, как проверить написание этих глаголов, но с обидной регулярностью встречаю «книги издаються» и «Анна Каренина решила бросится под поезд», – говорит она. 

Второе место занимают ошибки из разряда «как слышу, так и пишу»: «учавствовать», «здраствуй», «августовский пуч». «В последние два года особенно настораживают «неодыкватно», «эпостась» и «наобороть». Ошибки, которым я не могу найти логичного объяснения», – добавляет Силантьева. 

Также у школьников часто страдает смысловая грамотность. Причина, по мнению преподавателя, в том, что в школе мало возможностей практиковать связную самостоятельную речь. «Много слушаем, много записываем, пытаемся много читать. Но для взрослой жизни нужно умение найти информацию, понять ее, пропустить через себя, задать конкретные вопросы, сформулировать аргументы за и против, изложить свою точку зрения устно и письменно. Таких интеграционных занятий нашим школьникам не хватает», – считает она. 

По мнению заместителя декана по научной работе факультета филологии ВШЭ Андрея Немзера, у современных школьников одинаково плохо что с «жи-ши», что с построением фразы, что с выражением мысли. Уровень грамотности у современных школьников чрезвычайно низкий и главная причина кроется в том, что дети не читают классическую литературу, считает он. «Люди, которые не умеют читать, никогда не будут уметь писать. Тот, кто помнит наизусть Грибоедова и Лермонтова, будет писать гораздо грамотнее, чем тот, для кого цитаты из «Горя от ума», басен Крылова и стихов Тютчева – пустой звук», – уверен замдекана. «Чрезвычайно редкий случай, когда человек хорошо думает, обладает некоторым стилем и при этом делает много ошибок. Так бывает, но это крайне индивидуальные сюжеты», – добавил он. 

По определению ЮНЕСКО, «грамотным считается тот, кто может написать и прочитать короткий, простой текст на тему из своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное». По данным организации, около 775 миллионов человек, то есть каждый пятый взрослый, не умеют ни читать, ни писать, а 75 миллионов детей не ходят в школу. В России не имеют начального общего образования 37 тысяч детей, более 22,5 тысячи детей неграмотные. 

Признавайся, а у тебя как обстоят дела с грамотностью? Какие ошибки ты чаще всего допускаешь?