Шедевры мировой живописи, которые надо знать

15 апреля 2014
Эти полотна давно вошли в историю как гениальные произведения гениальных авторов, они входят в список самых дорогих и желанных покупок, а их фрагменты (настроения, героев) ты не раз видела в современных интерпретациях, в иллюстрациях к любимым книгам и даже на футболках друга или подруги. Нам кажется, что день Рождения Леонардо да Винчи (сегодня ему исполняется… 562 года!) - отличный повод еще раз вспомнить самые легендарные произведения живописцев (и блеснуть знаниями не только на уроках, но и в жизни!).

Леонардо да Винчи, «Мона Лиза». 1503 - 1505 

Едва ли найдется в мире картина более узнаваемая, чем этот портрет кисти да Винчи. Причем увидеть ее в интернете гораздо проще, чем в жизни - перед небольшим полотном, хранящимся в Лувре, выстраивается такая очередь из туристов, что пробиться к историческому достоянию могут лишь самые терпеливые. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена торговца шелком из Флоренции, однако личность модели точно не установлена. Поговаривали, что ею могла быть мать художника, юноша в женском одеянии или даже сам художник, таким хитроумным способом выполнивший свой автопортрет. :) 

Сальвадор Дали, «Постоянство памяти». 1931 

Сальвадор Дали, «Постоянство памяти». 1931

Слава этой картины настолько велика, что вместить ее могло бы только полотно размером с дом. Однако «Постоянство памяти» по размеру чуть больше альбомного листа - 24х33 см! А сколько на этом крошечном пространстве изображено философских символов - не счесть. Например, видишь это странное существо с огромными ресницами в самом центре картины? Это автопортрет спящего Дали! По признанию автора, на создание картины его вдохновил… вид плавленного сыра! Вот это мы и называем умением видеть красоту в обыденных вещах. 

Казимир Малевич, «Черный квадрат». 1915 

Казимир Малевич, «Черный квадрат». 1915

Основная ценность «Черного квадрата» вовсе не в том, что он черный и квадрат, как думают многие. А в том, что сам Малевич называл его основным элементом супрематизма - течения в живописи, начавшегося в его эпоху. Или в том, что идеально ровную геометрическую фигуру художник нарисовал без использования линейки. Или в том, что под ним, по легенде, скрывается неудавшаяся картина художника и, разглядывая одну картину, ты как бы сразу разглядываешь две. :) Или в том… Одним словом, каждый видит в «Черном квадрате» свою уникальность: художники - художественную, историки - историческую, верующие - религиозную, философы - философскую. Осталось только решить, какая из них ближе тебе? :) 

Пабло Пикассо, «Девочка на шаре». 1905 

Пабло Пикассо, «Девочка на шаре». 1905

Оригинал этой картины хранится в Пушкинском музее в Москве, так что при случае обязательно загляни полюбоваться. Кстати, в 2012 году Банк России даже выпустил специальную монету в честь юбилея музея с изображением «Девочки на шаре»! Сама картина - это набор контрастов: унылый пейзаж и веселье, которое дарят цирковые артисты; подвижная и гибкая гимнастка на неустойчивом шаре и застывший, неподвижный атлет на монолитном кубе. Согласись, удачная аллегория на нашу жизнь, полную противоположностей? 

Иван Шишкин, Константин Савицкий, «Утро в сосновном лесу». 1889 

Иван Шишкин, Константин Савицкий, «Утро в сосновном лесу». 1889

Уверены, этот пейзаж знаком тебе с детства. :) Однако, не удивимся, если ты не знала о существовании второго автора - Савицкого. А между тем, именно он нарисовал медвежат, да и вообще подсказал замысел всей картины Шишкину! Правда, чем-то не угодил коллекционеру Павлу Третьякову, который, приобретя картину, стер его подпись, подарив всю славу Шишкину. Кстати, если хочешь заслужить положительную оценку ценителей живописи, не путай название картины. Верно говорить «Утро в сосновом лесу», а не «Утро в сосновном бору», ведь бор - это и есть сосновый лес. Получается то самое «масло масляное». :) 

Виктор Васнецов, «Аленушка». 1881 

Виктор Васнецов, «Аленушка». 1881

Ты наверняка видела эту картину в качестве иллюстрации к сказке «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». Критики называют творение Васнецова одной из лучших картин русской школы. У героини, изображенной на полотне, кстати, есть вполне себе реальный прототип - простая русская девушка из Ахтырки, вдохновившая Васнецова на создание картины. Работая над произведением, художник нарисовал несколько эскизов - пейзажей пруда, куда впоследствии «поселил» свою Аленушку. 

Эдвард Мунк, «Крик». 1893 - 1910 

Эдвард Мунк, «Крик». 1893 - 1910

Энди Уорхолл и другие яркие представители поп-арта особенно любили копировать эту работу норвежского художника. Ее влияние на современную культуру поистине огромно - «Крик» стал эмблемой экспрессионизма, а также предвосхитил эпоху модернизма с ее излюбленными темами одиночества и отчаяния. Кроваво-красный пейзаж картины - реальное явление природы, свидетелем которого стал Мунк во время прогулки. По его словам, это было похоже на крик природы. Возможно, ощущение отчаяния, испытанное художником в этот момент, и выразилось в центральной бесполой фигуре. По другим версиям, на ее создание художника вдохновила мумия, увиденная им на выставке, или состояние маниакально-депрессивного психоза, излечившись от которого, Мунк перестал постоянно воспроизводить свой шедевр. 

Винсент ван Гог, «Звездная ночь». 1889 

Винсент ван Гог, «Звездная ночь». 1889

Желание нарисовать ночное звездное небо преследовало ван Гога очень долго. Предварительно он даже создал картину «Звездная ночь над Роной», однако, по всей видимости, остался недоволен результатом. Уникальность этой «Звездной ночи« в том числе в том, что ее он писал по памяти, находясь в лечебнице Сен-Реми, где лечился от приступов безумия. 

Иван Айвазовский, «Девятый вал». 1850 

Иван Айвазовский, «Девятый вал». 1850

Айвазовский всю свою жизнь посвятил изображению моря (всего около шести тысяч картин!(. Самой знаменитой его работой является, конечно «Девятый вал«, посмотреть на который сегодня можно в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Примечательно, что трагедию кораблекрушения художнику удалось изобразить в позитивном ключе. Теплые краски дарят надежду на благополучный исход для выживших людей.

Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры». 1486 

Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры». 1486

Именно эта стыдливая, скромная поза в первую очередь и ассоциируется у нас с образом Афродиты, богини красоты. А сколько раз девчонки пытались повторить ее, отдыхая на море! За иллюстрацию стоит благодарить великого Боттичелли. Дальновидный художник, кстати, нанес на свое произведение защитный слой из яичного желтка, что позволило картине дожить до нашего времени в идеальном состоянии. 

Михаил Врубель, «Демон сидящий». 1890 

Михаил Врубель, «Демон сидящий». 1890

Врубеля можно по праву назвать «главным сказочником» среди российских живописцев. Его перу принадлежит также «Царевна-лебедь». А на создание «Демона сидящего»художника вдохновила поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Герой Врубеля трагичен, печален и красив, что вполне соответствует образу литературного прототипа. 

Рафаэль, «Сикстинская Мадонна». 1512 

Рафаэль, «Сикстинская Мадонна». 1512

Посмотри на двух маленьких ангелочков внизу картины. Узнаешь их? Они давно стали героями рождественских открыток, конфетных коробок и плакатов. :) Впрочем, и картина в целом оказалась настолько знаменитой и упоминалась так часто, что в XX веке многие ценители искусства даже испытывали разочарование, увидев ее воочию и не испытав тех восторженных чувств, которые обещали многочисленные аннотации. Любимое многими «чудо» картины - задний фон. На первый взгляд может показаться, что это облака, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что фон создан из сотен миниатюрных головок ангелов. Впечатляет и размер полотна: почти 3 на 2 метра! 

Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце». 1872 

Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце». 1872

Название этой картины (Impression, soleil levant) подарило название целому течению в искусстве - «импрессионизм». Она была написана с натуры в старом порту Гавра во Франции. Правда, не все моментально оценили талант и новаторство художника. Журналист Л.Леруа, впервые увидев полотно, написал: «Обои, и те смотрелись бы более закончено». 

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, «Купание красного коня». 1912 

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, «Купание красного коня». 1912

Одна из самых пророческих картин в истории. Принято считать, что красный конь выступил символом России, которую не в силах удержать хрупкий наездник. Сюжет воплотился в «красных» событиях XX века. Однако, вполне вероятно, что вдохновением для создания легендарного шедевра послужили не размышления о судьбах родной страны, а работа ученика художника, изобразившего красных коней в воде. Кстати, автора этой работы - юного художника Сергея Калмыкова - Петров-Водкин и посадил на коня в своей картине. После длительных путешествий по миру, «Купание красного коня» вернулось в Третьяковскую галерею, где и хранится по сей день. 

Микеланджело, «Сотворение Адама». 1511 

Микеланджело, «Сотворение Адама». 1511

Возлюбленные тянут друг к другу указательные пальцы, мама и ребеночек повторяют этот жест, да даже домашние питомцы и их хозяева - где только не повторился сюжет «Сотворения Адама» в нашу эпоху. А между тем, идея эта принадлежит именно Микеланджело, изобразившему создание человека Богом на одной из фресок Секстинской капеллы. Легендарный жест символизирует момент передачи импульса жизни. 

Андрей Рублев, «Троица». 1411 

Андрей Рублев, «Троица». 1411

Пожалуй, самая прославленная православная икона. Несмотря на это, о точной дате создания произведения историки спорят до сих пор. Принято указывать два числа: 1411 и 1425-1427 годы (по датам строительства деревянного и каменного Троицкого собора, расписать который и пригласили иконописца Рублева).