«Красный факел» ‒ один из ведущих драматических театров Сибири. История театра насчитывает 105 сезонов. С 2023 года коллективом руководит Андрей Прикотенко – известный и любимый в Петербурге режиссер, выпускник Моховой (мастерская Вениамина Фильштинского), поставивший «Эдипа-царя» в Театре на Литейном, «Лерку» в БалтДоме, «Обломова» в Александринском и культовое «Лето одного года» в БДТ.
«Красный факел» много раз был участником петербургских театральных фестивалей, однако полномасштабных гастролей в Санкт-Петербурге у новосибирского театра не было более 13 лет. На сцену Большого драматического театра труппа «Сибирского МХАТа» выйдет впервые. В течение 6 дней краснофакельцы сыграют с повторами три спектакля, которые наглядно продемонстрируют современную линию развития театра.
На фото: сцена из спектакля «Ромео и Джульетта»
«Это программные спектакли, в которых представлен новый вектор развития театра, наше отношение к русской классике и интерпретации хрестоматийных текстов на академической сцене, – говорит Андрей Прикотенко, – В этих постановках представлена большая часть труппы: молодые артисты, заслуженные, среднее и старшее поколение. Таким образом публика увидит стилевое единство актерской команды, утвердившееся в сегодняшнем “Красном факеле”. Еще один трепетный лично для меня момент: как человеку, родившемуся в Петербурге, как режиссеру, чей спектакль ʺЛето одного годаʺ с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили много лет идет на сцене БДТ, особенно важно привезти в родной город знаковые для меня и нашего театра работы и произвести достойное впечатление».
На фото: сцена из спектакля «Ромео и Джульетта»
Откроет гастроли 5 и 6 августа музыкальный спектакль «Ромео и Джульетта» в постановке пермского режиссера Марка Букина. Либретто по мотивам трагедии Уильяма Шекспира написала драматург Наталия Макуни, авторскую музыку сочинила композитор Евгения Терехина. В новом прочтении Верона предстает погрязшим в злобе и конфликтах Готэм-сити, где два юных сердца отчаянно пытаются найти смысл жизни. Мысли влюбленных кипят от неразрешимых вопросов, а монологи превращаются в зонги, которые актеры исполняют под живое сопровождение музыкального бэнда.
На фото: сцена из спектакля «Ромео и Джульетта»
«Перед нами стояла задача сохранить поэзию, заложенную драматургом на уровне структуры, и сделать так, чтобы со сцены звучал актуальный язык сегодняшнего дня, – говорит Марк Букин. – Как только я увидел Вадима Гусельникова и Анастасию Плешкань, сразу понял, что они ‒ мои Ромео и Джульетта. Я не лукавлю: если бы я их не встретил, “Ромео и Джульетты” не было бы. Мне с ними очень повезло. Мы действительно сделали что-то очень важное… Мне кажется, этот спектакль больше нас».
Петербуржцы уже могли оценить режиссерскую работу Марка Букина: в мае он представил в театре «Суббота» свою первую петербургскую премьеру «Море».
На фото: сцена из спектакля «Мертвые души»
7 и 8 августа на сцене БДТ будет показан спектакль режиссера Андрея Прикотенко и его постоянного соавтора ‒ художника Ольги Шаишмелашвили ‒ «Мертвые души». Герои, населяющие этот театральный сюжет, вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. Зрителей метафизического роуд-муви ждет кардинальное изменение пространства сцены, в котором заложена пронизывающая поэму Гоголя тема путешествия, «гигантское дыхание» русской земли и маленький человек, вдруг оказавшийся на перекрестье этих объемов и масштабов.
На фото: сцена из спектакля «Мертвые души»
«Тема дороги и колокольчика, тема тройки, бесконечно несущейся по российским просторам, тема мертвых душ – помещики это, крестьяне или же весь мир? – рассуждает Андрей Прикотенко. – К художественному решению мы с Ольгой Шаишмелашвили пришли довольно быстро: захотелось визуализировать маленькую фигуру человека в огромном Космосе».
На фото: сцена из спектакля «Бесы»
Завершит гастроли 9 и 10 августа спектакль Андрея Прикотенко «Бесы». Эта постановка, над которой работал тот же творческий коллектив, что и над «Мертвыми душами», продолжает путешествие по метафизической России и складывается в дилогию с этим спектаклем. Эпический охват, бескрайние российские просторы, фигура героя, которого окружающие воспринимают как полубога, ‒ все это объединяет два великих текста. Сам режиссер проводит ниточку от своего спектакля к культовому фильму «Однажды в Америке», где тоже представлена судьба четырех молодых людей с общим детством и общим недовольством миром, в котором они живут.
На фото: сцена из спектакля «Бесы»
«Если в фильме представлена длинная история с исходом, то ʺБесыʺ и есть сам исход, – говорит Андрей Прикотенко. – Я считаю это величайшее и самое сложное произведение русской литературы. Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского очень сложен для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни. Тем интереснее и ответственнее дело, за которое мы взялись».
Напомним, что основанный в 1920 году театр «Красный факел» стали называть «Сибирским МХАТом» после триумфальных гастролей в Москве летом 1953 года. Это было самое искреннее признание заслуг главного режиссера театра Веры Редлих, ученицы Станиславского, которой удалось принести с собой в Новосибирск культуру сценического искусства, разработанную ее великим учителем. Свой неофициальный статус «Красный факел» поддерживает и сейчас. Между театрами действительно много общего ‒ новаторская интерпретация классики, особое отношение к актерскому ансамблю и жизни человеческого духа на сцене. Объединяет коллективы сегодня и еще одна общая черта: худрук «Красного факела» Андрей Прикотенко и худрук МХТ им А.П. Чехова ‒ Константин Хабенский – однокурсники. И оба ‒ петербуржцы.
Фотографии спектаклей предоставлены пресс-службой театра «Красный факел». В качестве заходной иллюстрации к материалу использовано изображение сцены из спектакля «Ромео и Джульетта».