В Петербург привезут премьеру балета «Война и мир»

РЕДАКЦИЯ YES!
Редактор
14 ноября 2023

6 декабря в БКЗ «Октябрьский» состоится петербургская премьера балета-эпопеи Война и мир» в постановке Андрея Петрова. В спектакле будут задействованы 210 артистов из трех  театров, 46 картин-декораций и более 300 костюмов.

 

Балет «Война и мир» – это масштабная хореографическая драма по мотивам одноименного романа Льва Толстого. Премьера спектакля, поставленного Андреем Петровым на музыку Вячеслава Овчинникова, состоялась в августе этого года в Крыму. В сентябре балет показали на сцене Большого театра в Москве, а петербургская премьера состоится 6 декабря на сцене БКЗ «Октябрьский».

На фото: Екатерина Первушина в партии Наташи, автор изображения – Александр Тихонин

В постановке задействованы артисты московского театра «Кремлевский балет», донецкого театра оперы и балета «Донбасс Опера» и Воронежского государственного театра оперы и балета. За спектакль декорации меняются 46 раз, аналогично 46-ти картинам романа Толстого. Многочисленные жанровые детали (заснеженные российские просторы, сани Наполеона, горящая Москва, пушки, сабли и метафорическое «колесо войны») наполняют постановку реалистичностью и символизмом и оттеняют линии главных героев – Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Музыку к балету написал народный артист России композитор Вячеслав Овчинников – автор музыки к более чем 40 советским кинофильмам, включая «Андрея Рублева» и другие картины Тарковского, «Они сражались за Родину», «Войну и мир» Сергея Бондарчука. Последняя и стала основой музыкальной партии балета. Либретто написали Андрей Петров и Виктор Добросоцкий – современный российский писатель и ученый.

На сцене перед зрителями разворачиваются узнаваемые события романа: первый бал Наташи Ростовой, сражение при Аустерлице, дуэль Пьера Безухова с Долоховым и кульминация – Бородинская битва. Но язык танца обогатил сюжет авторскими метафорами. Главным антагонистом становится фигура Наполеона – его сложный и противоречивый образ Андрей Петров уже разрабатывал ранее в своем балете 1995 года «Наполеон Бонапарт» на музыку Тихона Хренникова.

На фото: Дарья Донцова в партии Войны, автор изображения – Александр Тихонин

Метафорический образ Войны, сквозной разрушительный персонаж, позволяет выстраивать действие балета в единое целое. Им противопоставлены герои – Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов.

На фото: Даниил Росланов и Екатерина Первушина, автор изображения – Александр Тихонин

«Спектакль пронизан духом доброй ретроэстетики, он – образец литературного балета, – описывает свои впечатления от московской премьеры критик газеты «Культура». – Театр словно приглашает нас перелистать страницы великого романа: десятки коротких сцен с точным соблюдением хронологии следуют одна за другой, настоящее сменяется будущим. Временами действие на секунды замирает и возникают ассоциации с живописными картинами, но – миг – и полотна оживают!»

Автор изображения – Александр Тихонин

Главные партии в постановке исполняют солисты Кремлевского балета – заслуженная артистка РФ Екатерина Первушина в роли Наташи, премьеры труппы Даниил Росланов и Михаил Евгенов в партиях Андрея и Пьера. Образ Войны воплощает 19-летняя солистка Донецкого театра Дарья Донцова. Сопровождают балет хор и оркестр «Донбасс Оперы» под управлением Юрия Парамоненко.