Современный балет «Медитация», премьеру которого покажут 18 ноября на главной сцене Александринского театра, – это философская притча о человеке, ищущем смысл жизни
и вдохновение. Хореография Анны Верде соединяет древние архетипы
и современные пластические формы, превращая движение танцовщиков в путь познания – от внутреннего хаоса к покою, от суеты к свету. Автор идеи и продюсер проекта Виталий-Марк Гладышев определяет «Медитацию» как «приглашение к путешествию внутрь себя – к переосмыслению привычного и обретению свободы через искусство».
Музыку, специально созданную для спектакля композитором Ильей Дягелем, отличает уникальное слияние русских напевов и восточных медитативных мотивов. Более тридцати редких этнических инструментов – от ханга и диджериду до тибетских чаш и посоха дождя – создают живое звуковое поле, в котором свет, звук и движение обретают единую ритмику. Спектакль посвящен страсти Федора Шаляпина к искусству танца и его любви к первой жене – балерине Иоле Торнаги.

25 ноября на Новой сцене Александринского театра состоится премьера проекта, созданного специально для фестиваля «Дар», – «Дубинушка лейтмотив. Версия Мартынова», в которой композитор, перформер, знаток древней и современной музыки Владимир Мартынов обращается к материалу «Дубинушки» со всей свойственной ему свободой философской и композиторской мысли. В основе музыкального перформанса – авторское прочтение одной из самых известных русских песен, сыгравшей немалую роль в судьбе Федора Шаляпина, а также занимающей особое место в истории русской музыки.
Музыкальный перфоманс прозвучит в исполнении самого Владимира Мартынова (фортепиано), скрипачки, народной артистки России Татьяны Гринденко, а также молодых исполнителей электроакустической музыки – Павла Паньковского и Аркадия Пикунова. Автор идеи – Дмитрий Мильков.

30 ноября в Концертном зале на Английской набережной зрителей ждет музыкально-драматический спектакль «За день до вечности» («Шаляпин, Рахманинов и другие»), который переносит публику в атмосферу Серебряного века. Постановка раскрывает сложный, многогранный диалог двух гениев – Шаляпина и Рахманинова, демонстрируя, как дружба и сотрудничество великих художников формируют эпоху. В главной роли – один из лучших современных басов, «Шаляпин наших дней», заслуженный артист Республики Татарстан, солист театра «Геликон-опера» Алексей Тихомиров. В роли Рахманинова – народный артист Башкортостана, пианист Дмитрий Крюков. В роли «других» – артист Оренбургского драматического театра имени Горького Максим Меденюк. Автор сценария и ведущая вечера – музыковед Ольга Русанова.
Фестиваль продолжится 1 декабря круглым столом «Жизнь с избытком. Размышления о феномене дара» в Музыкальной гостиной на Большой Морской, 55. Музыканты, писатели, театральные деятели и философы обсудят природу творческого дара, ответственность за дар носителя таланта и общества, дар – это счастье или бремя, отношение к талантливым детям.

Кульминацией фестиваля станет гала-концерт «Бас-парад», который состоится 3 декабря в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича. В концерте примет участие симфонический оркестр Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело. В программе прозвучат произведения из репертуара Федора Шаляпина, а также музыка, формирующая контекст его эпохи. Тема баса – тембра, обладающего мощной, гипнотической силой, раскроется в гала-концерте во всем своем многообразии. Перед слушателями развернется целая палитра басовых образов: как оперных, в исполнении выдающихся басов современности – солистов Мариинского театра Владимира Ванеева и Михаила Колелишвили, солиста Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрия Скорикова и солиста Михайловского театра Александра Безрукова, так и инструментальных, представленных Михаилом Дзюдзе (балалайка-контрабас) и Ильей Финкельштейном (контрабас).
Изображения предоставлены пресс-службой фестиваля.