Проект уже был успешно представлен в Ельцин Центре в Екатеринбурге и Вятском художественном музее в Кирове. Он обращается к событиям бурного послереволюционного времени, когда советская власть активно сотрудничала с художниками-авангардистами, видела в них движущую силу для продвижения коммунистических идей и приобретала их работы для столичных и региональных музеев. В октябре 1921 года на 3-ю передвижную художественную выставку в город Советск Вятской губернии (Кировской области) привезли более 300 произведений из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани. Беспрецедентный по числу и составу работ смотр должен был продолжиться в других городах губернии. Через месяц шедевры на телегах отправили в соседний город Яранск, где из-за проблем с финансированием и начала осенней распутицы они были оставлены в местном музее и забыты почти на 100 лет.
Объединенные усилия Ельцин Центра и команды Энциклопедии русского авангарда позволили частично воссоздать 3-ю и две первые художественные выставки в Советске и показать редкие произведения из фондов региональных музеев. Проект расскажет о художественной политике советской власти в первые послереволюционные годы и о деятельности кураторов-энтузиастов, которые в непростое для страны время устраивали выставки авангардного искусства.
Экспозиция продолжит серию проектов Музея русского импрессионизма о художниках-авангардистах и выставках русского искусства первой трети XX века. Посетители увидят заново открытые шедевры Василия Кандинского, Александра Родченко, Николая Фешина, Ивана Клюна, Александры Экстер и других мастеров.
«На выставке будут демонстрироваться работы русских авангардистов, чье наследие ценится во всем мире. Кураторы представили этот проект в регионах, но находки такого уровня заслуживают того, чтобы быть показанными в столице. Мы охотно выступаем партнерами этого события», — отмечает Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма.
Широкому зрителю будет впервые представлена отреставрированная двусторонняя картина «Композиция» Алексея Моргунова, на спасение которой с помощью краудфандинговой кампании на Planeta.ru было собрано 983 056 рублей. Редкая работа соратника Казимира Малевича была обнаружена кураторами выставки в собрании Слободского краеведческого музея в аварийном состоянии. За три месяца в проекте по сбору средств приняли участие более 800 человек.
Выставку поддержала фармацевтическая компания «Нанолек», завод которой находится в Кировской области. «Мы просто не смогли пройти мимо этой невероятной истории, которая случилась в нашем родном регионе. Вятка известна как родина дымковской игрушки и других народных промыслов, но теперь регион, похоже, войдет в историю культуры с еще одним сюжетом — про шедевры мирового уровня, которые потеряли в начале прошлого века и только спустя десятилетия обнаружили в небольшом музее города Яранска», — отметил Владимир Христенко, президент компании.
Кураторы:
- Андрей Сарабьянов (Москва) — искусствовед, куратор, издатель, исследователь русского авангарда, автор-составитель «Энциклопедии русского авангарда» (в соавторстве с В. И. Ракитиным).
- Наталья Мюррей (Лондон) — искусствовед, куратор, лектор лондонского Института искусства Курто.
- Анна Шакина (Киров) — искусствовед, кандидат искусствоведения, директор Вятского художественного музея им. А. М. и В. М. Васнецовых.
- Анастасия Винокурова (Москва) — ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Спецпроект «Искусство перевозки искусства»
На третьем этаже музея расположится интерактивная выставка, подготовленная в партнерстве с арт-логистической компанией Fineartway. Если экспонаты передвижных выставок 1920-х часто возили на телегах, то сегодня в распоряжении музеев — спецтранспорт и профессиональное оборудование: автомобили с пневмоподвеской, климатические ящики и бескислотные упаковочные материалы. Выставка расскажет о процессах, которые остаются вне поля зрения посетителей — от упаковки и перевозки картин до монтажа и демонтажа экспозиций. Посетители узнают, почему ящики могут стоить несколько десятков тысяч рублей и как безопасно транспортировать хрупкую гипсовую скульптуру, картину на холсте или графический лист под стеклом, а также почему перевозка искусства — это тоже искусство.