Авторизация

Закрыть

Войти под своим логином:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Выставка «Жены» в Музее русского импрессионизма

С 1 февраля по 12 мая Музей русского импрессионизма представит выставку «ЖЕНЫ», куда войдут более 40 портретов возлюбленных великих русских художников. Среди них Илья Репин, Михаил Врубель, Константин Коровин, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Борис Григорьев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Дейнека, Роберт Фальк, Константин Юон, Сергей Судейкин, Юрий Пименов и многие другие. 

Выставка «Жены» в Музее русского импрессионизма

Юлия Евстафьевна, жена художника Бориса Кустодиева, сидит в больничном коридоре. Из операционной выходит профессор и сообщает: подтверждена опухоль спинного мозга, но, чтобы добраться до нее, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Она, уже потерявшая младшего сына, мать и сейчас теряющая мужа, эта милая, мягкая подруга и советчица умоляет: «Руки оставьте, руки! Художник – без рук! Он жить не сможет...» Последующие 11 лет своей жизни выдающийся мастер Борис Кустодиев проведет в инвалидном кресле, но именно в этот период он создаст наиболее яркие и зрелые работы.

Кустодиев Б.М. Портрет жены с дочерью Ириной,

Все знают имена выдающихся художников, но что известно об их возлюбленных? Кто эти женщины, как они вдохновляли своих мужчин или же вовсе были к ним безучастны, как строили карьеру и становились знаменитыми актрисами или же растворялись в своих спутниках и жертвовали многим ради семейного счастья. Такие разные, такие непохожие, их объединяет лишь одно – все они жены.

Эта выставка призвана показать, как развивалось русское искусство в период с конца XIX до середины XX века через призму портретов жен великих мастеров. Художественные изменения, которые претерпел женский портрет на рубеже веков, во многом основаны на социальных и политических потрясениях этого непростого времени. От классических образов, тяготеющих к декоративности и воспеванию женственности, через слом художественных основ русское искусство приходит к образу новой амазонки — советской женщины. Светские красавицы в корсетах, мехах и шелках, трогательные и пленительные в своей простоте хранительницы очага предстают на портретах конца XIX века. Им на смену приходят решительные революционерки, женщины с прямыми взглядами и крутым разворот плеч — они строят новый мир наравне с мужчинами.

Посетителей ждет встреча со множеством женских образов, среди которых портрет верной спутницы Валентина Серова Ольги Трубниковой, полностью посвятившей себя мужу и подарившей ему шестерых детей. Константин Коровин, лучший друг художника, был восхищен этой женщиной и при возможности одаривал ее драгоценностями с сапфирами и жемчугом, браня Серова, что тот не покупает Ольге Федоровне украшений. Здесь же и портрет гражданской жены самого Константина Коровина – Надежды Комаровской, актрисы Большого драматического театра в Петрограде. Интересно, что его законная супруга Анна Фидлер так и не была запечатлена художником. Она была предана ему и прожила с ним вплоть до его смерти в эмиграции, но их брак не был счастливым. Коровин не раз упрекал ее в мещанстве и безучастности к своему творчеству. За два года до смерти он признался: «Она ничего не понимает! Я одинок. Поймите: я – одинок!».

Серов В. Портрет О. Трубниковой, 1885

Коровин К.А. Ноктюрн, 1917

Однако для многих жены были настоящими музами. Например, портрет супруги Кузьмы Петрова-Водкина, прибывший в Музей из Таллина, передает образ нежной возлюбленной художника. Их связывало больше 30 лет трогательных отношений. Петров-Водкин встретил свою будущую жену Марию-Жозефину в окрестностях Парижа. Художник был так очарован дочерью хозяйки пансиона, что попросил разрешения написать ее портрет (тот самый, что будет представлен на выставке), а через некоторое время он здесь же, за работой, сделал ей предложение. Мара станет ему верной спутницей на всю жизнь, а после его смерти издаст книгу воспоминаний «Мой великий русский муж». Еще для одного известного мастера, Михаила Врубеля, жена была неиссякаемым источником вдохновения. Артистические образы выдающейся оперной певицы, любимицы Саввы Мамонтова Надежды Забелы-Врубель не раз появлялись в работах художника. Один из таких примеров — майолика «Девушка в венке» из Абрамцева.

Петров-Водкин К.С. Портрет жены, 1906

Еще одна муза и актриса немого кино Вера Судейкина, вторая жена Сергея Судейкина, даже составила список «Обязанностей жены художника», где так и сказано: «Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью». На выставке представлена примечательная работа художника — «Моя жизнь», где изображены две его жены, его любовник и, возможно, несколько возлюбленных первой супруги. Некоторые персонажи картины узнаются в «Поэме без героя» Анны Ахматовой.

Судейкин С.Ю. Моя жизнь, 1916

Выбивается из стройного ряда изящных муз экстравагантная писательница и борец за права женщин Наталья Нордман-Северова, жена Ильи Репина. Ее портреты сразу выдают натуру смелую и эксцентричную. Друзья художника не раз отмечали, что Натали завела странные порядки в их доме в «Пенатах»: прислуга обедала за одним столом с хозяином, было принято самообслуживание, о чем гостям сообщалось на специальных табличках «Прислуга — позор человечества», но самое главное – котлеты подавались из сена, а бифштексы готовились из клюквы. Убежденная вегетарианка и защитница животных, Нордман-Северова даже зимой носила не шубу, а тонкое пальто, с тем же сеном под подкладкой — для тепла. Корней Чуковский защищал Наталью Борисовну от нападок остряков и говорил, что в основе ее «чудачеств» лежит искренняя забота о муже.

Репин И.Е. Портрет Н.Б. Нордман-Северовой, 1909

Подобное свободомыслие в то время не было редкостью. Конец XIX и начало XX века отмечены развитием идеи равноправия, а после революции женщина и вовсе встанет в один ряд с мужчиной. Такое изменение роли женщины в обществе находит свое отражение и в искусстве. Портрет жены Николая Ионина, ученика Кузьмы Петрова-Водкина, «Женщина в красном» яркий тому пример. Екатерина Самохвалова-Ионина была сестрой известного советского художника Александра Самохвалова. Тесное общение с мастером позволило Ионину стать одним из пионеров в создании образа советской женщины, специфического и самобытного символа эпохи, впоследствии растиражированного в виде многочисленных «работниц» и «спортсменок» на плакатах. Как идеал женщины эпохи социализма, той самой «физкультурницы», что наказывает «работать, строить и не ныть!» изображает свою первую жену Александр Дейнека. Строгая и решительная, она олицетворяет образ советской женщины, способной наравне с мужчиной строить новый мир.

Здесь стоит отметить еще одну работу – скульптурный портрет Маргариты Конёнковой, жены советского скульптора Сергея Конёнкова, по праву получившего титул «русского Родена». Нежный, чувственный образ под названием «Весна», для которого позировала его супруга, никак не увязывается с историей советской разведчицы. До встречи с известным скульптором ей приписывали романы с Федором Шаляпиным и Сергеем Рахманиновым, а уже после своего замужества и переезда в США, где Конёнковы задержатся на 20 лет, она станет любовницей Эйнштейна и через него познакомится c Оппенгеймером и кругом ядерщиков. Говорят, во многом благодаря ее работе советское правительство получило ценные сведения об американской атомной бомбе.

Специально для выставки основная коллекция Музея пополнилась работой скульптора Павла (Паоло) Трубецкого «Мать и дитя», где изображена его жена Элин Сундстрём.

К выставке будет издан иллюстрированный каталог, который впервые объединит под одной обложкой несколько десятков портретов и личных историй жен русских художников. 

Астропрогноз

Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы

Yes! опрос

Круто сказано

«Если вы думаете что слишком малы, чтобы быть эффективным, то вы никогда не засыпали с комаром в комнате. »
—  Бетти Риз