Выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин»

24 апреля 2019

5 июня 2019 года в Музее русского импрессионизма открывается выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин». Спустя более чем 90 лет, работы талантливых художников, друзей и коллег, чью жизнь на «до» и «после» навсегда разделила эмиграция, снова будут представлены вместе.

После гражданской войны, пережитых потрясений, болезней, голода и тотальной неустроенности Павел Беньков и Николай Фешин искали свое место под солнцем, где могли бы свободно творить. Фешин эмигрировал в Соединенные Штаты, а Беньков, оставшийся на родине, нашел спасение в Узбекистане. Новая выставка расскажет о том, как сложились судьбы художников после нелегкого выбора: уехать или остаться. Чье решение оказалось верным – зритель должен будет определить сам.

На новой выставке в Музее русского импрессионизма Восток встретится с Западом. Весенние акации Самарканда окажутся рядом с шумными волнами калифорнийского побережья. Восточные базары и минареты старой Бухары – рядом с сочными натюрмортами и жанровыми сценками в нью-йоркских квартирах. Традиционный уклад узбеков на фоне хаузов с питьевой водой и городских каналов-арыков – рядом с контрастным, колоритным бытом индейцев Америки.

В проекте принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственный музей искусства народов Востока, Музей Российской Академии Художеств (НИМРАХ), Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс. А также 10 частных коллекционеров. К выставке будет выпущен каталог «Место под солнцем. Беньков/Фешин» с обзором творчества художников, научными статьями искусствоведов и историков. А сам проект откроется за несколько месяцев до юбилея Павла Бенькова – 140-летия со дня его рождения.

Беньков П.П. Старая Бухара. 1931. 82х72 см. ГМВ

Путь в искусстве Павел Беньков (1879–1949) и Николай Фешин (1881–1955) начинают бок о бок. Два талантливых студента знакомятся в 1901 году в казанском Художественном училище. Становятся друзьями и едут поступать в петербургскую Академию художеств. Николай Фешин попадает в переполненную и невероятно популярную мастерскую Ильи Репина. А Павел Беньков – в мастерскую Дмитрия Кардовского, ученика Репина. За повышенное внимание к цвету Беньков получает у студентов прозвище «Тициан». Когда появляется возможность, он едет на каникулы в Европу, учится в Париже в Академии Жюльена.

Окончивший академию с медалью Николай Фешин тоже посещает Францию, Германию, Италию и Австрию. Его работы участвуют в выставках в Мюнхене, Риме, Амстердаме, Венеции, Нью-Йорке и Сан-Франциско. На выставке 1910 года в Питсбурге работы Фешина висят рядом с картинами Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея. Но даже в этой компании мастерство русского художника отмечают и публика, и критики, и американские коллекционеры.

После учебы в Академии художеств Беньков и Фешин возвращаются в Казань, преподают в училище, которое заканчивали. Необыкновенно контрастная пара: благородный, замкнутый Фешин и душа любой компании – Беньков. Их постоянно сравнивают, вызывают на соперничество. Даже студенты, обожающие своих педагогов, делятся на "беньковцев" и "фешинцев".

Революция и гражданская война переворачивают привычную жизнь. В училище отключают отопление. Фешин и его ученики работают в пальто, валенках и варежках. Раздобыть краски и холст в голодной, захваченной эпидемиями Казани почти невозможно. Тем временем Павел Беньков едет в Иркутск с отступающими белыми войсками. Он тоже застает страшный голод, разруху, безденежье. Работает в Иркутске и Омске как театральный художник. После прихода к власти красных вступает в Ассоциацию художников революционной России, много ездит по стране и снова возвращается в Казань, пишет революционные сюжеты. Перед художниками, как и перед всей русской интеллигенцией, встает глобальный вопрос: «Уехать или остаться?». Пути Павла Бенькова и Николая Фешина расходятся.

В 1923 году семья Фешина прибывает в Штаты. Здесь его ждут. Одна за другой в Чикаго и Нью-Йорке открываются персональные выставки. Покровители-коллекционеры покупают картины прямо с мольберта, делают заказы, представляют Фешина известным арт-дилерам и директорам музеев. Он попадает в эпицентр эмигрантской артистической жизни Нью-Йорка. Казалось бы, после лишений войны наступает долгожданная благополучная жизнь. Но у Фешина открывается туберкулез…

Репрессии родственников жены, смерть сына от первого брака и неудовлетворенность творчеством преследуют Павла Бенькова на родине. В 1928 он впервые посещает Бухару, а уже через год переезжает в Узбекистан навсегда. Южное азиатское солнце и местный колорит дарят силы и вдохновение.

Из-за болезни Николай Фешин вынужден покинуть Нью-Йорк в поиске более подходящего климата. Новым домом становится маленький, затерянный в горах, городок Таос в штате Нью-Мексико. На фоне грандиозной природы здесь смешивается все: традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, американцев и эмигрантов-европейцев, провинциальная размеренность и бурное течение жизни пестрой художественной колонии. Необычайно плодотворный период в жизни Фешина снова оборачивается трагедией: любимая жена подает на развод.

В Самарканде Павла Бенькова застает Великая Отечественная. В эвакуацию со студентами художественных вузов приезжают Сергей Герасимов, Игорь Грабарь, Роберт Фальк, Дмитрий Фаворский. Беньков работает рядом с ними. Он не пишет батальных полотен, но принимает активное участие в создании агитационных плакатов.

Николай Фешин снова ищет место под солнцем – с дочерью он перебирается в Калифорнию, в Лос-Анджелес. Начинается сотрудничество с галереей Стендаля, он отправляется в путешествие по Мексике, Японии, возвращается к работе с учениками в собственной студии в Санта-Монике.

За 20 лет Павел Беньков превращается в Самарканде в местную легенду: грузный «барин» с тросточкой, разъезжающий по городу в тарантасе. Он покупает на свои деньги холсты студентам, из-за больного сердца уже с трудом выходит на пленэр – его выносят в кресле писать тихие самаркандские дворики. 16 января 1949, на 70-м году жизни, после продолжительной болезни Беньков умирает. Его вклад долгое время носило Самаркандское художественное училище и улица, на которой жил мастер.

Николай Фешин уходит из жизни во сне 5 октября 1955-го, всего за месяц до своего 75-летия, в Санта-Монике. Спустя 21 год его прах перезахоронят на родине, в Казани. В городке Таосе по сей день располагается музей Николая Фешина, в том доме, который художник строил сам во время одного из самых счастливых и плодотворных периодов в своей жизни.

Фешин Н.И. «Калифорния» 1925 (холст, масло, 76,2х91 см). Собрание Александра Дадиани, Москва

Непростые, драматичные судьбы Павла Бенькова и Николая Фешина были полны трагических поворотов и творческих подъемов. Поиски места под солнцем, которые закончились для Фешина эмиграцией, а для Бенькова переездом, подарили художникам новые темы и новый живописный колорит. Но эти поиски стали вместе с тем причиной долгого и длинного пути Николая Фешина и Павла Бенькова к российскому зрителю. И если возвращение Фешина состоялось еще в 70-е годы, то Бенькова – только в наши дни.