Выпускники программы «Каскад. Проект как метод» представили в Музее Москвы более 120 реализованных проектов в разных техниках и направлениях: тотальные инсталляции, видеоарт, перфомансы, графика, мультфильмы и аудиозаписи.
«Каскад. Проект как метод» — межинституциональная проектная школа для подростков, целью которой является вовлечение их в культурную жизнь города. «Каскад» дает возможность ученикам и учителям выйти за пределы школы и реализовать выставку на платформе настоящего музея под руководством тьюторов и приглашенных кураторов. По мнению создателей проекта Александры Хейфец и Лиды Лобановой, проектное обучение способствует личностному росту и помогает подросткам не потеряться в современном мире со всеми его сложностями: ориентироваться в информационной реальности, развить критическое и творческое мышление.
Образовательный проект вошел в шорт-лист премии Moscow Urban Forum community awards 2019, стал лауреатом премии «Инновация 2020», а также победителем премии «Сноб. Сделано в России — 2020» в номинации «Z» — команда школы «Каскад» получила приз за организацию масштабной выставки для художников поколения Z в Музее Москвы.
В начале 2020 года состоялся набор на третий год программы. Около 250 молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет на протяжении учебного года работали над созданием собственных проектов вместе с известными художниками и кураторами, среди которых Екатерина Муромцева, Ирина Петракова, Дмитрий Хворостов, Дарья Кузнецова, Наталия Зайченко и другие. Вместе они исследовали окружающую действительность, искали внутренние запросы и вызовы, учились проходить путь от идеи до реализации.
В этом году подростки говорят про сложности взаимопонимания, о неизбежности смерти и необходимости принять ее, об анонимности и безопасности, про рабочий класс и отношение к нему со стороны, о сложном образе женщины, взрослении, деконструкции, насилии и границах. Многие работы этого года посвящены исследованию памяти: памяти города, памяти семьи и воспоминаниям человека.
На выставке представлена работа художницы Мары Ларичевой, которая нашла давно забытые диафильмы своей мамы, подаренные ей, когда та была ребенком.
В музее можно будет увидеть проект, посвященный городской мифологии, разгадыванию загадки что такое СДС, так художница Арина Тагирова провела исследование архивов района своего детства. На выставке также представлена работа-посвящение Врубелю (автор Катя Громыко) — история того, как художник создал забор психиатрической больницы, находясь там на лечении, или, например, новое переосмысление скульптуры Венеры Милосской (Елизаветы Черняевой), где художница с помощью своей работы попробует поговорить со зрителями о насилии и телесности.
В другом подростковом арт-проекте (автор Маша Терентьева) можно будет услышать голоса людей, которые побороли РПП: они расскажут о своем опыте выздоровления и сложностях, с которыми они столкнулись. В центре экспозиции работа Алины Бостынец “Комната Раскольникова” — проект посвящен исследованию русской национальной идеи и роли пространства в русской философии. Автор говорит о двойственности восприятия "русского" пространства (с одной стороны, огромные территории, поля и леса, традиционно ассоциирующиеся с Россией, а с другой — маленькие квартиры и нехватка места). Стены куба оформлены фотообоями с пейзажами известных русских художников, что символизирует первое восприятие пространства. Внутри инсталляция выглядит как обычная комнатушка в хрущевке — отсыревшие обои, немного плесени, табуретка, стол, кровать — "гроб", в котором человек вынужден жить по каким-либо обстоятельствам.
Работа художницы Анны Собитнюк “Эффект данзотининга” рассказывает о положении рабочего класса в современном обществе: по ее словам, в интернете часто пишут про обычные профессии "Мало зарабатываешь — сам виноват". Она подчеркивает, что даже за маленькими вещами, которые окружают нас каждый день, стоит труд сотен тысяч людей. Например, у нас есть представление о том, чем занимается адвокат. Но знаем ли мы, чем занят фрезеровщик? Скорее всего, нет. За разбитым зеркалом обычная униформа отца художницы, который по профессии сантехник.
«Основная идея проекта сблизить школу, подростков и культурные институции. Программа работает с сентября по май и заканчивается большим выставочным проектом. Старшие и средние школьники имеют возможность сделать что-то свое, настоящее — на взрослой музейной площадке, показать то, что их интересует, на какие темы они хотят говорить, какими проблемами они хотят заниматься. Каждый год название проекта придумывают сами дети. В этом году они рефлексировали на тему свободы, ее в проекте оказалось слишком много и они не были к ней готовы. Эта выставка в том числе ломает стереотипы про подростков», — рассказала руководитель проектной школы «Каскад. Проект как метод» Лида Лобанова.
«Каскад — дело важное, нужное и состоявшееся. Галерея “Триумф”, институция с достаточно тяжелым характером, попала в “Каскад” случайно, и я очень скептически к этому относился до первой выставки. Но с каждым годом этот проект все крепче и крепче. Эта выставка вообще не детская, ни по проблематике, ни по средствам, которые доступны этим художникам. Посмотрите на нее без всякого снисхождения, без внимания на возраст. Я уверен, что 5-6 выпускников попадут ко мне в качестве состоявшихся художников», — прокомментировал сооснователь галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин.
Выставка открыта до 11 июля (Зубовский бульвар, 2).