Дополнительное образование для детей – социальная обязанность или потребность души?

4 июля 2024

На кухне родители спорят, нужны ли их ребенку дополнительные занятия по иностранным языкам, хореографии или макраме. В подобных разговорах рождается истина… намерений родителей. Или они прислушиваются к собственным мечтам о ребенке, или пытаются угадать желания и потребности самого ребенка. Самое ценное – второе. Дополнительные общеразвивающие занятия для детей могут подарить им еще одну возможность проявить себя, раскрыть таланты, расширить кругозор. 

«Еще рано»

Такими словами иногда сопровождаются аргументы родителей в защиту своих маленьких детей, когда им навязывают дополнительные кружки и секции. В таком деле важно учитывать скорость и уровень развития каждого ребенка индивидуально. С кем-то можно начинать заниматься рисованием с 4-летнего возраста, а кому-то действительно «еще рано». Родителям важно учитывать эти нюансы и проявлять чуткость в вопросах развития детей. 

Наш ничем не хуже…

Порой родители поддаются возрастающему социальному давлению и стремятся по максимуму загрузить ребенка багажом всевозможных знаний и умений, чтобы он непременно был готов для борьбы за «место под солнцем». В этой погоне есть риск упустить главное – состояние и готовность самого ребенка к встрече с миром. Введение дополнительных занятий в режим детей необходимо проводить под контролем опытных и надежных педагогов, чтобы избежать возможного вреда для психики детей. 

Попробовать всё?

Этот метод выбора эффективен, но может быть очень ресурсозатратным. Родителям иногда достаточно просто понять, что интересно их детям, изучить их способности и учесть особенности. Родитель, имея доверительные отношения с ребенком, может выступать в роли помощника в выборе направления для занятий. Мне, например, в детстве нравилось петь, мама заметила это и предложила позаниматься. Она отвела меня в кружок, и спустя пару занятий я отчетливо поняла, что на самом деле мне это не доставляет удовольствия. Мама не стала настаивать, за что ей отдельное спасибо.

Чувство меры

Выбирая дополнительную нагрузку для ребенка, стоит учитывать методические стандарты. В соответствии, например, со «школьными» СанПин, для учеников 1–11 классов факультативные занятия организуются в дни с наименьшим количеством обязательных уроков, они также не должны превышать 10 часов в неделю. Кроме того, не стоит забывать о времени, отведенном на выполнение обязательных домашних заданий, отдых и сон. 

В целом, не существует единственно правильного решения по количеству внеурочных секций и кружков, которые должен посещать ребенок. В вопросе дополнительных общеразвивающих занятий стоит всегда учитывать физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояния детей. Кружки важно выбирать не в противовес особенностям ребенка, а наоборот. 

Конечная цель

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. 

Секции, кружки, курсы – это еще одна площадка для детей, которая помогает им лучше взаимодействовать с внешним миром и искать свой путь. Благодаря новым знаниям и умениям ребята могут приблизиться к пониманию своего предназначения, общечеловеческого и профессионального. 

Благодарим эксперта, руководителя проекта по налоговой культуре и грамотности при группе, курируемой членом Общественного совета при ФНС России, Иулианию Гребенькову за помощь в подготовке статьи.

В качестве заходной иллюстрации к материалу использовано изображение от Freepik, созданное ИИ.