У каждой возрастной категории есть свои «маркеры», на которые нужно обращать внимание, объясняет главный редактор журнала «Логопед» от издательства «Творческий Центр СФЕРА», кандидат педагогических наук Снежана Танцюра.
К примеру, тревожный звоночек – если малыш до года не гулил и не лепетал. Ребенок не повторяет определенное сочетание звуков и слогов – это также может указывать на отставание в речевом развитии.
Следующий период от двух до трех лет считается наиболее важным в формировании детской речи. Ребенок все понимает, но отказывается говорить? Или, наоборот, говорит слишком уж активно, но только на «детском языке»? В два с половиной года у малыша не получается выстраивать простые фразы? Трехлетка пропускает, меняет местами слоги в словах или произносит некоторые звуки, помещая язык между зубами? Все эти признаки указывают на необходимость срочно обратиться к логопеду.
Если у первоклашки есть незначительные отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, его могут ждать серьезные трудности в усвоении школьной программы
У детей в возрасте от четырех до шести лет – свои признаки отставания в речевом развитии, на которые нужно обратить внимание. К примеру, ребенок говорит смазано и нечетко, с «кашей во рту», а также смягчает, пропускает или заменяет звуки, говоря «масинка» вместо «машинка» или «фанки» вместо «санки».
Родителям шестилеток нужно особенно внимательно прислушиваться к особенностям детской речи. Ребенок не выговаривает, пропускает или заменяет свистящие, шипящие и сонорные звуки – это указывает на отставание в речевом развитии. Очень важно исправить речевые нарушения до начала школьного обучения, которое предъявляет новые, куда более сложные требования к речи ребенка. Если у первоклашки есть незначительные отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, его могут ждать серьезные трудности в усвоении школьной программы.
Какая может быть профилактика речевых нарушений?
Изображение от Freepik
Самое главное – правильно определить возможные причины задержки речевого развития ребенка. На помощь родителям придут специалисты – логопеды, неврологи, детские психологи и так далее: не стесняйтесь обращаться к ним, в их арсенале есть эффективные инструменты для точного анализа и оценки развития ребенка.
Логопед сможет безошибочно определить, есть ли у ребенка задержка в развитии речи, и спрогнозировать, возможно ли речевое нарушение в дальнейшем, даже если ребенку всего год
К примеру, логопед сможет безошибочно определить, есть ли у ребенка задержка в развитии речи, и спрогнозировать, возможно ли речевое нарушение в дальнейшем, даже если ребенку всего год. Для этого специалист изучает, как ребенок реагирует на собственное имя, как ведет себя с родителями и членами семьи, как реагирует на незнакомого человека – и насколько в целом понимает обращенную речь. Если ребенок совсем не говорит, важно исключить сенсорные проблемы – здесь помогут офтальмолог и невролог. А детский психолог сможет определить общее развитие ребенка и его способности к познанию окружающего мира.
Также родителям не стоит забывать о различных методах стимуляции детской речи в повседневной жизни: чтение книжек вслух, забавные игры со словами, разучивание стихов и веселых песенок – все эти коммуникативные активности стимулируют развитие речи ребенка.
В качестве заходной иллюстрации к материалу использовано изображение от Freepik.