Как я провел это лето: лабубу, сладж-контент и запрет соцсетей

РЕДАКЦИЯ YES!
Редактор
1 января 2025

Вот и пришла пора вспоминать, как я провел это лето... Современных детей на каникулах сложно увидеть без гаджетов. И то, что они смотрят, многим родителям кажется странным или даже бессмысленным. Порой  трудно понять, почему ребенок часами смотрит абсурдные видео, смеется над какими-то крокодилами-бомбардирами или просит купить игрушку, которая не кажется вам особо милой. Наши коллеги из «Союзмультфильм» и телеканала «Мультиландия» провели масштабное исследование с привлечением фокус-группы для изучения контента, интересующего современных детей. Изучались игры и приложения, соцсети популярных инфлюенсеров, сленг, мемы и т.д. и т.п. – в общем все, что вызывает интерес у нынешних юных пользователей. Делимся результатами этой весьма любопытной работы и приглашаем разобраться в них вместе.

 

ЗАПРЕТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: ЭТО РАБОТАЕТ?

Многие родители периодически задумываются о запрете социальных сетей для детей – на время или в качестве регулярной практики. А в некоторых странах, как, например, во Франции, подобная дискуссия разворачивается на законодательном уровне. Кэтрин Джеффери, автор книги Parenting in a Digital World, в своей недавней статье для Bloomberg постаралась разобраться, насколько оправданы и оправданы ли вообще столь резкие ограничения.

Запреты соцсетей скорее обусловлены ностальгией взрослых по их собственному детству, нежели реальной заботой о безопасности детей. Подобная реакция родителей является частью феномена, известного как «историческая амнезия»

Джеффери утверждает, что запреты соцсетей скорее обусловлены ностальгией взрослых по их собственному детству, нежели реальной заботой о безопасности детей. Подобная реакция родителей является частью феномена, известного как «историческая амнезия». Поколения родителей сменялись, но тревога по поводу цифровых и развлекательных нововведений как будто присутствовала в СМИ всегда – помните беспокойство на тему того, что цифровое и игровое насилие, возникшее с распространением компьютерных игр и гаджетов, повышает агрессию детей? Точно так же родители десятки лет назад беспокоились о том, как комиксы и радио, а затем кино и телевидение повлияют на умы и психику молодых людей. Но им (нам) свойственно забывать об этом, как только новая форма медиа возникает в поле внимания.

Родителей можно понять, ведь сегодня они оказываются между двух противоположных взглядов: один говорит о вреде избытка экранного времени для ребенка, другой – о том, что без цифровой грамотности и навыков ребенок не будет достаточно конкурентоспособен в новом, цифровизованном мире. Что можно сделать в данной ситуации? В первую очередь, поддерживать диалог – это та ситуация, где запреты не будут оказывать серьезного влияния. Важно честно обсудить ваше беспокойство с ребенком, признать, что вы не всегда можете идти в ногу с технологиями и какие-то вещи будут вам непонятны, но вами, в конечном счете, руководит забота, а не желание тотального контроля.

БРЕЙНРОТ-КОНТЕНТ = РАЗЖИЖЕНИЕ МОЗГА?

Слово brainrot вошло в шорт-лист номинантов на слово года 2024 по версии британского словаря Collins. Брейнрот (от англ. brainrot – «гниение мозга») – это обозначение не наделенного особой когнитивной нагрузкой контента, от просмотра которого якобы даже страдает умственное состояние человека.

Изображение от Freepik

Хоть слово «брейнрот» и появилось в 2020-х, описываемое им явление далеко не ново: еще в XIX веке Генри Дэвид Торо говорил о деградации и упрощении мышления, сравнивая «разжижающий мозги эффект» с гниением картофеля

В большей степени этот термин ассоциируется с мемами, которые используются в основном поколением альфа. Самый яркий пример – недавно взорвавший интернет «итальянский брейнрот». Слышали про бомбардиро крокодило и балерину капучину? Будет удивительно, если нет)) В 2025 году масштабы брейнрот-контента разрослись многократно из-за развития искусственного интеллекта, который стал популярным инструментом для генерации мемов: уже упомянутые итальянские животные, например, являются результатом ИИ-обработки нескольких изображений, которые вместе дают абсурдный и оттого смешной результат.

Интересно, что хоть слово «брейнрот» и появилось в 2020-х, описываемое им явление далеко не ново: еще в XIX веке Генри Дэвид Торо говорил о деградации и упрощении мышления, сравнивая «разжижающий мозги эффект» с гниением картофеля. Сложно сказать, опасен ли брейнрот – достоверных подтверждений нарушения когнитивных функций человека при просмотре брейнрот-контента пока нет, хотя понятно, что затяжной думскроллинг или просмотр видео не будет полезен никому. К тому же брейнрот в плоскости мемов существовал всегда, охватывая абсурдные и «смешные потому что смешные» шутки и изображения. Поэтому прежде чем поражаться абсурдности мемов, которые популярны у современных детей, лучше вспомнить, с чего в свои годы смеялись мы.

СЛАДЖ-КОНТЕНТ И МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ МНОГОЗАДАЧНОСТЬ

Современные дети живут в мире, где превалируют микродозы информации – клипы, видео, шортс. Они не просто потребляют контент, а живут в нем, постоянно переключаясь между платформами, темами и форматами. Неудивительно, что с недавнего времени завирусился так называемый сладж-контент (от англ. sludge – «грязь», «жижа») – особый тип роликов (чаще всего на платформах с вертикальными видео), где одновременно демонстрируются сразу несколько сюжетов. Вы и сами наверняка натыкались хоть раз на разговорные видео, которые сопровождались залипательным роликом про чистку ковров, и, сами того не осознавая, дослушивали все до конца. В этом и заключается механизм сладж-контента: такие видео легко захватывают внимание зрителя из-за сильной стимуляции и необходимости следить сразу за несколькими сюжетами.

Изображение от Freepik

Рост мультимедийной многозадачности, особенно если видео более 3, может приводить к сенсорной перегрузке и потере концентрации. Ведь когда внимание переключается между несколькими действиями или видео на экране, мозг не может качественно обработать информацию ни из одного источника

С одной стороны, сладж-контент вызывает вопросы: действительно ли полезно одновременно смотреть несколько сюжетов? Рост мультимедийной многозадачности, особенно если видео более 3, может приводить к сенсорной перегрузке и потере концентрации. Ведь когда внимание переключается между несколькими действиями или видео на экране, мозг не может качественно обработать информацию ни из одного источника.

С другой стороны, не стоит сразу выкидывать гаджеты и винить сладж-контент в проблемах с вниманием у ребенка. Трудности с концентрацией могут иметь и другие причины, например, нейроотличия – такие как СДВГ или РАС, появление которых определяется исключительно наследственностью и никак не влиянием мультимедийного контента. Важно не ссориться с ребенком, а обратиться к специалисту, если вы считаете, что проблема заслуживает внимания. Что же касается сладж-контента – некоторые его типы могут быть даже полезны для детей и взрослых с уже выявленными особенностями внимания, помогая им успокоиться и лучше сосредоточиться.

ЛАБУБУ, КИДАЛТ И АГЛИКОР

Весь мир (в том числе и Россию) в начале этого лета завоевала эстетика ugly-cute – дословно эстетика «уродливо-милого». Амбассадором тренда стала игрушка Labubu – плюшевая монстряшка с широкой зубастой ухмылкой, острыми коготками и ярким мехом. Пока кто-то ее называет «злобным страшилищем», дети мечтают о ней больше, чем о других игрушках.

Автор фото Уля Кекина

Популярность эстетики ugly-cute говорит нам о том, что симпатичным и привлекательным может быть не только то, что идеально и красиво, но и то, что кажется странным, непривычным или даже пугающим. С точки зрения науки, секрет популярности этого тренда заключен в сочетании противоречивых эмоций: предмет одновременно и симпатичен, и немного отталкивает, за счет чего усиливается эмоциональный отклик смотрящего. Игрушки лабубу обладают причудливыми чертами, и хоть на первый взгляд их вид кажется нелепым, в нем заключается их особое, несовершенное очарование. Современное поколение альфа любит естественность, спонтанность и реалистичность больше, чем выверенный лоск, потому с таким восторгом принимает феномен Labubu. Возможно, играет роль и элемент неожиданности, ведь игрушки Labubu продаются в формате blind-box, напоминающем эффект от киндер-сюрприза – ты никогда не знаешь, что попадется внутри.

Изображение от Freepik

Феномен kidult (дословно – «взрослый ребенок», ребячество во взрослом возрасте) продолжает завоевывать современный мир, где люди нуждаются в эмоциональной отдушине и не стесняются радоваться простым вещам, словно дети

Но интерес к плюшевым монстрам проявляют не только дети. Всё больше взрослых также проникаются этим трендом, коллекционируя плюшевых зубастиков и подвешивая их на сумку. В этом явлении отражается смена поколенческих привычек: современные зумеры и миллениалы не боятся проявлять свои эмоции и не стесняются своих юношеских увлечений, даже если они кажутся несколько детскими.

Феномен kidult (дословно – «взрослый ребенок», ребячество во взрослом возрасте) продолжает завоевывать современный мир, где люди нуждаются в эмоциональной отдушине и не стесняются радоваться простым вещам, словно дети.

Изображение от Freepik

Важно помнить, что даже за мемами, приложениями и видео всегда скрываются эмоции ребенка, его способ общения с миром и стремление быть понятым

Тренды приходят и уходят, но каждый из них посылает важные сигналы – о ценностях, страхах и желаниях целого поколения. Если мы действительно хотим наладить доверительные отношения с детьми, важно не только наблюдать за их увлечениями, но и стремиться их понять, а может даже разделить.

Конечно, нам не всегда удастся постичь смысл всего, что захватывает Gen Alpha, – многое покажется странным или даже абсурдным, так же, как и наши интересы когда-то вызывали недоумение у наших родителей. Важно помнить, что даже за мемами, приложениями и видео всегда скрываются эмоции ребенка, его способ общения с миром и стремление быть понятым. Разделите его искренний интерес – и он, вполне возможно, откроется вам в ответ.

Автор статьи – Ксения Каплун, представитель департамента стратегической аналитики «Союзмультфильм».

В качестве заходной иллюстрации к материалу использована фотография Ули Кекиной.