Однако, на самом деле, первая встреча с налогами (пока опосредованная) происходит, когда ребенок сталкивается с окружающим миром, а именно с общественными благами – играет со сверстниками на детской площадке; болтает с другом, сидя на лавочке; ждет автобус на остановке, гуляет с родителями по парку. Важно объяснить ребенку, откуда это все берется и на какие деньги создается. Так вы поможете ему сформировать объективную картину мира, и, став взрослым, он будет понимать, куда расходуются уплаченные им налоги и какую роль он сам играет в развитии общества.
На фото: руководитель проекта по налоговой культуре и грамотности при группе, курируемой членом Общественного совета при ФНС России, Иулиания Гребенькова; изображение предоставлено спикером
«Я уверена, что об отношениях с государством и о существовании налогов стоит говорить уже в младших классах, но не с точки зрения видов налогов и теории, а с точки зрения культуры и понимания устройства окружающего мира. Так, когда подросток впервые захочет устроиться на работу, стать блогером, что сейчас очень популярно, начнет проект в качестве самозанятого или получит во владение имущество, он будет готов к тому, что придется платить налог», – отметила руководитель проекта по налоговой культуре и грамотности при группе, курируемой членом Общественного совета при ФНС России, Иулиания Гребенькова.
Первая встреча с налогами происходит, когда ребенок сталкивается с общественными благами – играет со сверстниками на детской площадке; болтает с другом, сидя на лавочке; ждет автобус на остановке, гуляет с родителями по парку. Важно объяснить ребенку, откуда это все берется и на какие деньги создается
Для первичного знакомства детей с темой «налоги» и воспитания сознательного отношения к ним реализуется всероссийский проект по налоговой культуре и грамотности для учеников 5–6 классов «юНГа». Сотрудники ФНС России в доступной форме рассказывают детям о социальной функции государства и связанных с ней расходах.
После того как ребенок на понятийном уровне познакомился с налогами, он будет готов к дальнейшему изучению вопроса и формированию полной картины в мире финансов и налогообложения.
Изображение от Freepik
Следующее касание с темой налогов у него, скорее всего, произойдет в школе на уроке истории, например, при изучении конца IX века и Древнерусского государства. Именно тогда сформировался основной источник доходов казны – дань или прямой налог (подать), собираемый с населения. Далее более подробно о видах налогов, функциях и классификациях подростки узнают на уроках обществознания и при подготовке к ЕГЭ, так как эта тема интегрирована в материалы экзамена.
Более углубленные знания по теме – статусам налогоплательщиков, способам расчета и взимания налогов и прочее – школьники могут получить, например, на уроке экономики.
Вопреки известной фразе Альберта Эйнштейна: «Самая сложная для понимания в мире вещь – это система налогов», наглядной и структурной информации достаточно много в открытых источника, например, на сайте ФНС России. И ее действительно полезно изучить: ведь налоги сопровождают нашу ежедневную жизнь: НДС в ценах на товары в магазине; НДФЛ, налог на самозанятость, налог на имущество и так далее. Зная о налогах как об обязательных платежах, ребенок сможет в будущем эффективнее планировать свои расходы. Это в целом способствует формированию ответственного отношения к своим деньгам и развитию рационального финансового мышления.
В качестве заходной иллюстрации к материалу использовано изображение от Freepik.