Там они становятся участниками удивительных обрядов и свидетелями исчезающего уклада жизни, проходя по пути рефлексии и переосмысления уходящей культуры. «Корневое умирает во всем мире, такая проблема существует не только у нас – урбанизация правит бал, как ни крути. И докопаться до такого народного бессознательного приятно, наверное, любому художнику», – говорит режиссер в интервью для Lenta.ru.
На фото: съемочный коллектив картины на премьере фильма для СМИ, автор фото – Геннадий Авраменко
Но почему же эта тема может быть интересна не только кинематографистам, этнографам и дизайнерам костюма? Мы нашли 5 причин.
Вместе с молодыми художниками и дизайнерами искать важные смыслы и опору в традиционной культуре
«Тонкой нитью» – это не «глянцевая этнография», которой в 2000-х годах было увлечено fashion-сообщество. Это, прежде всего, ответ на вопрос: кто мы? А также вдумчивое размышление и истории, созвучные фильму, из жизни пяти молодых творческих персонажей, отправившихся в необычное путешествие по родной стране.
Кадр из фильма «Тонкой нитью», изображение предоставлено пресс-службой компании-кинопрокатчика
В главных ролях – Маша Андрианова, Салима Усманова, Фрол Буримский и Алиса Горшенина. Их цель – поиск опоры в традиционной культуре. Например, в новелле, снятой в Карелии, мы встречаемся с парижско-московским дизайнером одежды Машей Андриановой, которая влюблена в этот суровый край. А в Башкирию отправляемся с этнографом и художником по костюмам Салимой Усмановой. В Удмуртию едем с уроженкой этих мест, современной художницей Паладдей Башуровой. Русский Север зрителям представляет кутюрье Фрол Буримский. В завершающей фильм новелле, снятой в Республике Коми, художница Алиса Горшенина раскрывает глубинную суть всех фрагментов повествования.
Узнать новое о себе
Кадр из фильма «Тонкой нитью», изображение предоставлено пресс-службой компании-кинопрокатчика
Каждый должен знать немного больше о своих корнях – считает режиссер картины София Горленко и призывает не только задумываться о том, кто ты и где твое место, но и к какой культуре ты принадлежишь. Урбанизация и глобализация разрывают «тонкие нити» нашего мироощущения, поэтому так важно помнить свое родство, сохранять и переосмысливать культурные традиции народов, населяющих Россию. Кино, искусство, музыка могут в этом помочь, знакомя зрителя с переосмысленными архаичными образами.
Познакомиться с удивительными традициями российских регионов
Регионы для съемок очередной картины выбирали, отталкиваясь от связи героев с теми или иными местами. Например, Фрол Буримский уже много лет увлечен Русским Севером и его ремеслами, занимаясь возрождением интереса к вологодскому кружеву.
На фото: Фрол Буримский, изображение предоставлено пресс-службой компании-кинопрокатчика
А Марат Файзуллин (композитор проекта – прим. ред.) – родом из Уфы, поэтому в фильме появилась Башкирия. Проводником по традициям этого региона стала этнограф и историк костюма Салима Усманова. Художница Алиса Горшенина сделавшая генетический анализ, благодаря которому выяснилось, что она – коми, устремляется в одноименную республику, где развивается сюжет ее новеллы.
Познакомиться с современной этнической музыкой
На фото: выступление группы Post-dukes на премьере фильма для СМИ, автор фото – Геннадий Авраменко
Над саундтреком к фильму работал композитор Марат Файзуллин и удмуртские музыканты, в числе которых – этногруппа Post-dukes, которая создает любопытный микс на основе живого исполнения народных песен на редком инструменте кубыз и электронного звучания.
Погрузиться в атмосферное пространство на стыке документального и художественного кино
«Тонкая нить» – это документальное кино, снятое как художественное. Этот метод понадобился режиссеру, «чтобы снять полноценное художественное произведение».
«О жанре нужно сказать отдельно, – говорит София Горленко. – Все мы живем в мире четкого разграничения на игровое художественное и неигровое документальное кино. Наша же работа перебрасывает мост между двумя этими жанрами, представляя собой неигровое художественное кино, которое достигается живой импровизацией. Оно строго документально по сути, передавая историю, образ и душу героев и их мест, но по форме оно художественно – большинство сцен в фильме постановочные, при творческом участии героев и настоящих местных жителей, – но превращенные в игровую форму здесь и сейчас».
Кстати, сейчас режиссер и ее съемочная группа отправились на съемки нового фильма, который уже на 90% будет игровым, но при этом сохранит любовь к импровизации.
Над картиной работали:
Режиссер: Софья Горленко
Сценарист: Глеб Кузнецов
Операторы: Данила Горюнков, Альберт Саргсян
Композитор: Марат Файзуллин
Колорист: Миша Денисов
Звукорежиссер: Дмитрий Крупеня
В ролях: Алиса Горшенина, Фрол Буримский, Паладдя Башурова, Маша Андрианова, Салима Усманова
Саундтрек: группа Post-dukes