Юный бизнес-коуч из Костромы продает мастер-классы по зарабатыванию миллионов, хотя сам живет в долг. Бывший челночник с Дальнего Востока провозгласил себя королем выдуманного государства и обзавелся реальными подданными. Инстаграм-целительница пропагандирует антинаучные идеи, но число ее подписчиков достигло уже 600 тысяч. Секс-тренер с криминальным прошлым зовет себя «гуру женского счастья», но вместо удачного брака вовлекает учениц в эксперименты с насилием и сомнительные денежные схемы. Это не громкие заголовки из медиа, а истории героев проекта – изобретательных мошенников, владеющих искусством перевоплощения. Они втираются в доверие и становятся частью жизни своих жертв, а затем – используют в своих целях.
«Покуда есть на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки» – песенка Кота Базилио и Лисы Алисы могла бы быть гимном всех авантюристов. Но кто же здесь, позвольте, дурак? Герои фильма «Авантюристы», решившиеся рассказать свои истории – вроде, умные взрослые люди, логично говорят, правильно мыслят… И тем не менее, они в кадре именно потому, что мошенники обвели их вокруг пальца, и на их лицах явно читается одинаковое недоумение: как же так получилось?!
Мошенничество – это тоже профессия, и к ней нужен особенный талант. А иногда и не один. Вспомните Фрэнка Эбегнейла из «Поймай меня, если сможешь» – какой очаровательный пройдоха и какой занудный, скучный тип детектив, который его ловит. Криминальный талант – это и практические навыки, конечно, но прежде всего – глубокое знание психологии людей (часто интуитивное) и высокого уровня эмпатия, которая позволяет преступникам казаться настолько обаятельными. Иногда патологически высокая.
Вот именно эмпатия, «чтение эмоций и мыслей» других людей и позволяет авантюристам искусно манипулировать. Ошибочно думать, что эмпат – это только тот, кто сопереживает другим и воспринимает чужие проблемы как свои. Не только. Психологи выделяют и другой вид эмпатии, когда человек с проницательностью ясновидящего способен понимать, что чувствует и думает другой, прогнозировать его поступки, но при этом сохранять холодный рассудок и не вовлекаться в его переживания, а наоборот – использовать их в своих интересах. Есть мнение, что такая дьявольская эмпатия – особый вид психопатии, ведь мошенник прекрасно понимает глубину отчаяния жертвы, но при этом остается к ней равнодушным. Ему не жалко. Видеть боль и страдание и оставаться к ним безучастным – определенно психическое нарушение: как минимум, недостаток зеркальных нейронов, а то и еще серьёзнее.
А вот что заставляет взрослых вменяемых людей попадаться на трюки мошенников? Тут есть над чем поразмышлять. Бывает, что даже опытные, разумные люди попадаются на очень сложные, технически выверенные и долго разрабатываемые схемы. Но в фильме примеры другие – и гораздо более часто встречающиеся. Вот смотрите, может ли лишить вас всех накоплений человек, с которым вы незнакомы и никак не коммуницируете? Вряд ли. Для этого как минимум нужен контакт – это раз. Два – вы должны быть заинтересованы в этом контакте, вы должны хотеть, чтобы этот человек с вами общался. Поэтому главное на первом этапе для мошенника – втереться в доверие. Доверие – основа для того, чтобы вы раскрылись, убрали свои обычные психологические защиты (а они есть у всех) и подставили, фигурально выражаясь, мягкое беззащитное пузико.
Но и это не значит, что вы уже готовы отдать всё, что имеете, по первой его просьбе. А для того, чтобы стали, нужно ввести вас в измененное состояние сознания. Влюблённость, радость, страх, стыд – любые сильные эмоции этому способствуют. Поэтому мошенник планомерно «раскачивает» эмоциональные качели: довольно быстро он вычисляет ваши «крючки» и начинает за них дергать. До тех пор, пока жертва не перестанет ориентироваться в ситуации и не начнет всеми способами добиваться его «любви». Это касается не только романтических отношений – в «дружеских» действуют те же законы, правда, можно ли их вообще называть дружескими… Казалось бы, из таких травмирующих отношений нормальный человек быстро сбежит – но нет, он всё глубже и глубже в них увязает. Чем больше вложено эмоций, тем сильнее эмоциональная привязка, тем труднее выйти из отношений.
Другой метод – успокоить, приручить жертву, создав иллюзию безопасных отношений принятия, и внезапно создать ситуацию паники, выбив из колеи. И в этот момент потребовать денег, бурно умолять, просить, давить всеми способами. Внезапно – ключевое слово, это срабатывает даже когда жертва и мошенник незнакомы. Все уже знают о случаях, когда звонят с незнакомого номера среди ночи (когда человек не в самом собранном состоянии) и кричат о том, что близкий попал в больницу или сбил человека, срочно нужны деньги – и многие таки перечисляют, привозят, особенно те, у кого критичность снижена уже в силу возрастных когнитивных изменений (поэтому пожилые чаще попадаются на эти, банальные в сущности, разводки). Но в «Авантюристах» миллионные кредиты брали для мошенников вполне взрослые, адекватные люди. Так что никто не застрахован от умелой психологической обработки.
Но почему жертва, даже уже отдав больше, чем может, продолжает нести и нести мошеннику новые порции денег, все глубже влезая в долги? Тут, на мой взгляд, срабатывают два фактора: во-первых, жертва может не доверять себе и продолжать до последнего верить, что мошенник хочет ей помочь («мне показалось, а на самом деле все не так», «ещё немного осталось, он же хочет мне добра», «я не хочу подозревать человека, это низко» и т.п.). А во-вторых, как и с эмоциями, чем больше человек вложил, тем сложнее ему признать свою ошибку и отказаться от заведомо проигрышного пути.
Если же он всё же её признает, мошенник начнет угрожать и запугивать. Не всякий способен выдержать это – возможно, поэтому далеко не каждый случай мошенничества превращается в заявление в прокуратуру. Но, как показывает в том числе и опыт героев фильма, стоит одному набраться смелости и обратиться в полицию, как тут же обнаруживается, что жертв у мошенника гораздо больше. Вот только даже качественно проведённое следствие и суд не гарантируют возврата того, что было потеряно.
Что же делать, чтобы снизить шансы стать жертвой современных сказочников и графов калиостро? В первую очередь, работать над своей самооценкой, адекватным восприятием реальности и уверенностью в себе – самодостаточного человека гораздо труднее вогнать в зависимость. Он себе доверяет и слышит свою интуицию. Уверенный в себе человек рассчитывает только на себя и свои ресурсы и не ждёт, что прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и решит все его проблемы бесплатно и без регистрации. И задумается, если кто-то предложит ему бесплатный сыр, который известно где бывает. Тот, кто умеет справляться с трудностями, не ищет волшебную таблетку, а знает, что многое в его благополучии зависит от внутренних ресурсов и умеет ими пользоваться. Да и внешние, вроде заработанных своим трудом денег, никому не отдаст.
Также, том, как эти аферы стали возможными и что заставляет людей в них верить, в сериале рассказывают жертвы и сами авантюристы.
— Мы часто слышим невероятные истории, как люди отдают кому-то машины, квартиры, вкладывают деньги в пирамиды, и думаем: «Со мной такого никогда не случится». Но ведь те, кто убеждают нас отдать сотни, тысячи, а иногда и миллионы рублей – ужасно обаятельны. Об этом сериал «Авантюристы»: современные истории о неоднозначных талантах и невероятных аферах, – говорят авторы проекта Анна Карпова и Евгения Зобнина(«Амурские волны»).
— В России детективы — это всегда про убийства, насилие и невообразимую жесть с кучей трупов. В какой-то момент мы подумали: а можно ли сделать детектив не про чернуху? Ведь вокруг много плутов, которые только и ждут, чтобы их историю рассказали – настолько они захватывающие. И в итоге у нас получился сериал «Авантюристы», – сооснователь «Амурских волн» Родион Чепель
— Эти истории мне понятны, ведь я сам немножко авантюрист! Но, к счастью, не такой, как герои сериала. Особенно впечатлил человек, который создал собственное государство: удивительно, сколько людей ему верили и ходили с поддельными паспортами по моему любимому Петербургу. Да и все они, конечно, поражают своей одиозностью, – ведущий проекта, актёр и режиссёр Александр Молочников.
Авторы сценария проекта: Евгения Зобнина, Анна Карпова, Савва Савельев.
Автор идеи: Игорь Садреев.
Режиссер-постановщик: Савва Савельев.
Ведущие: Александр Молочников и Фима (Дарья Пантелеева).
Документальный проект «Авантюристы» состоит из 7 эпизодов по 50 минут.
Первые два доступны только на КиноПоиск HD по подписке Плюс с 14 января. Следующие серии будут выходить еженедельно по четвергам.