«Прокат необычной картины тоже должен быть необычным», – сказал один из продюсеров Артем Васильев. – «Люди уже интересуются фильмом. Кинотеатры также поддержали эту идею. Посмотрим, чем это закончится, но тот интерес, который уже проявляют люди – вселяет надежду».
«Довлатов» вошел в основной конкурс 68-го международного Берлинского кинофестиваля, где 17 февраля состоялась его мировая премьера. На Берлинале Елена Окопная, художник-постановщик и художник по костюмам, была удостоена награды «Серебряный медведь» за выдающийся художественный вклад. Сам режиссёр (обладатель «Серебряного медведя» 2015 года за фильм «Под электрическими облаками») говорил на фестивале: «По большому счету неважно, получит ли фильм призы. Самая значительная победа «Довлатова» в том, что удалось показать европейскому зрителю другую Россию и ее выдающихся литераторов».
А по результатам Европейского международного кинорынка (EFM), проходившего одновременно с 68-м Берлинским Международным кинофестивалем, компания Netflix купила права на показ фильма «Довлатов» на англоязычных территориях, включая США, Канаду, Австралию, Великобританию, Ирландию и Скандинавские страны. Всего права на показ этого фильма приобретены почти тридцатью странами, включая Францию, Италию, Испанию, Португалию, Болгарию, Турцию, Тайвань, Бразилию, Аргентину, Китай, Грецию, Румынию и страны Балтийского региона.
Включение в основную конкурсную программу известного международного кинофестиваля байопика о русском писателе – уже большая удача. Если бы фильм был про знаменитых и на западе, например, Пушкина, Толстого, Достоевского или Набокова, опасений бы ни у кого не возникло. Но Довлатов, несмотря на его жизнь в Америке и публикации в журнале «The New Yorker» (в те времена, когда там не печатали даже «своего» Воннегута) - фигура все равно слишком локальная. Спасли картину и талант Германа-младшего и подбор актеров: главного героя играет серб Милан Марич, его жену – полячка Хелена Суэцка. В «Довлатове» очень органично сочетаются и иностранцы, и малоизвестные российские актеры и «вездесущий» Данила Козловский.
В фильме нет скрупулезной фактологической точности: на месте Довлатова главным героем мог стать любой, кого в Советском Союзе не печатали, не издавали, кому запрещали организовывать выставки, писать картины, петь.
На самом деле, чтобы понять стиль Сергея Довлатова, было не обязательно его читать: фильм абсолютно равен прозе. Это и моменты полного отчаяния, прикрытого тонкий юмором, и абсурд, тут и там встречающийся в жизни. Съемки кино рабочими морского завода, с Гоголем и Толстым, рассуждающими о труде советского гражданина, заказы на глупые, но пафосные стихи про добычу нефти – готовые сюжеты для его произведений.
Как сказал на пресс-конференции сам режиссёр, Алексей Герман-мл., чтобы получить финансирование, ему пришлось долго и упорно доказывать чиновникам важность и «нужность» в российской и мировой литературе фигуры Довлатова. Герман-младший для начала решил снять небольшой фильм – документальный. По задумке, в нём жители Петербурга рассказывали, знакомы ли они с прозой Сергея Донатовича, и за что её любят. Такой же вопрос задали и бармену одного из ресторанов. Он вместо ответа отвел съемочную группу в подсобное помещение и показал огромную татуировку, изображающую писателя. Вот такое оно – современное народное признание.
Совсем недавно это признание стало и официальным: в Санкт-Петербурге в честь Сергея Довлатова открыли памятник на Рубинштейна, в Нью-Йорке, где он жил в эмиграции, его именем назвали улицу. Сейчас его книги печатают огромными тиражами, переводят на иностранные языки, изучают в университетах. Но он сам об этом так и не узнает – первое произведение издадут в России уже после его смерти.
«Есть представление о России, что там ужас-ужас, как в Северной Корее», - говорит Алексей Герман-младший. – «Мой отец Алексей Герман страдал. Один из его фильмов пролежал под запретом несколько лет. Он прятал фильмокопию своей картины под кроватью, чтобы ее не уничтожили. Помню многих людей, которым не давали работать, потому что они евреи. Сейчас в России нет антисемитизма. Но меня беспокоит судьба Кирилла Серебренникова. Я являюсь его поручителем в суде.
Наш фильм о том, что нельзя губить судьбы, не давать художнику возможности быть художником. Бродский и Довлатов не были диссидентами. Они просто хотели работать, а их выгнали из страны. А сейчас им ставят памятники. Я восхищаюсь тем временем и людьми, их смелостью и преданностью профессии».
К выходу фильма была организована рекламная акция «Выходные с Довлатовым» и сняты короткие ролики, в которых российские деятели культуры зачитывают свои любимые цитаты из произведений писателя и зовут всех в кино. Часть полученной прибыли создатели фильма пожертвуют литературной премии «Лицей» им. А. С. Пушкина для молодых прозаиков и поэтов.
Проведите свои выходные с «Довлатовым».
В ролях:
Милан Марич
Данила Козловский
Хелена Суецка
Ева Герр
Артур Бесчастный
Антон Шагин
Светлана Ходченкова
Елена Лядова
Игорь Митюшкин
Пётр Гонсовский и другие
Режиссёр:
Алексей Герман-младший
Страна:
Россия (Санкт-Петербург), Польша, Сербия
Год:
2018 (прокат в России – с 1 по 4 марта)