Драма Андрея Смирнова «Француз»

18 июня 2019

На торжественной церемонии закрытия 30-го Открытого Российского Кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи состоялся первый показ драмы Андрея Смирнова «Француз», которая выйдет в широкий прокат 31 октября при поддержке компании Disney в России и СНГ.

Новый фильм Андрея Сергеевича Смирнова, поставленный по его собственному сценарию, рассказывает о французском студенте по имени Пьер Дюран, который в конце пятидесятых годов двадцатого века попадает на стажировку в МГУ имени Ломоносова.

Картину почетным гостям мероприятия представили: режиссёр Андрей Смирнов, со-автор сценария и продюсер Елена Смирнова, исполнители главных ролей – Антон Риваль, Евгения Образцова, Александр Балуев, Евгений Ткачук и Ян Авриль.

Первый показ драмы Андрея Смирнова «Француз»

Работа над сценарием и съемки

В 2014 году, закончив работу над телеверсией фильма «Жила-была одна баба», Андрей Смирнов начал писать сценарий к картине «Француз». Но так как первые наброски были сделаны им еще в 2012 году, Андрей Сергеевич признается, что уже не помнит, что конкретно вдохновило его на создание этого сюжета. «Для меня самым важным было рассказать о моменте становления поколения шестидесятников, к которому я принадлежу, – поясняет режиссер. – Есть старшие шестидесятники (Евтушенко, Вознесенский), которые на семь-восемь лет старше моих сверстников. Я же принадлежу к младшим шестидесятникам. И хорошо помню этот момент относительной свободы, вздох после ХХ съезда партии и после фестиваля молодежи в Москве».

Показать этот момент Смирнов решил глазами иностранца, а именно француза. «Это должен был быть нормальный человек, выросший в нормальной стране, а не плод тоталитарного режима, – говорит режиссер. – Нужен был иностранец, у которого был нормальный взгляд на нашу реальность». И тогда Андрею Сергеевичу на помощь пришли реальные события из жизни группы французских студентов, закончивших университет Эколь Нормаль (парижская Высшая нормальная школа) и приехавших в 1950-х годах на стажировку в МГУ им. М.В.Ломоносова.

«Из этой группы вышли выдающиеся люди, – рассказывает Андрей Смирнов. – Мишель Окутюрье – первоклассный филолог, славист, историк и переводчик русской литературы. Жорж Нива – мой близкий друг – профессор Женевского университета, много лет посвятивший творчеству Солженицына и переводам его работ. Филолог Луи Мартинес, который перевел на французский «Евгения Онегина». Жак Катто – издатель трехтомной переписки Достоевского и обладатель великолепной коллекции русской неформальной живописи 50-60-х годов – Анатолия Зверева, Владимира Янкилевского, Оскара Рабина. Мадам Женевьева Жоане-Костанди, которая вместе с мужем Жозе перевели на французский «Красное колесо» Солженицына… И когда родился этот сюжет, я, естественно, поехал во Францию, встретился с некоторыми из них, поговорил».

А уже на эту историю с французским стажером нанизалась история белого офицера, почти всю жизнь просидевшего в лагерях. «Татищев – не какой-то конкретный человек, у него огромное количество прототипов. Это целое поколение лиц, оставивших свои мемуары, – говорит Андрей Смирнов. – Я, конечно, очень внимательно изучал литературу по ГУЛАГу: это и Солженицын, и Шаламов, и Домбровский». Также режиссер общался с Арсением Рогинским – руководителем правозащитного и благотворительного общества «Мемориал», ушедшим из жизни в декабре 2017 года. «Он был моим важнейшим консультантом и дал очень дельные советы, внес поправки, которые все были мною выполнены», – уточняет Смирнов.

«Историю с математическим доказательством Бытия божия я придумал уже в самом конце: мне чувствовалось, что скитающемуся по лагерям Татищеву нужно было дать какое-то занятие, – рассказывает Андрей Сергеевич. – Пианист Рудольф Керер, например, начертил на лавке, на которой спал, клавиатуру фортепьяно и занимался на ней, чтобы пальцы не утратили гибкость. Но много было людей, которые и наукой занимались. Я стал копаться и выяснил, что ряд выдающихся математиков ХХ века посвятили свои исследования проблеме Бытия божия. Среди них – академик Борис Раушенбах, один из основоположников советской космонавтики, который будучи немцем по происхождению, сидел в трудовом лагере. Но так как вопрос этот весьма специфический, мне потребовалась помощь профессионалов. Поэтому среди консультантов у меня были выдающиеся математики – Александр Хелемский и Владимир Душский».

31 декабря 2014 года, за несколько часов до боя курантов, Андрей Смирнов закончил сценарий. Под названием «Темная вода» он был опубликован в книге «Лопухи и лебеда» – сборнике сценариев, пьес и статей Смирнова, вышедшем в конце 2015 года. Съемки фильма должны были начаться в мае 2016 года. Однако банк, в котором лежали все собранные на проект деньги, лопнул. «Картину пришлось остановить, группу распустить. Полтора года я искал новые средства. В конце лета 2017 года деньги появились, в конце того же года мы запустились. И в 2018 году картина была снята», – говорит Андрей Смирнов.

Драма Андрея Смирнова «Француз»

Об артистах

«Артисты в этом фильме – моя гордость, моя главная радость», – признается режиссер.

Антон Риваль, воплотивший на экране образ француза Пьера Дюрана, дебютант в большом кино. Но изначально Андрей Смирнов не утвердил артиста на роль Пьера, предложив ему сыграть друга главного героя. Однако после перезапуска проекта режиссер изменил свое мнение. «В 2015 году я выглядел очень молодо, но за эти пару лет немного возмужал. И когда мы снова встретились с Андреем Сергеевичем, пересмотрели предыдущие пробы, еще раз обсудили персонажа, он убедился в том, что готов со мной работать», – вспоминает Антон Риваль. «Крайне талантливый парень. Я очень доволен, что мы встретились, что понимали друг друга. На мой взгляд, у него весьма хорошие перспективы», – говорит Андрей Смирнов об Антоне Ривале. «После знакомства с Антоном мне показалось, что это ошибка: он слишком современный парень, чтобы погрузиться в Москву времен активного коммунизма, – признается Евгений Ткачук. – Но надо отдать ему должное, он талантливый актер с большими творческими планами, ему все трудности только на разогрев».

«Эта роль меня заинтересовала тем, что история Пьера отчасти похожа на мою. У меня мама русская, отец француз. Я родился и вырос в Париже, восемь лет назад приехал в Россию, – продолжает Антон Риваль. – А также тем, что я вообще занимаюсь комедией, стэндапом, а тут – драма, романтический герой. Мне было интересно это попробовать, понять, как у меня это получится». Подготовкой Риваля к роли занималась супруга режиссера Елена Смирнова (Прудникова). «Мы часами общались, обсуждали ту эпоху, Смирновы рассказывали мне истории из своей жизни, – вспоминает Антон Риваль. – Я также разговаривал со своим отцом, которому в то время было столько же лет сколько Пьеру, и фильмы французские смотрел той эпохи, чтобы понять, как и чем жил мой персонаж, как проводил свой досуг».

На роль фотографа «Московского комсомольца» Валеры Успенского Андрей Смирнов пригласил Евгения Ткачука. «Женя уже стал настоящей звездой. У меня была мечта, чтобы он согласился сниматься в этой картине. И он согласился. Я его утвердил без каких-либо проб», – признается режиссер. «В этом проекте в первую очередь меня привлек Андрей Сергеевич Смирнов – глубокий, внимательный, дотошный, честный и настоящий кинематографист, и искренний человек, – говорит Евгений Ткачук. – Работой это трудно было назвать, потому что Андрей Сергеевич на площадке организует такую тёплую и чувственную атмосферу, что каждый раз, когда заканчивалась смена, трудно было расстаться».

Андрей Смирнов и Евгений Ткачук

Главную героиню, балерину кордебалета Киру Галкину, сыграла Евгения Образцова – прима-балерина Большого театра. «Я до этого снималась в кино, но не в главной роли. Меня вполне устраивает моя профессия, это то, чему я училась, ради чего я служу в театре, я считаю это своим призванием и профессиональной целью своей жизни. И мой самый первый фильм был для меня, скорее, развлечением, каникулами от балета, – рассказывает Евгения Образцова. – Но в случае с «Французом» – совершенно другая история. Это серьезная роль, и я шла на кастинг проверить свои силы, узнать, на что я способна. И неважно, как бы закончился этот кастинг, в мою пользу или нет, мне было просто интересно пообщаться с таким человеком как Андрей Сергеевич Смирнов».

«Я думаю, у Андрея Сергеевича, как и у любого режиссера, были сомнения: взять актрису, которая могла бы изобразить балерину, или балерину, которая могла бы сыграть, как актриса. Я, видимо, подходила по типажу, и после нескольких проб он меня утвердил, – продолжает Евгения Образцова. – Как только начались съемки, мы начали работать с Еленой Смирновой. Сначала это были просто беседы, чтобы я начала понимать и чувствовать то, что должна была понимать и чувствовать моя героиня. Потом были чисто технические моменты: я училась плакать, понижать голос, разговаривать небрежно, быть хабалкой, как характеризовала Киру Елена Смирнова». «На самом деле я так до конца и не поняла свою героиню, не смогла с ней сродниться, потому что знаю, что сама бы так себя никогда не повела, – признается Образцова. – Но у Андрея Сергеевича на все мои сомнения был ответ: получился очень интересный, незаурядный и нетипичный женский образ. И слышать это мне было лестно».

«Утвердив Евгению Образцову, Смирнов попал в десятку. Более миловидного и женственного облика, но, в то же время, драматического нутра, трудно себе представить. Интересно, что и в балете она, танцуя, проживает роль глубоко и по-настоящему», – считает Евгений Ткачук. «Женя Образцова оказалась очень талантливой драматической актрисой, – говорит Андрей Смирнов. – Мне кажется, если она захочет продолжить свою карьеру в кино, ее ждет большое будущее. У нее прекрасная внешность, красивое лицо, шея, плечи красоты немыслимой. Она прекрасно держится перед камерой, естественно, ярко. Я в восторге от своих артистов».

Роль белого офицера Татищева Андрей Смирнов писал специально под Александра Балуева. «Я считаю Балуева гениальным артистом, слежу за ним с давних пор, – говорит Андрей Сергеевич. – Его съемки заняли всего пять-шесть дней, но, конечно, это база, на которой стоит вся картина. Александр не просто полностью оправдал мои надежды, я даже предвидеть не мог, как он способен играть. Я восхищен его работой!»

«Для меня это, конечно, очень лестно, что роль была написана конкретно под меня, – признается Александр Балуев. – Но я удивлялся, почему Андрей Сергеевич сам не сыграл Татищева. Мне казалось, что он сделал бы это здорово. Но ему виднее, он решил так. И я получил огромное удовольствие от общения с ним. И роль хорошая: объемная, вместимая и довольно лаконичная».

В картине также снялись Михаил Ефремов в роли отца Валерия Успенского (Евгений Ткачук), Наталья Тенякова и Нина Дробышева в ролях сестер Обрезковых, Роман Мадянов в роли писателя Чухновского, Александр Анисимов в роли слесаря Устюгова. «Это все грандиозные артисты, мастера первостатейные. Смотреть на них – наслаждение», – говорит Андрей Смирнов.

Драма Андрея Смирнова «Француз»

О времени

Картина «Француз» посвящена памяти Александра Гинзбурга – одного из первых советских диссидентов. «Его вдова Арина и двое сыновей живут в Париже, я не встречался с ними, только по телефону говорил, – рассказывает Андрей Смирнов. – Но я все про Алика Гинзбурга знаю: смотрел его интервью, читал все, что его касается». Герой Евгения Ткачука Валера Успенский упоминает в разговоре с Пьером имя «своего кореша Алика» и независимый журнал «Грамотей», который тот издает. Это отсылка к самиздатскому поэтическому альманаху «Синтаксис», который выпускал Гинзбург, и за который он получил свой первый срок. И все стихи, прочитанные в картине, взяты из «Синтаксиса».

«Меня захватила тема диссидентства, во-первых, потому что это история нашей культуры, нашей страны, а во-вторых, тем, что всё это может повториться. Как коротка наша память... – говорит Евгений Ткачук, воплотивший образ друга Александра Гинзбурга. – Целиком и полностью доверившись автору и режиссёру, я старался впитывать всё, что Андрей Сергеевич говорил и рассказывал о 60-х. Это было очень интересно: как будто погружаешься в глубину времеми через внимательного и тонкого очевидца, и понимаешь, что это абсолютно другой мир, другая реальность. Ведь сейчас нам доступно практически всё, а тогда ценность увиденного или услышанного искусства была совсем другая. И те удивительные подробности которыми переполнен фильм, думаю, не оставят никого равнодушным».

«Я счастлив, что в моей картине в роли Анны Федоровны, завхоза дома культуры в Переславле-Залесском, где происходит разговор Пьера с Татищевым, снялась Вера Лашкова – соратница Алика Гинзбурга, машинистка, которая занималась перепечаткой самиздатских сборников «Белая книга» (материалы дела Синявского и Даниэля, собранные Гинзбургом), – признается Андрей Смирнов. – И это посвящение в конце фильма – «Памяти Алика Гинзбурга и его друзей, кто хотел жить не по лжи» – адресовано Вере Лашковой в частности».

«Картина «Француз» – это история страны. И моя история, хоть я и помоложе тех людей, которые там существуют, – говорит Александр Балуев. – Мне всегда интересно играть то, что связано с моей родиной, с моей страной, с ее историей и тем, из каких разных, тяжелых, очень часто трагических, порой кровавых периодов жизни она состоит. Проследить, почему именно так происходит, почему такое случается в развитии моей родины. Я изучаю это и некоторым образом транслирую через своих героев».

«До съемок в фильме я был довольно равнодушен к этому времени. Разве что мог интересоваться, как жила моя бабушка в те годы, – признается Антон Риваль. – Но после погружения в эпоху, это все вдруг перестало быть просто чем-то мертвым из исторических книжек. Вдруг я понял, что все было не только черно-бело-серым и плохим, но были и моменты радости. Я понял, что это очень интересное время, я открыл для себя целый мир».

Драма Андрея Смирнова «Француз»

О фильме

«Этот фильм – о времени и о людях. Для тех, кто помнит это время, и кто увидит в этом правду. И для более молодого поколения, которое, возможно, будет в чем-то сомневаться, скептически относиться к тому, не слишком ли это красиво или не слишком ли утрировано, – считает Евгения Образцова. – Мне кажется, любой думающий зритель, любой зритель, любящий кино, найдет в нем своим прелести».

«Француз» – фильм о любви и искусстве в обществе, где идеей социального равенства прикрывается уничтожение искренности, нравственности, правдивости, веры. Так чего же хотеть от сегодняшнего поколения или будущего, если народ перемололи и таким ещё образом», – рассуждает Евгений Ткачук.

«Фильм «Француз» – о людях. Не только того времени, но и о нас, про сегодняшний день, – размышляет Антон Риваль. – Мы все, независимо от страны, в которой живем, погружены в систему. Эта система может кому-то нравиться, кому-то нет, но мы все играем по этим правилам. И этот фильм – о том, какие простые человеческие чувства испытывает человек, погруженный в огромную государственную машину, неконтролируемую ничем».

«Это кино, наверное, для меньшинства, которое вообще сейчас ходит в кино. Для людей, которые любят историю. Людей, которые понимают, в какой стране они живут сейчас, памятуя о том, какой она была, и что происходило в ее истории. Эта картина очень пунктирной направленности для того меньшинства, за которое я. И потому ценна для меня», – говорит Александр Балуев.

Француз

Дата выхода в прокат в России: 31 октября 2019
Студия: АНО «КАДР», Производство ООО «Мармот-фильм»
Жанр: драма
Режиссер: Андрей Смирнов
Продюсеры: Елена и Андрей Смирновы
Автор сценария: Андрей Смирнов
Оператор-постановщик: Юрий Шайгарданов
В ролях: Антуан Риваль, Евгения Образцова, Евгений Ткачук, Александр Балуев, Нина Дробышева, Наталья Тинякова, Михаил Ефремов, Роман Мадянов, Люси Арон, Жереми Дюваль и др.
Возрастной рейтинг: 16+
Формат: 2D