О чем фильм?
Американка Сьюзи Бэннион приезжает в Берлин, чтобы пройти прослушивание в знаменитую танцевальную труппу «Маркос» под руководством строгой, справедливой и гениальной мадам Блан. У Сьюзи нет специального образования, она выросла в приюте и балет изучала по документальным фильмам и телевизионным шоу, но у девушки есть не только природный талант к движению, но и сильный характер и упорство, которые быстро помогают ей превратиться из «новенькой» в приму труппы.
Все дни заняты репетициями, но некоторые девушки начинают замечать, что в коллективе происходят странные вещи: магические обряды, исчезновения, и всем снятся ночные кошмары.
Фильм Луки Гуаданьино – ремейк ленты «Суспирия» Дарио Аддженто. 10-летний Лука увидел постер ужастика, когда отдыхал в детском лагере в Италии, и это определило его дальнейшую жизнь. Он каждый день прибегал поглядеть на картинку, где балерина с перерезанным горлом стояла на пуантах. Только спустя несколько лет он смог посмотреть фильм, а потом нашел в библиотеке и перечитал все газетные упоминания о нем. Тогда же он завел себе тетрадку, на первой странице написал «Суспирия Луки Гуаданьино» и вот, наконец, воплотил то, о чем думал столько лет.
Поскольку фильм, это ремейк (хотя режиссёр предпочитает слово «кавер»), интрига его не в том, чтобы до конца сохранить в секрете истинную сущность руководительниц школы – мы почти сразу узнаём, что они ведьмы. Кино рассчитано на тех, кто хоть немного знаком с оригинальным сценарием, поэтому советуем посмотреть «Суспирию» 1977 года – она во многом определила то, как будут развиваться фильмы ужасов, и то, какими мы видим их сейчас.
Чтобы напомнить миру о том, что он чтит первую версию картины, Гуаданьино переносит действие ремейка в тот же год, когда она вышла. Мы видим Берлин в 1977-м: время раскола страны и апогей анархистских движений. Каждый час по телевизору передают сводки новостей и режиссер включает их в повествование, таким образом усугубляя переживания главной героини, которая добровольно переехала в центр этих событий, но не находит спокойствия ни во внешнем мире, ни в стенах танцевальной школы.
Монтаж картины будто вводит в транс: при просмотре теряешь ощущение времени, кажется, что фильм начался одновременно и только что, и уже несколько дней назад. Сцены танцев напоминают языческие обряды и движения под гипнозом.
Про актеров и съемочную группу
Главную роль в фильме играет Дакота Джонсон, которая начала брать уроки танцев еще во время съемок во франшизе «50 оттенков серого». Он уже работала в фильмах Луки, поэтому на новые съемки согласилась сразу. В интервью она говорила, что мгновенно влюбилась в то, как он работает, и подписалась бы на участие в любом его проекте. Актриса работала почти без дублера, и до начала съемок проводила в танц-классе по 8 часов в день.
Все главнее роли исполнили женщины, но в фильме есть один значимый мужской персонаж – психолог, к которому ходит одна из балерин - Патриция. Она первая начинает подозревать, что школой руководят ведьмы, но поначалу доктор принимает её рассказы за бред и игру воспаленного сознания. Но потом девушка пропадает, в труппе её исчезновение связывают с участием Патриции в запрещенных политических организациях, а врач находит её личный дневник и пытается сам раскрыть то, что происходит внутри коллектива.
Во всех официальных пресс-релизах роль старика приписывали некому Лутцу Эберсдорфу, который на самом деле всю жизнь изучал психоанализ, жил в Германии и в молодости снимался в короткометражном кино. Но фанаты уже после первых фотографий со съемочной площадки предположили, что доктора на самом деле играет Тильда Суинтон, которая знаменита своей любовью к гриму и перевоплощениям. Режиссёр и группа эти догадки активно отрицали, у Лутца даже появилась персональная страница на IMDB, где он обозначается как начинающий актёр. Потом, на премьере фильма на Венецианском кинофестивале Тильда публично прочла письмо Эберсдорфа, который показ посетить не смог, но написал извинение к зрителям.
Все ждали, какой же шаг будет дальше, и придёт ли Тильда Суинтон на следующий показ в образе старика, но она во всем призналась прессе. Рассказала, что по 4 часа ежедневно проводила на гриме, где ей на лицо клеили специальные накладки. Для создания образа 82-летнего мужчины Гуаданьино пригласил гримера Марка Кульера, который ранее получил «Оскар» за фильм «Отель Гранд Будапешт». Тильда Суинтон призналась, что мечтала, чтобы мистификация так и не раскрылась. «По моему плану, Лутц должен был умереть во время монтажа, и сообщение об этом стало бы последним титром к фильму», — рассказала актриса. Но таким образом фильм не смог бы получить номинацию на «Оскар», что было бы несправедливо по отношению к гримерам.
Спродюссировал картину Марко Морабито, который до этого занимался еще одним фильмом про танцовщиков «Чёрный лебедь».
Саундтрек для «Суспирии» записала группа Radiohead.
Для «короля триллеров» Квентино Тарантино устроили личный показ картины, после которого он вышел в абсолютном восторге. Оно и неудивительно, готовьтесь к тому, что в «Суспирии» будет много кровавых сцен. Особо впечатлительные люди даже не выдерживали просмотр трейлеров, а Дакота Джонсон после окончания съемок посещала психолога.
Режиссер:
Лука Гуаданьино – «Зови меня своим именем», «Я – это любовь»
В ролях:
Дакота Джонсон - франшиза «50 оттенков серого», «Социальная сеть», «Ничего хорошего в отеле Эль рояль»
Тильда Суинтон – «Доктор Стрэндж», «Отель Гранд Будапешт», франшиза «Хроники Нарнии»
Хлоя Грейс Морец – «Мрачные тени», «500 дней лета»
Елена Фокина – русский хореограф, танцовщица, актриса, «Взгляд», «Здесь и потом»
Джессика Харпер – «Суспирия» (1977)