Иван Капитонов, режиссер: «ʺГолова-жестянкаʺ для тех, кто умеет смотреть кино и любит жизнь»

19 июня 2023

Сейчас в прокате идет «Голова-жестянка» – кино о 16-летней Жене, которая после перенесенной травмы начинает по-настоящему жестить и отталкивает от себя всех близких. Фильм снят по мотивам одноименной повести-бестселлера Серафимы Орловой, вышедшей в издательстве «КомпасГид». В главных ролях – Варвара Володина, Олег Чугунов, Сергей Гилёв, Александр Новиков, Даниил Вершинин, Дима Мальков, Анна Попова, Наталья Кудряшова, Владимир Селезнёв. Журналист Татьяна Князева поговорила с режиссером Иваном Капитоновым о сложностях взаимоотношений подростка с родителями и сверстниками, а также столь важном умении прощать.

 

YES: Иван, расскажите, как пришла идея экранизировать повесть Серафимы Орловой «Голова-жестянка»?

– Я прочитал черновик повести, который мне прислала Серафима, и я влюбился в главную героиню «Головы-жестянки» и очень захотел ее увидеть.

YES: «Голова-жестянка» – young adult story, фильм для молодой аудитории. Вся история проходит через призму восприятия подростка. Вам понятна и близка эта психология?

На фото: режиссер Иван Капитонов на премьере фильма, изображение предоставлено пресс-службой издательства «КомпасГид» 

– Разумеется, потому что я сам когда-то был подростком. Более того, нельзя исключать, что им же и остаюсь до сих пор.

YES: Расскажите о вашей работе над адаптацией книжного первоисточника. Возникло ли у вас желание в процессе работы привнести в эту повесть ваши личные внутренние переживания? Вы в итоге довольны тем, как переработали книгу в фильм?

– Адаптация любого литературного произведения предполагает творческое осмысление материала и, разумеется, это невозможно сделать без личных переживаний. Да, я очень доволен, фильм получился прекрасным.

YES: Если сравнивать книгу с фильмом (а многие читатели и зрители так и будут делать), то некоторые сюжетные линии в фильме вы раскрыли наиболее полно, другие же ушли в тень. Какие темы и переживания вам важно было показать в своей работе прежде всего?

На фото: обложка книги Серафимы Орловой, изображение предоставлено пресс-службой издательства «КомпасГид» 

– Мне важно было сконцентрироваться на Жести, важно было смотреть ее глазами на происходящие события, чувствовать все ее сердцем. Все параллельные линии, которые бы не работали на решение этой задачи, были удалены.

YES: История Жени (Жести), описанная в книге, раскрывает все сложности взаимоотношений современного подростка с родителями и сверстниками. При этом это одновременно светлая и честная история, которая чутко передает ощущения шестнадцатилетней девочки, запутавшейся в себе. Вы хорошо помните себя подростком? Что лично вам было важно сказать миру в шестнадцать лет?

Кадр из фильма «Голова-жестянка»©

– Мне кажется, что большой разницы между тем, что волнует подростка и тем, что волнует взрослого человека, нет. Ценности одинаковы – любовь, деньги, признание, самопрезентация.

YES: В истории первой подростковой влюбленности, которая сталкивается с действительно сложным испытанием, есть не совсем обычный, даже чудаковатый, образ взрослого – руководителя кружка робототехники Святослава Карина, который стремится примирить не только главных героев Женю и Приходько, но и прежде всего – Женю с самой собой. Вам важно было вложить в этот образ «взрослого» героя что-то особенное? Чувствуете ли вы в этом герое что-то и от себя?

Кадр из фильма «Голова-жестянка»© 

– От себя – чувствую. Потому что Серафима работала над «Головой-жестянкой», когда училась у меня на курсе, и по ее собственным словам, образ Карина во многом обязан мне, то есть я как бы прототип этого персонажа. На площадке вместе с Сергеем Гилёвым мы лишь добавили некоторые штрихи – например, в киноверсии этот персонаж еще и немного подкаблучник (смеется).

YES: Расскажите о подборе актеров на роли в «Голове-жестянке», кого искали дольше всех?

– Утвердили сразу всех. Кроме Жести – ее искали очень долго. Посмотрели около 500 претенденток, пока не остановили свой выбор на великолепной Варваре Володиной. Я сказал «великолепной»? Извините, я ошибся – она великая.

Кадр из фильма «Голова-жестянка»© 

YES: Вы используете много интересных визуальных приемов и ходов, перемещая зрителя из реальности в необъятный мир фантазий главной героини. А еще, например, как и книга, фильм поделен на «главы», названия которых появляются в самых неожиданных местах: на уличных вывесках, ступенях эскалатора, на стенах в комнате героини, – как будто зритель листает личный дневник главной героини. Вы думаете, такая стилизация более понятна именно young adult зрителю?

Кадр из фильма «Голова-жестянка»© 

– Мне кажется, это просто прикольно.

YES: Можно ли фильм «Голова-жестянка» назвать семейным? Какому зрителю вы больше рады: подросткам или взрослым? И станет ли эта история эмоционально близка и взрослой аудитории?

– Это на 100% семейное кино. В том смысле, что можно брать подростков, покупать попкорн и провести вместе 2 кайфовых часа. Шуточки в фильме для любого возраста, при этом никакого «испанского стыда» не будет ни у родителей, ни у детей.

YES: В чем сложность создания фильмов для подростков сегодня?

– В том, что подростки редко ходят в кино.

YES: Почему фильм «Голова-жестянка» надо посмотреть каждому подростку?

– Каждому – не надо. Надо только тем, кто умеет смотреть кино и любит жизнь.

Все изображения предоставлены пресс-службой издательства «КомпасГид».