Сюжет
1984 год, в СМИ появляются сообщения о странных звуках, похожих на человеческие крики, которые доносятся из Кольской скважины — самой глубокой выработки в мире глубиной 12 км. Скважину стремительно закрывают, а на место событий высылают военных и ученых. Эпидемиолог Анна (Милена Радулович) спускается в подземелье со строгим солдатом Юрием Борисовичем (Николай Ковбасов) и начальником станции Григорьевым (Вадим Демчог). Спустившись на промежуточный уровень, герои понимают, что скважина таит в себе апокалипсис.
Кольская скважина действительно всегда была окружена жуткими слухами: после записи учеными жутких “звуков дна”, многие были уверены, что сверхглубокая добурилась до ада, а странные записи приборов не что иное, как крики грешников. История скважины привлекла внимание сценариста Виктора Бондарюка тем, что, несмотря на интерес многих мировых СМИ, документы, связанные с разработками Кольской, до сих пор под грифом «Секретно».
Как снимали
В течение нескольких лет создатели фильма изучали документы, касающиеся бурения скважины и деятельности исследовательских лабораторий, встречались с консультантами – историками, медиками, военными и представителями спецслужб. Авторы картины побывали в Мурманской области и на самом объекте. Накопленный материал и послужил основой для картины, режиссером которой стал Арсений Сюхин (финалист кинофестиваля «Короче»).
При создании фильма была использована аудиотехнология Dolby Atmos, особенность которой заключается в том, что она создает реалистичный, объемный, насыщенный и глубокий звук. Такой эффект возможен благодаря размещению и перемещению звукового сопровождения в любую точку кинозала, включая область над головой зрителя. Как правило, в мистических триллерах и фильмах ужасов ювелирная точность звука имеет грандиозное значение — где каждый шорох, шаг и вздох играет особую роль и обеспечивает эффект полного погружения в происходящее.
Что вышло
Сюжет может удивить поворотами, некоторые события угадываются не с первого раза. Слегка затянутый хронометраж не портит общего впечатления: картина смотрится легко и заставляет с нетерпением увидеть “финального монстра”. Надо сказать, эта жертва боди-хоррора наводила больше жути до того, как появилась в кадре — исчадие ада показывают частями, что вызывает желание рассмотреть его получше, но увы. Вероятно, на полноразмерного монстра не хватило бюджета.
Стоит похвалить натуралистичный грим и декорации — “дышащие” споры, обвивающие человеческие тела и стены, “пекло ада” и сама скважина выглядят достойно. Музыкальная составляющая подобрана грамотно, а композиция в финальной сцене в лифте ну очень напоминает главную тему из “Очень странных дел”.
Не обошлось и без ляпов: например, из двух незащищенных людей, стоящих вплотную к источнику вируса, заражается только один. Да и вообще, зачем носить защитные маски и снаряжение, гуляя по зараженной скважине, когда есть ворот водолазки?
Несмотря на недостатки, мы получаем достойный продукт, задающий новый уровень для российского кинопроизводства. Подобный проект производства “Фонда кино” мы вряд ли увидим в ближайшем будущем, а потому стоит дать ему шанс.