Джокер: моноспекталь Хоакина Феникса

14 октября 2019

«Джокер» Тодда Филлипса уверенно покоряет мировые бокс-офисы: международная выручка фильма о готэмском комике-неудачнике превысила 234 миллиона долларов. Это уже больше той суммы, которую продюсеры рассчитывали собрать за все время проката, хотя дата премьеры была не самой удачной - октябрь считается неприбыльным месяцем для новинок. Помимо финансового успеха фильму пророчат несколько номинаций (а может, и побед) на «Оскаре», что для кино, в основе которого лежат комиксы - успех невероятный. Рассказываем интересные факты о картине, советуем другие работы Феникса и Филлипса и рекомендуем купить билеты на ближайший сеанс «Джокера» прямо сейчас.

ТЕКСТ: Анна Дреботий.

Артур Флек живет с больной матерью в обшарпанной квартире. Денег нет, работа подворачивается нечасто, да и не самая хорошая – в костюме клоуна он либо развлекает детей, либо зазывает покупателей в маленькие магазины. В Готэме процветает преступность и коррупция (тут ничего нового), рабочие бастуют, людей грабят и убивают в каждом переулке, а политики прячутся в своих особняках и не собираются как-то исправлять ситуацию в городе.

По вечерам Артур смотрит по телевизору шоу Мюррея Франклина, постоянно представляя себя одним из участников. Он мечтает о карьере стендап-комика и записывает шутки в свою тетрадку. Его жизнь зависит от семи сильнодействующих препаратов, и от бумажной карточки – ее он показывает людям, если приступ неврологического расстройства, которое проявляется беспричинном смехе, похожим то ли на плачь, то ли на кашель, застает его в общественном месте.

Режиссеры всегда охотно брались за экранизации историй о хорошем парне Готэма – Бэтмене, Джокер же главным персонажем еще не был. Но, как и многие злодеи, он всегда получался максимально харизматичным: в исполнении Джека Николсона, Хита Леджера, который получил за эту роль посмертный «Оскар», и Джареда Лето, который хоть немного, но реанимировал «Отряд самоубийц». Здесь же трудно даже представить, что на главную роль рассматривался кто-то кроме Хоакина Феникса, настолько он в ней прекрасен.

Джокер

Фильм Тодда Филлипса не основывается на каком-то конкретном комиксе, рассказывающем предысторию становления Джокера, как одного из злодеев Готэма. Сюжет перекликается с тремя работами Мартина Скорсезе, из которых режиссер взял всего понемногу, в том числе и Роберта Де Ниро, чтобы в итоге создать свой шедевр и в очередной раз возродить карьеру Феникса.

В последнее время у того, конечно, не было проблем с работой, но качественная роль и возможные последующие награды только укрепят его положение в Голливуде. В конце концов, с Фениксом уже приключалась история, когда он на долгое время забрасывал съемки – в первый раз это произошло на фоне депрессии после смерти брата, который тоже играл в кино, во второй раз он решил сконцентрироваться на карьере хип-хоп музыканта. Нельзя сказать, что это было плохой идеей - помимо прочих достоинств у Хоакина Феникса есть и «Эмми».

Для роли Джокера ему пришлось сильно похудеть: торчащие ребра, ключица и еще больше заострившиеся черты лица делают его похожим именного на того злодея, которого рисовали в комиксах. Он еще не выглядит террористом-психопатом и даже не понимает, что вдохновил народное восстание, и, благодаря ему, уже почти весь город ходит в масках и готовится устанавливать свои, новые порядки. Пока Артур ищет ответы на личные вопросы: о матери, девушке-соседке и Томасе Уэйне, движение Джокера расширяется без его участия и становится сильнее своего невольного создателя. Артур осознает власть только в самом конце, стоя на разбитой машите и рисуя себе улыбку, только уже не театральным гримом, а собственной кровью.

Так же для роли Хоакин Феникс отработал несколько видов смеха: тот, который властвует над Артуром во время приступов – прерывающийся на стоны и рвотные позывы; неискренний, который нужен только для того, чтобы показать свою причастность к обществу. А любимый и наиболее удавшийся, по признанию режиссера Тодда Филлипса, звучит в фильме только однажды – в финальной сцене при разговоре Джокера с психотерапевтом, это единственный раз, когда можно услышать искренний хохот Артура Флека.

Джокер

Фильм не претендует на какие-то сюжетные интриги, все, что будет дальше, мы уже знаем, потому что видели это и у Тима Бертона, и у Кристофера Нолана. Этот «Джокер» нужен для того, чтобы смотреть на Хоакина Феникса, потому что, по большому счету, нам показана не оригинальная история: трудное детство, психологические отклонения, проблемы во взрослой жизни, нищета – это те повороты, которые можно предугадать и не зная историй DC. С другой стороны, взяв за основу уже известного персонажа, Тодд Филлипс и не смог бы сказать что-то совершенно новое, так, чтобы это не скатилось в эксплуатацию популярного имени ради привлечения прибыли.

Но для вселенной комиксов, это, определенно ново и интересно, особенно на фоне ежегодных и максимально однотипных фильмом от «Marvel», но от них чего-то глубоко-психологического ждать не стоит, скорее всего, вообще никогда, поэтому будем восхищаться «Джокером». Возможно, очарование спадет после нескольких просмотров, возможно, уже после второго, но хвалить фильм есть за что, основания ждать «Оскар» тоже вполне оправданы.

Кстати, мы советуем смотреть фильм в кинотеатрах, оснащенных технологией Dolby Atmos. Она оживляет картинку на экране благодаря равномерному расположению колонок и перемещению звука в разные точки кинозала. Аудиочасть в этом фильме важна ничуть не меньше, чем картинка и актерская игра. Тревожную и надрывную музыку к «Джокеру» написала ирландская виолончелистка и композитор Хильдур Гуднадоттир, которая в этом году получила «Эмми» за саундтрек к сериалу «Чернобыль».

Тодд Филлипс признался, что на создание фильма его во многом вдохновили фильмы Мартина Скорсезе «Таксист», «Бешеный Бык» и «Король Комедии», в которых играл актёр Роберт Де Ниро, исполнивший в «Джокере» роль ведущего вечернего шоу Франклина Мюррея. В свое время эти картины собрали приличное число престижных наград, так что Филлипсу теперь есть куда стремиться, тем более «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале он уже получил, а это только начало его большого шествия.

Что еще посмотреть?

Хоакин Феникс:

«Умереть во имя», «Гладиатор», «Переступить черту», «Я все еще здесь», «Она», «Мастер»

Тодд Филлипс:

«Дорожное прикючение», «Старски и Хатч», «Мальчишник в Вегасе», «Впритык»