Почему женщин-супергероев всегда критикуют

Луна Сокол
Редактор
1 августа 2016

Существует множество, хм, неумных стереотипов о женщинах-супергероях. Мы часто слышим фразы вроде: «О, после провальных фильмов о женщине-кошке и Электре у подобных фильмов просто нет шансов». Режиссер мстителей, Джосс Уидом, два года назад сказал: «Супергерои есть везде, но женщин-супергероев нет нигде. Даже такой персонаж, как Черная Вдова (Скарлетт Йохансон) может существовать только как часть ансамбля, у подобного героя никогда не будет собственного фильма, хоть эту роль и играет одна из самых высокооплачиваемых актрис в Голливуде».

ТЕКСТ: Луна Сокол

В 2016 же, обе ведущие «супергеройские» киностудии начали потихоньку понимать, что фильмы о женщинах-супергероях – это не так уж и плохо. Супер-вумен, по нашему мнению, оказалась безусловным победителем в схватке Бэтмена против Супермена и будет играть главную роль в своем фильме летом следующего года. И в то время студия Marvel объявила о новом фильме «Капитан Марвел» с девушкой в главной роли (фильм мы сможем увидеть на экранах в 2019 году). Простой голливудской мудростью стало то, женщины-супергерои не должны соответствовать «мужским стандартам», а также то, что такие фильмы как «Голодные игры», «Дивергент» или знаменитый мультфильм «Холодное сердце» c девушками в главных ролях стали настоящими бестселлерами.

Скарлетт Йоханссон в роли Черной вдовы

Как утверждает тот же Уидом, есть свои сложности в фильмах о женщинах-супергероях. На эти фильмы, считает критик, всегда будет обрушиваться волна критики. Провал таких кинолент, как «Женщина-Кошка» с Холли Берри и «Электра» с Дженнифер Гарнер постоянно пытаются использовать как доказательство того, что у женских фильмов о супергероях нет будущего. Однако, никто не вспоминает провальные фильмы о супергероях, где главную роль исполняли мужчины, вроде «Сорвиголовы» Бена Аффлека или «Возвращения супермена».

Поэтому мы можем задать законный вопрос: заслужена ли та критика, которую постоянно получают женщины супергерои? Давайте рассмотрим это на примере нескольких фильмов о девушках-супергероях.

Supergirl (1984)

Супергерл

В этом фильме в качестве отважной кузины супермена выступает Хелен Слейтер. Однако, фильм не оказался мощным стартом для женщин-супергероев на экранах как в финансовом плане, так и в плане критики. Сама Слейтер оказалась главным достижением этого фильма, хоть как-то заполнив своей привлекательностью ограниченность роли и сырой сюжет. Как в то врем правильно отметил Роджер Эберт: «Мы не ходим на фильмы про супергероев, чтоб снисходительно смеяться над ними. Так зачем же создавать супергеройские фильмы, которые как будто смеются сами над собой?»

Sheena (1984)

Шина, королева джунглей

В том же году вышла забытая многими адаптация комиксов 30-х годов «Шина – Королева Джунглей», примечательные тем, что это первые комиксы о женском персонаже. Зрители назвали Шину женской версией «Тарзана», и на фильм снова обрушилась гора критики, он едва смог окупить четверть своего бюджета. Однако, у картины есть свои поклонники и даже небольшой фанклуб. Среди них, к примеру, легендарный критик Полин Кейл, который назвал эту ленту «беззаботным, слегка сумасшедшим приключенческим фильмом».

Tank Girl (1995)

Тэнк-герл

У этого фильма был просто огромный потенциал. Это история о харизматичной анти-героине, «девушке-танке» (В исполнении, Лори Петти, ныне известной по сериалу «Orange is the New Black»). С интересными пост-апокалиптическими локациями и тонкими шутками, этот фильм основан на британских комиксах. Но всего этого все равно не хватило для успеха. Картина собрал всего 4 миллиона долларов из бюджета размером в 25 миллионов.

Catwoman (2004)

Женщина-кошка

Это первый фильм, который приводят в аргументы против фильмов о девушках-супергероях, и он действительно является настоящей катастрофой. Как правило, супер-герои нравятся зрителю тогда, когда их человеческие качества так же интересны, как их сверхспособности. Героиня Холли Берри не обладает ни тем, ни другим. Фильм сам по себе не может похвастаться ничем, кроме откровенного наряда главной героини, поэтому неудивительно, что картина провалилась в прокате. Даже сама Холли Берри не лестно отозвалась о нем на вручении Razzie award в 2005 году.

Elektra (2005)

Дженнифер Гарнер в роли Электры

Персонаж Электры появлялся в фильме «Cорвиголова», который также провалился в прокате. Поэтому снимать продолжение с ней в главной роли было весьма рискованно. К тому же ее персонаж уже в оригинальном фильме был явно лишним и никак не влиял на сюжет. Так что, несмотря на харизму и привлекательность Дженнифер Гарнер, провал в прокате был вполне предсказуем.

Что же мы имеем в результате? С 2005 года не вышло ни одного супергеройского фильма с девушкой в главной роли, хотя и подход к кино, и наше общество в целом кардинально изменились. Фильмы по комиксам имеют намного большее влияние, чем 10 лет назад, благодаря серии «Люди Х» и «Бэтмен», и Вселенная комиксов стремительно увеличивается. Мы считаем, что наступило время, когда фильмы по комиксам имеют достаточное влияние, чтоб начать также продвигать девушек-супергероев.

Критики – такие критики, но фильмы вообще-то снимают для зрителей! Что же скажут они? Мы поинтересовались мнением фанатов фильмов о Вселенной комиксов, что же они думают о проблемах кинокартин с женщинами-супергероями в главных ролях. И получили несколько интересных ответов от поклонников фильмов о супер-героях – вот, например, один из комментариев: «В 2017 году выходит новый фильм от DC, и истории супер-герл уже пользуется большой популярностью в форме сериалов. Раньше были проблемы в режиссерах, на самом деле: тогда еще не знали, как правильно делать «супергеройское» кино, и сейчас эта критика фильмов о супер-герлз и те проблемы, что их никто не воспринимал, – это полным бредом кажется».