Сценарий Николас Пеш написал по истории, которую он сочинил с Джеффри Бюхлером. В основу сюжета положен японский одноимённый фильм сценариста и режиссёра Такаси Симидзу. Продюсерами картины «Проклятие» выступают Сэм Рэйми, Роб Таперт и Такасигэ Итисэ. Функции исполнительных продюсеров взяли на себя Натан Каан, Эрин Вестерман, Брэйди Фуджикава, Эндрю Феффер, Рой Ли, Даг Дэвисон, Джон Пауэрс Миддлтон и Шулер Уайсс. Американская ассоциация кинематографии присудила картине рейтинг 18+ за сцены насилия, кровавые и страшные кадры и нецензурные выражения.
Пятнадцать лет назад продюсер и режиссёр Сэм Рэйми («Простой план»; «Человек-паук»; «Затащи меня в Ад») впервые представил американской аудитории фильм «Проклятие». Теперь же создатель знаменитой франшизы «Зловещие мертвецы» предлагает зрителям вновь вернуться к полюбившейся многим истории в категории 18+. «Когда мы снимали оригинальный фильм в 2004 году, ужастики считались чуть ли не артхаусом, и, тем не менее, наша картина стала культовой, – вспоминает Рэйми. – Теперь же ужастики можно смело назвать мейнстримом».
В основу американского фильма 2004 года был положен одноимённый японский ужастик режиссёра Такаси Симидзу. Картина была невероятно популярна в Японии – помимо очевидного решения снимать сиквел, фильм вызвал живой интерес Рэйми, который предложил Симидзу адаптировать «Проклятие» для американской аудитории. «Фильмы франшизы «Проклятие», которые снимал Такаси, были весьма успешны в Японии, – отмечает Рэйми. – Учитывая мою любовь к серии, я решил, что американские зрители заслуживают своё «Проклятие»».
Рэйми считает, что сейчас самое время вернуться к франшизе, особенно учитывая тот факт, что зрители регулярно задают ему вопросы о новых страшилках из серии «Проклятие». «Многие фанаты регулярно спрашивают о том, когда можно будет увидеть следующее «Проклятие», – утверждает продюсер. – Но мы решили, что не будем приступать к работе над фильмом, пока не найдём подходящего режиссёра».
Таким подходящим режиссёром стал Николас Пеш, который посмотрел фильм «Проклятие» 2004 года будучи школьником. По его словам, он вырос на классических чёрно-белых ужастиках. Начав учиться в киношколе, он понял, что ужастики цепляют его намного больше, чем художественные фильмы других жанров, которые показывали в классе. «В школе я был жутким трусишкой, – признаётся режиссёр. – Ужастики пугали меня до колик. Пережитый страх не давал спокойно заснуть даже через несколько дней после просмотра, и это было незабываемое впечатление».
Пеш привёз свой дебютный фильм «Глаза моей матери» на кинофестиваль в Сандэнсе в январе 2016 года. Там картину увидели продюсеры Роб Таперт и Рой Ли («Годзилла 2: Король монстров»), партнёры Рэйми из компании Ghost House, и решили встретиться с режиссёром. «Я планировал провести несколько обычных встреч на этом фестивале, а в итоге ограничился одной – с Ли, – вспоминает Пеш. – Разговор зашёл о том, как я люблю фильмы «Проклятие», а ведь я на тот момент даже не знал, что собираются снимать новую картину франшизы!»
Предварительный сценарий был написан Джеффри Бюхлером, однако Ли понравился подход Пеша, который учитывал всю антологию целиком, различных персонажей и разные локации. Ли рассказал Пешу, что продюсеры подыскивают режиссёра для нового фильма, и спросил, есть ли у него какие-то соображения. «Истории, так или иначе связанные с этим домом, связаны между собой, – говорит Пеш. – Франшиза уникальна в том плане, что мы могли снимать не ремейк, а вписать новую главу в общий сюжет, снять самостоятельный фильм».
Месяц спустя Пеш подписал контракт и начал работать над историей. В отличие от предыдущих фильмов франшизы, новое «Проклятие» получило возрастной ценз 18+, что было создателям картины только на руку. «Мы решили, что настало время поднять «Проклятие» на новый качественный уровень, – объясняет Рэйми. – То, что Ник сумел получить заветные 18+, стало внушительным оружием в руках сценаристов, которые были намерены напугать зрителей не на шутку. Теперь мы получили возможность показать, как злобные духи терзают свои жертвы, могли залить кровью хоть весь экран. Раньше такие откровенные сцены вырезались из-за возрастного ценза».
Работу над сюжетом Пеш начал с собственных воспоминаний о детстве, которое он провёл в маленьком городке Кросс-Ривер в пригороде Нью-Йорка. «В таких маленьких городках всегда есть свой фольклор, свои легенды, типа «О, а ты знаешь, я слышал, что в том доме произошло что-то» или «Пап, а ты слышал о том-то и том-то?» Эти истории завораживают. Кажется, что такие городки идиллические, но за закрытыми дверями вас ожидает совершенно другой мир. Ужасные события могут произойти и в самых прекрасных местах». Пеш начал собирать по крупицам собственные отрывочные воспоминания и легенды, чтобы создать собственную мифологию.
Первым делом Пеш перенёс действие фильма «Проклятие» в Америку, в маленький городок… Кросс-Ривер. «В фильмах франшизы «Проклятие» есть что-то особенное, благодаря чему эти картины работают, – объясняет исполнительный продюсер Шулер Уайсс, который продюсировал два предыдущих фильма Пеша. – Если вы играете в рамках установленных правил, то автоматически связываетесь со всеми предыдущими картинами франшизы. При этом вы сохраняете полную свободу действий и вольны изменять сюжет и персонажей».
Пеш решил, что события нового фильма происходили в 2004 году, тогда же, когда вышел первый американский фильм «Проклятие». Режиссёр отмечает, что хотел отдать должное предыдущим фильмам франшизы. «В фильме 2004 года мы видим, как Йоко подменяет свою коллегу, имени которой не называют, – объясняет Пеш. – Мы решили, что будет забавно, если этой коллегой станет Фиона Ландерс, которая затем возвратится в США, инфицированная Проклятием». Фиону действительно можно увидеть мельком в начале фильма. Она выходит из того самого дома, в котором происходили события японского «Проклятия», и переносит злой рок в Америку. В итоге она топит свою дочь, как Каяко (зрители с острым зрением могут уловить её образ в начальной сцене) в своё время утопила своего сына Тошио.
Немаловажный аспект, который Пеш перенял из оригинала Симидзу, была игра со временем. Фильм начинается с того, что Малдун и Гудман находят полуразложившийся труп Лорны Муди, но сюжет прерывается и рассказываются другие истории (семейств Спенсеров, Мэтесонов и Уилсонов). «Зрители получают какие-то отрывистые сведения и не понимают, как они связаны воедино, – объясняет режиссёр. – Поначалу кажется, что никакой связи не существует вовсе, но в финале всё становится ясно. Это своеобразный кинопаззл. Зритель постоянно будет задаваться вопросом, как одна сцена связана с другой, получая подсказки из одних историй, которые, в свою очередь, будут проливать свет на факты в других историях».
«Мы получили возможность создать настоящий детектив, особенно с учётом того, что главные герои сами работают детективами, – говорит Уайсс. – Они пытаются расследовать загадочное преступление, а зрители время от времени получают подсказки о других историях, на которые наталкиваются в своём расследовании полицейские. Мы переключаемся между историями и постепенно начинаем понимать, что же на самом деле происходит».
«Этот приём придётся по сердцу более взрослой, серьёзной аудитории, – убеждён Рэйми. – Именно они будут внимательно следить за происходящим на экране, чтобы сложить воедино все детали головоломки и понять, что когда произошло и кто кого убил. К финалу весь паззл сложится. Это будет непросто, но удивительно приятно».
В оригинальном фильме Симидзу представляет историю каждого персонажа отбивкой с именем того или иного персонажа. Пеш использовал ту же схему, но в несколько ином ключе. «Мы будем показывать только год той или иной истории, но не больше, – объясняет режиссёр. – Поэтому смотря каждую сцену, вы будете периодически ловить себя на вопросе: «Погодите-ка, какая была предыдущая глава? Ах, да, это был 2004 год, ну, ладно». Мне нравится, когда зрителям приходится активно участвовать в просмотре. Пассивные фильмы бывают забавными, но когда для просмотра приходится пошевелить мозгами, когда вы прикладываете усилия, чтобы его понять, так гораздо приятнее».
Создатели фильма «Проклятие» всерьёз поработали над персонажами. Скажем, Питер настолько хочет быть отцом, что, оказавшись в доме с Проклятием, он встречает девочку, у которой носом идёт кровь. «Мы видим, как в Питере просыпается родительский инстинкт, – рассказывает Пеш. – Он пытается помочь девочке, которая ищет своих родителей, и этот благородный порыв становится для него роковым».
Уайсс замечает, что, как правило, призраки не калечат и не убивают людей: «Призраки сами по себе очень страшны, но они не проявляют физического насилия по отношению к людям. Духи доводят людей до сумасшествия и вынуждают их совершать чудовищные поступки с самими собой и друг с другом. Поэтому самая страшная угроза в фильме – сами люди. Самые жуткие и шокирующие моменты связаны с тем, что персонажи делают с собой и другими людьми. Вот где настоящий кошмар!».