Эта лента – новая городская легенда, «страшилка». В одном несчастном-несчастном мегаполисе жил несчастный-несчастный клоун. Жил он в несчастной жалкой квартирке вдвоём со своей больной, несчастной мамой. Каждый день он шёл по грязным улицам, заполненными гигантскими крысами и несчастными бездомными, на несчастную-несчастную работу, чтобы делать несчастными и без того несчастных людей. И вот однажды несчастному паяцу, вечно униженному и оскорблённому, достался пистолет. Это оружие, конечно, очень вскоре выстрелило, и не раз. А клоун превратился в Джокера.
В историях мы – осознанно или подсознательно – ищем героя. Поэтому зрителю может показаться, что после первого совершённого убийства грустный клоун Артур Флек (Хоакин Феникс) стал героем: он расправился, с неприятными, по сути, людьми, обрёл надежду на лучшее и возлюбленную (Зази Битц) и поверил было в то, что «право имеет». Но нет. Герой рождается из человека, который теряет всё ценное, всё, что любил. А у Флека были лишь иллюзии любви, поддержки и признания. На самом деле он изначально был лишён всего. Поэтому, когда терапия, таблетки и иллюзии кончились, остались только обиды и несчастье. И явился Джокер – идеальный антигерой.
Трансформация Флек-Джокер показана гениально – это заслуга и Хоакина Феникса, и создателей фильма. В начале картины мы наблюдаем, как печальный клоун Артур наносит грим, но мы видим под белилами и помадой выражение его лица, его морщины, – возможно, не по годам ранние, от трудной жизни и заболевания. А после своего «волшебного превращения» наш антигерой почти неузнаваемо меняется внешне! Джокер уже совсем не похож на несчастного мечтателя Флека: его новый «лик», совершенно лишённый и морщин, и мимики, – это гладкая ухмыляющаяся маска, а не прежнее раскрашенное лицо грустного паяца.
Меняется пластика, манера речи, – даже синдром Туретта пропадает. Джокер непринуждённо пританцовывает, спускаясь по лестнице, по которой прежде мучительно поднимался. Танцует так, будто никто не видит, – а раньше Флек позволял себе танцевать, только когда был один. Идёт на телешоу, делать себе новое имя.
И, конечно, в этом фильме состоялась та самая первая встреча. Они встретились перед превращением уличного клоуна в зловещего Джокера – то ли по-настоящему братья, то ли по несчастью: совершенно потерянный Артур Флек и совсем ещё юный Брюс Уэйн. После их знакомства кончилось счастливое детство того, кого-мы-скоро-назовём-Бэтменом; «маленький принц» стал таким же несчастным, как и все в Готэме. Но об этом мы уже давно узнали – в предыдущих сериях грустной городской сказки.