В 16 лет Варвара Степанова поступила в казанскую художественную школу, где познакомилась с будущим мужем Александром Родченко, одним из основоположников конструктивизма. В 1913 году пара переехала в Москву. В начале творческого пути Степанова успела поработать библиотекарем, бухгалтером, машинисткой и секретарем, параллельно занимаясь живописью.
Самой знаменитой работой художницы стала серия картин «Фигуры», выполненная в технике беспредметного искусства. Центральным объектом серии стали человеческие фигуры в динамике.
В 1921 году Варвара Степанова оставила живопись и увлеклась производственным искусством. Вместе со своей единомышленницей Любовью Поповой она проектировала текстиль на государственной текстильной фабрике «Циндель», используя пересекающиеся геометрические формы для создания сложных узоров. В 1923 году Степанова представила проект «Костюм сегодняшнего дня – прозодежда». Один из спортивных костюмов, разработанных художницей, лег в основу анимированного дудла к ее дню рождения.