Интернет-шоппинг

16 апреля 2015

Каждый месяц до 20 млн россиян приобретают товары в интернете (исследование агентства Markswebb Rank & Report). Онлайн-покупки экономят время (а часто – и деньги), дают доступ к новинкам и товарам, которых в обычных магазинах вовсе не найти. Но как защитить себя от недобросовестных продавцов? И что делать, если в фирменной упаковке вам доставили брак или недокомплектацию?

Чем дольше развивалась интернет-торговля в отдельных странах, тем больше прав у онлайн-покупателей. В Германии, например, потребитель может вернуть товар в течение трех недель, не объясняя вообще ничего. А в России взаимоотношения интернет-продавца и интернет-покупателя регулирует все тот же закон «О защите прав потребителей», который отвечает и за офлайн-торговлю. Так что вам надо быть столь же осторожным и внимательным, как и примеряя, скажем, свитер в аутлете.

Специально для любителей e-commerce, в вышеупомянутый Закон была добавлена отдельная статья. У покупателя есть две недели, чтобы вернуть товар, а при обнаружении брака — весь гарантийный срок. Кстати, две недели начинают свой отсчет с момента доставки или установки, если товар в ней нуждается.

Главным же инструментом юридической защиты станет Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». Запомните некоторые положения:

- Продавец должен сообщить покупателю о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров.

-  Продавец не вправе без согласия покупателя выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату. Покупатель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, то покупатель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

- Продавец обязан предоставить инструкцию на русском языке.

Теперь, зная свои права, вы можете выбирать поставщика услуг. Сайтов в сети – не меньше, чем павильонов на почивших вещевых рынках, но пользоваться стоит только проверенными. И не позволяйте слову «распродажа» вас обмануть – добавить “sales” к имени популярного бренда несложно, но часто этим занимаются мошенники. Прежде чем заказать платье или миксер с пометкой «минус 50%», проверьте цены в других источниках: минус 50 на поверку может обернуться плюсом. 

У магазина с онлайн-«пропиской» все равно должны быть юридический адрес, телефон и офис. Для начала найдите эти данные, затем сделайте пробный звонок и прислушайтесь к собственным ощущениям. Если оператор уклоняется от ответа на простые вопросы, стоит задуматься о репутации торговца. Как минимум, срок доставки товара и решение форс-мажорных ситуаций должны быть прозрачными. Равно как предоставление сертификата на право распространять товар – мгновенным. 

Самый надежный из всех способ оплаты – картой при получении. При общении с зарубежными интернет-магазинами это практически невозможно, но легко осуществимо с российскими сайтами. Так будет гораздо проще отказаться от товара в случае необходимости. И не стесняйтесь отказывать курьеру, если заказ вам не подходит. У карты есть еще одно преимущество перед наличными, даже если оплата производится заранее. В случае непоставки услуги / товара, возвращать ваши деньги будут банк и платежная система, при наличии соответствующего заявления, разумеется.

Писать заявления, добиваться юридической и финансовой справедливости, кстати, единственный метод защитить не только себя, но и других. Даже если ваши потери составили всего пару сотен рублей, не надо с этим мириться, махнув рукой, — в следующий раз счет может идти на тысячи.


Илья Тюрин, менеджер проекта shop.huawei.ru

Читай также