Пункт назначения

1 октября 2011
Когда по ТВ и радио нам сообщают об очередной ужасной катастрофе или чудовищном теракте, мы сопереживаем и скорбим, мы вспоминаем о самом важном для нас, мы пытаемся помочь. Но мало кто на самом деле в такие моменты думает о том, что это может произойти с каждым из нас. Прямо завтра, прямо сейчас...
«10 июля на Куйбышевском водохранилище Камско-Устинского района Татарстана произошло крушение прогулочного двухпалубного теплохода «Булгария». На борту теплохода находился 201 человек при максимальной вместимости 148 человек. 
По предварительной версии, озвученной МЧС, «Булгарию» захлестнула боковая волна, после чего теплоход, выпущенный в 1955 году в Чехословакии, накренился, перевернулся и пошел ко дну. В крушении спаслись лишь 79 человек. Число погибших составило 122 человека». 
«Российская газета» 


Руслан: 

Где-то месяц назад мы – я и моя невеста Айгуль – должны были пожениться. Мы несколько раз откладывали свадьбу по разным причинам, но в этот раз решили точно – в августе женимся. Готовились к этому событию, обсуждали, как машины украшать будем, какие ленты покупать. Но нашей свадьбе так и не суждено было состояться... 

Вообще, если честно, я сам совсем не люблю путешествовать. Мне дома как-то спокойнее. И уж совершенно точно меня никогда не привлекали морские или речные круизы. Я правда просто не понимаю, чего в этом хорошего или интересного – плывешь себе и плывешь. Но Айгуль очень меня уговаривала покататься на теплоходе. Ей подружки на работе про «Булгарию» рассказали. Советовали, говорили – очень приятный отдых: из Казани на сутки всего уезжаешь, приезжаешь в Булгары, там экскурсии разные по историческим местам и просто прогулки, а потом домой. У Айгуль мысль о том, что мы отправимся в это путешествие, вызывала столько эмоций, столько восторга и радости, что я не решился перечить. Ну если человеку чего-то так сильно хочется, можно своими интересами и пожертвовать, на уступки пойти. Это у нас такое золотое правило было в отношениях. 

Мы с Айгуль всегда очень дружно жили. Давно уже встречались, лет 6 где-то. Нас познакомил мой близкий друг на своем дне рождения. Айгуль мне сразу понравилась – такая улыбчивая, приветливая, светлая девушка. Да, именно улыбка ее, пожалуй, меня особенно привлекла – открытая и добродушная. А еще когда она улыбалась, у нее зубик один «неправильный» был, но мне это нравилось, такая особенность, «достопримечательность». :) Мы сначала общались, а потом встречаться начали. Она меня очень любила, как к маленькому относилась. Называла «пусек», а я ее «манюнькой». А еще она никогда не могла на одном месте дольше двух часов усидеть, сама никогда не скучала и мне не давала, постоянно какие-то движения устраивала. Вот и с кораблем этим тоже... Айгуль так загорелась, сама билеты купила, а меня уже перед фактом поставила, мол, едем и точка. Я решил не ругаться, согласился. Тем более с нами в этот круиз целая компания собралась, человек 9: коллеги Айгуль с детьми, ее сестра, мой приятель с женой – они, кстати, только поженились, но возможности уехать на медовый месяц куда-нибудь не было, так что они решили, что эта прогулка на теплоходе и станет их свадебным путешествием. В итоге мы приехали в назначенный день, 9 июля, на причал. Подошли, предъявили билеты. У нас их на скорую руку проверили – думаю, можно было зайцем еще человек 20 провести. Никакого инструктажа по технике безопасности, никаких рекомендаций, как вести себя в случае непредвиденных обстоятельств, ничего такого не было. 
Когда мы только ступили на палубу, нам на глаза попались четыре члена экипажа (похоже, что матросы-механики). Вдрызг пьяные. То есть настолько пьяные, что они по лестнице подняться не могли. Но нас почему-то это не насторожило. 

Точнее, может, и насторожило, но мы не придали этому особого значения, поворчали на них и пошли по своим каютам. 
Вообще, я сейчас вспоминаю тот день, свои впечатления, и понимаю, что на меня этот корабль с первого взгляда произвел жуткое впечатление, сразу как-то не по себе стало: грязненькое судно, старенькое, одним словом, корыто корытом. Все, абсолютно все на его борту казалось каким-то убогим. Хотя я не особенно избалованный парень, к роскоши не привычен. Просто, наверное, подсознательно понимал – все указывает на то, что с этим судном что-то не так: крен у него был сильный – это особенно бросалось в глаза. Когда мы в свои каюты проходили, нам встретилась какая-то женщина, она тоже недовольна условиями была. Рассказала нам, что «Булгарию» списали еще в каких-то там древних годах. Мы начали шутки отпускать, мол, на «Титанике» плывем. 
Посмеялись и разошлись.   

Я столько раз уже все эти подробности и мелкие детали в голове прокручивал, столько раз задавал себе вопрос «почему?». Почему мы не прислушались к внутреннему голосу? Почему не развернулись и не ушли, когда увидели, на каком уровне все организовано?! И ведь в тот день даже как будто погода нас останавливала, никак не давала уехать. Шел такой дикий ливень, что все дороги размыло, и мы не могли проехать к причалу. В какой-то момент даже подумали, что опоздаем на теплоход. Но из-за дождя отплытие корабля задержалось, так что мы успели... 
Вечером мы посидели в кафе на палубе. Ночью дискотека была. На следующий день приплыли в Булгары, целый день гуляли по городу, были на экскурсии. В общем, все по стандартной схеме. А потом вернулись на корабль, чтобы домой отплыть. И когда мы зашли на палубу, там повсюду очень тусклый свет горел, от этого тяжелое впечатление производил. Механики бегали, меняли лампочки повсюду. Мы спустились в каюту, там тоже все в полумраке было, но мы заметили небольшую течь. И уже не удивились даже, не напряглись – этот корабль как бы сам собой предполагал какие-то поломки. 

Я так находился за тот день, что рухнул в кровать и, мне кажется, в ту же секунду уснул. Матрас только подвернул, чтоб его не намочило. Мой друг тоже в нашей каюте остался спать. А Айгуль с его девушкой пошли еще прогуляться по кораблю. 

Где-то через час, наверное, мы проснулись от того, что на нас начала капать вода, точнее, она уже просто лилась из всех щелей. Я подскочил, попытался закрыть иллюминатор, так как подумал, что оттуда льет. У нас один иллюминатор был открыт, потому что дышать в каюте вообще нечем было. Хотя по технике безопасности – я потом уже узнал – это очень грубое нарушение. Причем к нам в каюту заходил кто-то из команды, он это прекрасно видел, но ничего не сказал. 

В общем, когда мы поняли, что течь не остановить, быстро похватали какие-то документы, вещи, которые первыми под руки попались. В этот момент прибежали наши девушки. А потом Айгуль за сестрой побежала. И там у лестницы повсюду столько людей было, все пытались подняться наверх, но не могли из-за столпотворения и еще из-за того, что лестница уже фактически стояла боком – такой сильный был крен. Я, можно сказать, стоял на перилах лестницы. Вода очень быстро прибывала, люди не успевали подниматься, из-за этого началась паника.  
 
Все кричали, очень сильно кричали. Кто-то просто от страха. Кто-то кричал, что нужно противовес на левый борт сделать. Но это, конечно, уже бесполезно было – я же видел, сколько корабль воды набрал. Я решил, что Айгуль надо срочно отправить на вторую палубу, потому что там еще был открыт запасной выход, а на первой – уже заблокирован. Корабль все сильнее наклонялся, потому что уже был полон воды. Самое страшное случилось в какие-то считанные секунды. Корабль перевернулся и пошел ко дну, и мы вместе с ним. Не помню все до конца, только то, что вокруг был один сплошной кошмар. Когда все люди оказались в воде и начали захлебываться, они стали друг за друга цепляться, топить друг друга, чтобы выбраться наверх. Все эти картинки сейчас всплывают в моем сознании как во сне. В голове судорожно билась только одна мысль: «Где Айгуль? Что с ней?» Я очень надеялся, что она успела выбраться из корабля до того, как он перевернулся. 

Меня прибило к левому борту, то есть к перевернутому левому борту, который фактически оказался для нас потолком. И я начал бить стекла, чтобы выбраться наружу через иллюминаторы. Но у меня ничего не вышло. Тогда я метнулся к запасному выходу, вырвал из двери штырь, который ее блокировал, и нас всех выбросило наружу, то есть мы вырвались из корабля и оказались на поверхности воды. И, с одной стороны, это надежда. Радость, что снова есть воздух, есть чем дышать, а с другой – страх, потому что было непонятно, что дальше делать. Я видел тонкие нитки береговых полосок, и хотя я действительно очень хорошо плаваю, я понимал, что мне не доплыть. Никому не доплыть. 

Я начал выискивать среди барахтающихся вокруг Айгуль. Это ужасное чувство, когда ты всматриваешься в каждого человека в надежде увидеть родное лицо, а видишь только чужих людей, бьющихся в панике, ничего не соображающих, не осознающих. Я вначале просто метался от одного человека к другому, я был уверен, что она спаслась и сейчас где-то здесь, среди всей этой толпы кричащих, цепляющихся за жизнь людей. Иначе просто быть не могло. Но я не находил ее, ее нигде не было. В какой-то момент кто-то дернул меня за руку, меня полоснуло внутри – Айгуль! Я обернулся, я так хотел увидеть ее... Но меня тряс за плечо мой приятель. 

Ему повезло, как и мне, – он тоже выплыл. Он что-то кричал мне и показывал рукой в сторону, туда, где вдалеке были едва заметны спасательные шлюпки, оставшиеся от «Булгарии». Мы подплыли к ним, кое-как из последних сил забрались в них, отдышались немного и потом уже только заметили, что в соседних лодках сидят члены экипажа, испуганные такие, смотрят по сторонам. Меня это просто поразило! Как они могли отсиживаться в стороне, пока люди гибли, ведь они первые были ответственны за происшедшее, должны были спасать пассажиров, помогать им выбраться. Мы стали кричать на них, ругаться. Потом я заметил человека на круге вдалеке, подумал, его так отбросило волной или отдрейфовало, а потом оказалось – нет. Оказалось, это старпом спасался бегством. А его еще и героем выставляют теперь...  В итоге мы сами как-то связали плоты из всплывших обломков корабля. На один плот погрузили 35 человек, на другой – 20, а один плот свободным оставили, чтобы грузить туда тела, если вдруг всплывут. 

Я все это время, пока помогал людям, не переставал искать мою Айгуль. Но ее нигде не было. Даже когда я уже знал всех спасшихся в лицо, я продолжал надеяться на чудо. Хотя по натуре я реалист и обычно больше верю своим глазам, в тот момент я очень надеялся на то, что глаза обманывают меня. 

И еще мне, наверное, помогало держаться и как-то не сойти с ума во всей этой ситуации то, что вокруг было очень много тех, кто нуждался в моей помощи. У людей была такая истерика, что они даже в лодку не могли забраться. Мы с товарищем им помогали. Было тяжело за руки поднимать людей, ведь мы все в масле были, люди выскальзывали из рук. Мы поднимали их за одежду, некоторых даже за волосы. 

В этой суматохе было легче не думать о том, что будет дальше... Когда мы заметили приближающийся сухогруз – длинный такой корабль, подумали, вот оно, наше спасение. Мы ему и махали, и кричали. Да и вообще нас невозможно было не заметить, но он почему-то прошел мимо. Потом на горизонте показался второй теплоход – толкач и тоже не остановился. Это был крах. Мы часа 2-2,5 ждали сами не знаем чего, почти ни на что не надеясь, а потом появилась спасательная команда. 

Очень холодно было, дождик мелкий шел, думаю, у многих переохлаждение было. Все уже мало что соображали, когда наконец за нами приплыл теплоход «Арабелла», который с нами стоял в Булгарах. Их команда нас всех собрала, погрузила на корабль. Люди, которые на нем плыли, освобождали нам свои каюты, отдавали вещи, кормили, поили, успокаивали. Никто ничего не жалел. Я метался по «Арабелле» – вглядывался в лицо каждого спасшегося. Трезвое, адекватное осознание ситуации стало возвращаться ко мне, и я уже почти понимал, что Айгуль нет на этом корабле. Только никак не мог в это поверить... Вечером мы приплыли в Казань. Родственники, друзья, конечно, в курсе были уже, ждали нас на причале. Какое-то общее оцепенение охватило толпу встречавших, когда мы приплыли, все двигались медленно, с трудом, словно в замедленной съемке. Нас по одному выводили с корабля как заключенных, заставляли представляться: фамилия, имя, отчество. Меня спросили, требуется ли медицинская помощь, записали данные и отпустили... 

Сейчас, когда прошло несколько месяцев, конечно, боль по чуть-чуть начала отступать, воспоминания – сглаживаться... Я понимаю, что родителям Айгуль гораздо сложнее, чем мне, приходится, поэтому я не раскисаю. Стараюсь заботиться о них, поддерживать как-то. 
Я не знаю, что будет дальше, я ничего не планирую. Живу, как могу. Вот только хочу поставить моей Айгуль хороший памятник. 

ФАКТЫ 

В целом такие развлечения, как прогулки на речных трамвайчиках и корабликах, кажутся нам вполне безобидными. Однако статистика говорит об обратном: 

Более 3500 происшествий зарегистрировано в этом году на водных объектах России. 
В них погибли более 3000 человек, сообщает представитель управления Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ. Сотрудникам ГИМС удалось спасти 638 человек. 

В прошлом году, по данным МЧС, в России произошло 8600 происшествий на воде, при которых погибли 7570 человек, в том числе 449 детей. 

Комментарий психолога 

Боль, отчаяние, гнев и снова боль, острая, мучительная, терзающая – потеря близкого человека вызывает сильные чувства, с которыми иногда, кажется, просто невозможно справиться. 

Как пережить утрату самого любимого и дорогого человека? 
В первую очередь необходимо дать чувствам быть! Можно уйти с головой в работу, в любую другую деятельность, но подавленные чувства никуда не уходят, они живут в глубине душе, медленно «тлеют». Горе надо прожить до конца, вычерпать его до дна, как бы это ни было горько. Часто это кажется невозможным – в душе отчаяние и боль, в голове мысли, которые не находят покоя. В такие моменты кажется, что ты остался один на один со своей бедой. 

И здесь очень важно позволить себе принять чью-то помощь, будь то близкий друг или специалист. Потерю необходимо оплакать в прямом смысле этого слова! И здесь можно позволить себе быть слабым и бессильным, пережить чувство вины, которое часто мучает вопросами, а все ли я сделал, чтобы спасти близкого человека, а могло ли быть как-то иначе? Очень сложно бывает принять тот факт, что перед лицом горя мы бессильны, что не все обстоятельства в нашей жизни могут зависеть от нас. 

Часто человек, переживающий горе, в первые дни или недели испытывает ощущение надвигающегося безумия, боится сойти с ума. Эти ощущения и страхи – нормальная реакция человека на страшное, экстремальное событие в его жизни. Потеря сна, аппетита, упадок сил – все эти состояния очень часто сопровождают человека, переживающего горя. 

Человеку нужно время и для того, чтобы осознать потерю, и для того, чтобы ее принять, чтобы выразить свои чувства, и для того, чтобы научиться жить дальше. Если это не будет сделано, «не проработанное», «незавершенное» горе может вылиться в серьезные патологические реакции и отразиться на всей его дальнейшей жизни. 

Горе не может продолжаться вечно. По мнению медиков, сильные, пограничные переживания драмы продолжаются 1 год. Многие психологи определяют продолжительность подобной реакции на горе от 3 до 14 месяцев. Если это состояние становится хроническим, то это повод обратиться к специалисту. 

В горе нельзя замыкаться. Все болезненные чувства нужно разделить с близкими, поддержка друг друга – это огромная помощь и спасение от одиночества в сложный момент утраты любимых людей. Часто люди думают, что пережить горе – значит забыть умершего. Это не так. Никто не может лишить вас памяти о любимом человеке, но пережитая драма должна освободить пространство для новых впечатлений или привязанностей, для новых отношений. Уйдет боль, и появится место для новых чувств, новых друзей и любимых, которые смогут подарить то тепло, которое поможет вернуться к нормальной жизни.