Алексей Белкин, основатель группы «Отава Ё»: «Фолк-музыка не так проста, как может показаться. Там такие глубины и такая мощь»

5 сентября 2024

Какой русский не любит ирландские танцы и кельтскую музыку? В разговоре с основателем фолк-группы «Отава Ё» выяснилось, что популярный питерский коллектив тоже начинал когда-то с кельтов, однако потом, шаг за шагом, пришел к тому, что русский фольклор ближе. Погружение в эту культуру открыло музыкантам ее мощь и глубину, а также дало понимание того, что это то самое дело, которым стоит заниматься. На фестивале «Стороны света», который пройдет в Петербурге в ближайший уикенд, «Отава Ё» продемонстрирует свой оригинальный подход к русскому фолку.

 

YES: В последние годы качественной популярной фольклорной музыки стало больше. И это хорошо, потому что от классического исполнения и подачи фольклора все немного подустали, а молодые к нему в принципе не готовы. Слушателям явно нужны «проводники», и «Отава Ё» стала одним из них, и делает это великолепно – с лёгкой питерской иронией, взаимоисключающей ширпотреб и китч. Но начинали вы, если не ошибаюсь, с кельтской музыки. Расскажите, как вы пришли от кельтской музыки к русскому песенному фольклору?

– Уровень музыкантов в последнее время очень вырос. Когда мы начинали, в среде фолкеров были в основном самоучки, многие из которых сегодня стали мэтрами. У молодёжи, конечно, свои кумиры, но это не значит, что они не способны воспринимать адаптированный фолк. В начале 2000-х хорошо записанных кельтских групп было на порядок больше, чем групп исполняющих отечественную фолк-музыку, поэтому мы были абсолютно очарованы звуком европейский коллективов, таких как the Pogues, Chieftains, Hedningarna, Garmarna, Ilgi.

Со временем мы наигрались в кельтов и обратили внимание на то, что возможность исполнять народную музыку своей страны тоже есть – причём не менее интересно и оригинально, чем джиги и рилы

Со временем мы наигрались в кельтов и обратили внимание на то, что возможность исполнять народную музыку своей страны тоже есть – причём не менее интересно и оригинально, чем джиги и рилы. Опыт исполнения инструментальной европейской музыки нам сильно помог в формировании собственного видения аранжировок. Сначала мы пели общеизвестные шуточные русские народные песни, потом потихоньку стали копать вглубь. Оказалось, что это очень интересно! Выяснилось, что наш подход многим близок. При этом любовь к инструментальной европейской музыке у нас осталась, просто нам самим интереснее играть свою музыку, а не чужую. Появилось внутреннее ощущение, что играя русскую фолк-музыку, мы занимаемся действительно своим делом.

YES: За что, на ваш взгляд, ценит фольклорную музыку современный слушатель?

– У всех причины разные. Могу сказать за себя. Фолк-музыка не так проста, как может показаться на первый взгляд. Там такие глубины и такая мощь, что лично для меня современные песни сильно меркнут в сравнении с фолком. Очень красивые мелодии. Это моё личное ощущение. У слушателей же свои мотивы: кто-то ищет связь времён, кто-то почву под ногами и свои корни, кому-то нравится архаичность мелодий. Мне кажется, фольклор – это то, что реально является связующим звеном поколений.

YES: Случались ли с вами душевные порывы отправиться в фольклорную экспедицию, пообщаться с последними живыми носителями песенных традиций?

– Откровенно говоря, нет. Будем честны: в данный момент носителей традиции в деревнях почти не осталось. Меня тянет в глубинку, но, скорее, из-за природы.

Хоть я и живу в центре Петербурга, душой я всё же ближе к деревне. При этом я несколько раз отправлялся в «частную фольклорную экспедицию» к знакомым музыкантам, чтобы от них почерпнуть знаний.

YES: Есть ли у вас эксперты, консультанты, к которым вы можете обратиться по поводу той или иной народной песни? Ведь у каждой из них есть, как правило, варианты, далеко не всегда понятен контекст происходящего в песенном сюжете, взаимосвязь текста с народными верованиями и традициями и т.п. и т.п.

– Разумеется, есть эксперты, старшие товарищи. Когда у нас появляются вопросы, нам есть к кому обратиться за помощью.

YES: Считаете ли вы нужным делиться своими открытиями со слушателями, заниматься просветительством или полагаетесь на потенциал фольклорной музыки, которая всегда сама себе прокладывала дорожку?

– На мой взгляд, потенциал народной музыки очень велик. Но, к сожалению, мало кому удаётся его реализовать. Очевидно, что народная музыка в последнее время стала одним из жанров современного шоу-бизнеса. И как только в этой сфере случается что-либо интересное, мы сразу же об этом слышим. Да, это касается только адаптаций.

Кто-то ищет связь времён, кто-то почву под ногами и свои корни, кому-то нравится архаичность мелодий. Фольклор – это то, что реально является связующим звеном поколений

Корневой этнографический фольклор – удел горстки любителей. Но это не значит, что дела у них обстоят плачевно: я всё чаще встречаю людей, которые занимаются народным пением, посещают вечорки, на которых под живую музыку танцуют старинные народные танцы. Мы же со своей стороны стараемся демонстрировать то, что нам нравится в народной культуре, стараясь не быть поверхностными. Где возможно, показываем элементы традиции. Но я бы не сказал, что мы нацелены на просветительскую деятельность. Скорее, это побочный эффект. Просто мы рады использовать любую возможность, чтобы поделиться тем, что нам нравится в фольклоре. Большая часть людей даже не подозревает, какая это сокровищница, она существует отдельно от них. 

YES: Вам явно нравится экспериментировать с музыкой, и в этом тоже ваша сила. Ваш «Дворник» на стихи Хармса, совместные композиции, записанные со Светланой Бень, Карлом Хламкиным и другими известными личностями это уже, скорее, фольклор городской. Да вы и сами стали городским фольклором, начиная когда-то с уличных выступлений. А сейчас выступаете на главных городских фестивалях. Что изменилось с тех пор?

– Для нас ничего не изменилось: мы как делали то, что нам интересно, так и делаем. Просто в какой-то момент реальность вокруг нас изменилась, и наша музыка стала интересна достаточно широкому кругу слушателей. Все наши эксперименты происходили естественным образом. Мы практически сразу же были избалованы вниманием публики.

В какой-то момент реальность вокруг нас изменилась, и наша музыка стала интересна достаточно широкому кругу слушателей

Сначала мы привлекали внимание случайных прохожих на Невском проспекте, потом случайных зрителей на нашем YouTube-канале. И там, и там мы встречали в основном очень хорошую реакцию и доброе отношение. Да, мы – городской фольклор, и эксперименты – однозначно наша сильная сторона.

YES: Вы же явно собираете обратную связь: на что лучше отзывается ваша публика – на эклектику и пост-фольклор или на более камерные ваши работы, например, вместе с хором «Василиса»

– Разным людям нравится разное. Мы не гонимся за популярностью любой ценой. Разумеется, мы отдаём себе отчёт, что наши камерные опыты вряд ли могут иметь массового слушателя, но при этом я вижу по совместным выступлениям с упомянутой «Василисой», что слушателям это нравится, и наши эксперименты не уходят в песок.

Конечно, зрители любят юмор, мы не против! Юмор и нам близок, но при этом близка и лирика

Конечно, зрители любят юмор, мы не против! Юмор и нам близок, но при этом близка и лирика. Например, прошлой весной мы сделали свою версию известной пасхальной песни, понимая, что у неё не будет столько же прослушиваний как у «Сумецкой» или «Дворника», но нам было интересно и важно это сделать.

Что касается обратной связи: слушатель обычно хочет, чтобы любимая группа играла плюс-минус одно и то же, не сильно меняя свой вектор. Однако, если твоё изменение в стилистике будет крайне удачным, то слушатель будет только рад.

Нам часто пишут, предлагают спеть ту или иную песню. Как правило, все предложения мимо (улыбается). Запросов и ожиданий много, но я знаю, что если нам самим будет интересно то, что мы делаем, то точно найдутся и те, кому это тоже будет по сердцу.

YES: Ближайшая встреча с «Отава Ё» состоится на питерском фестивале «Стороны света», который проходит при поддержке Президентского Фонта культурных инициатив. Уже известно, в какое время состоится ваше выступление? В каком выступаете составе?

– Мы выступаем большим составом с двумя скрипачками в 19.00.

YES: Кстати, а где вы познакомились с нынешними участниками коллектива? С кем вы с тех самых пор, когда выступали на питерских мостовых как уличные музыканты?

– Костяк группы из четырех человек сложился в начале 2000-х и с тех пор не менялся, все остальные участники пришли значительно позже. С кем-то мы были знакомы по другим проектам: с ударником Денисом и басистом Василием, например. Скрипачка Юля видела наши выступления на улице, и уже тогда ей всё это нравилось.

А со скрипачкой Линой мы познакомились только тогда, когда Юля во время декретного отпуска привела её себе на замену. Все изменения в составе обычно носили органический характер.

YES: Не могу не спросить, чем вам так дорога буква Ё, ведь не только в названии коллектива, но и в названии вашего шоу на ютьюб («Зелёнка») она тоже есть и играет важную роль)) 

– Красивая буква (улыбается). Не стоит её убирать из письменного русского языка. Без неё Пётр становится Петром.

YES: В какой момент появилась идея «Зелёнки», где вы экспериментируете и беседуете беседы с интересными людьми? Зачем вам понадобился этот формат?

– У нас две версии «Зелёнки» – музыкальная и разговорная. Сначала появилась музыкальная, благодаря ей у нас появился повод зайти на незнакомые музыкальные территории. Нам было интересно пообщаться с представителями других жанров, найти общие точки соприкосновения. Это бесценный опыт и он уже несколько раз сослужил нам очень хорошую службу. Мы достаточно быстро можем найти подход практически к любой чужой песне. Так, например, осенью 2022 года мы достаточно быстро нашли общий музыкальный язык с бенгальскими фолк-музыкантами, с которыми в следующем году у нас выйдет совместный альбом.

Разговорная «Зелёнка» интересна лично мне. Поговорить с необычным человеком на темы мне интересные – что может быть лучше?! Вокруг столько удивительных людей! Но не с каждым есть возможность и повод поговорить на серьёзные темы просто так, в течении обычной жизни. Подкаст же даёт этот повод.

YES: Как я вас понимаю! Планируете продолжать шоу в новом сезоне? Кого увидим в ближайшее время?   

– Посмотрим... У нас сейчас снято довольно много выпусков, которые потихоньку монтируются и выпускаются в свет. Ближайший будет с автором песен группы «Ёк Макарёк». Впереди ещё ряд интересных героев. А что будет дальше, решим осенью. Нам не повредили бы рекламные интеграции, чтобы иметь возможность продолжать.       

YES: Герои «в студии» появляются спонтанно или у вас есть некий план, график записи?

– Спонтанно такой проект сделать невозможно. У нас была цель снимать по 4 передачи в месяц. Мы снимаем 2 дня подряд по 2 гостя в день. Это трудно, но оказалось вполне возможно. Пока к нам приходили либо те, кого я знаю лично, либо те, до кого можно дотянуться через ближайших знакомых. И есть еще ряд персонажей, которых я бы очень хотел пригласить на разговор.

YES: Есть ли идеи новых проектов, коллабораций? Вот и подкрался вопрос о творческих планах)

– Нам надо закончить новый альбом с индийскими музыкантами, завершить монтаж видео концерта, который мы сняли 3 года назад, и дописать 2 трибьюта. Нас попросили принять участие в трибьютах двум весьма известным группам. Сейчас идёт работа на студии. Есть идеи для новых клипов. Ну и пора начинать работу над новыми песнями! Одним словом, планом много, осталось дело за малым – нужны время и силы. Но, мне кажется, мы справимся.

Все изображения, использованные в статье, предоставлены пресс-службой фестиваля "Стороны света".