Авторы «Бабочки» о Young Adult, фэнтези и дружбе

7 февраля 2019

Марина Эльденберт — настоящая королева российского романтического фэнтези! Книги писательницы не выходят из ТОПа сайта Литнет, их читают миллионы русскоязычных пользователей сети, а издательства буквально дерутся за возможность выпускать книги Марины Эльденберт… А самое интересное, что под этим псевдонимом творят в соавторстве сразу две писательницы — Марина Кузина и Ксения Литягина! Недавно они выпустили первую книгу в жанре Young Adult специально для издательства Clever. Туда и отправился Yes! — чтобы поговорить о новом романе и о том, как найти свой путь в жизни.

Беседовала Анастасия Рустамова.

YES!: - Ваше совместное творчество началось с дружбы по переписке. Где и как вы познакомились в интернете?

Марина: - Мы познакомились на сервисе Diary.ru в далеком 2009 году, где просто вели свои онлайн-дневники. Я в то время проводила ролевую текстовую игру и предложила Ксении сотруднечество.  Благодаря этому мы стали общаться больше и больше, прописывали персонажей для литературных игр и таким образом поняли, что нам нравится творить вместе.

Ксения: - Особенность литературных квестов в том, что каждый участник пишет от лица своего персонажа и не знает, что придумает и напишет другой. Нам же стало интересно не только прописывать героев «в никуда», но и создавать сюжеты и целые миры, чтобы была цельная история.

YES!: - Как вы думаете, если бы судьба не свела вас, вы бы занимались писательским делом по отдельности? Или вас сподвигла бросить привычный уклад жизни именно общая мечта писать?

Марина: - Скорее всего, мы бы всё же занялись писательством, но немного позже, потому что именно Ксения сподвигла меня начать писать. Было нелегко, особенно из-за того, что пришлось оставить привычную работу, но мы взяли старт вместе, очень много друг друга поддерживали, ведь не всегда все получалось.

Ксения: - Насколько я помню, изначально я предложила Марине написать книгу именно самой, но она сказала, что если писать, то вместе.

Марина Кузина и Ксения Литягина

YES!: - Почему вы решили взять один псевдоним на двоих, а не значиться на обложке книг как соавторы?

Марина: - Дело в том, что из двух имен на обложке читателю больше запоминается то, которое стоит первым, и получается нечестно и обидно. Поэтому мы решили взять один псевдоним на двоих. В то время у меня в голове крутилась такая интересная фамилия — Эльденберт, и мы выбрали её, учитывая то, что звучит она достаточно интернационально. Мы уже тогда были достаточно амбициозными (смеется) и взяли такой псевдоним с расчётом на будущую западную аудиторию.

YES!: - В одном из ваших интервью вы сказали, что вы — ментальные сёстры и творите в гармонии друг с другом. Неужели совсем не возникает разногласий при создании книги? 

Ксения: - На самом деле, когда мы только начинали писать, разногласий было очень много. Иногда мы даже ссорились, потому что каждая настаивала на своем мнении. Сейчас разногласия всё ещё есть, но уже без ссор. Мы привыкли слушать друг друга и знаем, что плохого совета не получим.

Марина: - Складываются разные ситуации, иногда случается немножко пообижаться друг на друга. Творческие люди ведь очень ранимые, реакция на критику и замечания всегда достаточно острая, даже если они от любимого соавтора. Кажется, что никто тебя не понимает, и вообще «я художник, я так вижу», но мы друг другу полностью доверяем.

Марина Кузина и Ксения Литягина

YES!: - Ваши «роли» в написании произведения распределены (то есть кто-то продумывает сюжет, а кто-то отвечает за совершенствование текста) или вы всё делаете вместе?

Ксения: Бывает такое, что кто-то из нас пишет какую-то сцену, в которой персонаж немного выбивается из своего образа, или один фрагмент сюжетной линии никак не связывается с другим, между ними будто пропасть. В этих случаях одна из нас замечает эти недочеты, исправляет, помогает, исправляет. Получается, мы не только соавторы, но и соредакторы.

YES!: - Когда вы вообще начали понимать, что у вас есть писательский талант?

Марина: - Я начала писать ещё в пять лет, и тогда я вряд ли понимала, что у меня талант. Просто написала рассказ так, как умела — в тетрадке, слитными печатными буквами, без знаков препинания и с ошибками. Когда я училась в школе, в свободное время писала романы, рассказы, истории. Родители воспринимали это просто как хобби, и поэтому я сама долго не относилась к этому серьезно. Получила два высших образования, никак не связанных с писательством, но в конце все же пришла к своему любимому делу.

Ксения: - У меня тоже были попытки написать что-то в детстве, но в итоге свой первый рассказ я написала только в 19 лет. Я всегда увлекалась именно чтением, в школе любила литературу, перечитала все произведения по учебной программе, но у меня и не возникало мысли, что можно самой что-то написать. Писателей я воспринимала как людей «на пьедестале», с которым я не могу быть на равных. Тем более, я привыкла слышать от родителей, что нужно обязательно сначала отучиться на того, кем хочешь работать. Из-за этого я даже не думала, что смогу стать писателем. Но когда, будучи активным пользователем интернета, написала свой первый рассказ о неразделенной любви, меня было уже не остановить.

YES!: - Вы помните, с каких книг вы полюбили чтение?

Марина: - Я прочитала запоем весь цикл Кира Булычева о приключениях Алисы. Уже тогда можно было понять, что мне будет нравиться фантастика. После этих книг я стала постоянно читать.

Ксения: - А у меня было много детских детективов серии «Чёрный котенок», в которых рассказывалось, как дети расследуют разные преступления. Начала с книг Энид Блайтон, потом переключилась на детективы других авторов этой серии, а потом взялась за всё остальное. И до сих пор меня очень тянет на детективы.

Марина Кузина и Ксения Литягина

YES!: - Сколько времени в день вы уделяете работе над книгами и какой срок обычно нужен для написания одной?

Марина: - Книги пишутся очень по-разному. Наш рекорд — полтора месяца. За это время мы написали «Бабочку». У нас был невероятный порыв вдохновения, мы погрузились в этот мир настолько, что было даже грустно заканчивать книгу.

Ксения: - А что касается распорядка дня — мы очень много времени уделяем писательству, это наша основная работа, так что иногда мы посвящаем ей целый день. Причем есть такая интересная вещь: некоторые книги лучше пишутся утром, а некоторые — вечером. В целом в день мы проводим в работе около 7-8 часов. Конечно, не подряд: завтракаем, пишем, обедаем, снова пишем, потом идем на прогулку, потом на йогу, параллельно занимается социальными сетями. Писательство похоже на спорт: устаешь, когда пишешь больше запланированного объема и работаешь в интенсивном ритме, как и когда делаешь большее количество упражнений, чем нужно. Поэтому после нашей усердной работы над «Бабочкой» мы взяли каникулы.

YES!: - Вы сказали, что занимаетесь йогой. Это тоже способствует появлению вдохновения?

Марина: - Да, это правда. Сначала мы относились к занятиям йогой как к тому, что нужно для здоровья. А потом мы поняли, что она действительно вдохновляет, даже, возможно, на каком-то мистическом уровне. Раскрываются энергетические каналы, ты больше успеваешь, больше информации усваиваешь. Думаю, без этой энергии мы бы не написали «Бабочку» за полтора месяца, тем более, что параллельно писали еще три книги.

YES!: - Почему вы решили попробовать себя в жанре Young Adult? Появилась удачная идея для сюжета или вы решили, что пора расширять круг читателей/целевую аудиторию?

Ксения: - Сначала у нас появилась идея, а потом нам написало издательство «Clever» с просьбой написать для него книгу в жанре Young Adult. Нам в принципе нравится экспериментировать, и, несмотря на то, что мы работаем всегда в одном жанре, у нас нет очень похожих книг. Есть книги, миры которых похожи на викторианскую эпоху, есть книги футуристические, есть даже что-то похожее на триллеры-детективы. А именно благодаря этому совпадению нашей идеи и запроса издательства мы так быстро воплотили свой замысел и написали «Бабочку». Тем более что издательство никак не ограничивало наш полет фантазии, а лишь попросило воздержаться от всех описаний, которые могут попасть под ограничение 18+.

butterfly_detail.jpg

YES!: - А как проходит сам процесс написания книги?

Марина: - Для каждой книги у нас есть специальные тетрадочки, в которых мы записываем и  чёткие планы, и наброски, и реплики персонажей, которые нам случайно приходят на ум. Конечно, всё это потом корректируется в процессе написания. Мы не всегда следуем составленному плану, иногда стоит дать волю фантазии. Просто планы помогают структурировать работу. Помимо того, по всей нашей квартире расклеено огромное количество стикеров с каким-то идеями или репликами персонажей, которые мы быстро записываем, чтобы не забыть.

YES!: - А почему вообще вы начали творить именно в жанре романтического фэнтези?

Ксения: - Просто потому, что мы сами очень любим читать про любовь.

YES!: - Часто писатели черпают сюжеты, идеи и образы для своих книг из реальной жизни. А для любовного фэнтези Young Adult это тоже работает?

Марина: - Иногда бывает, что меня вдохновляют люди на улице своей яркой внешностью, и за счёт этого в голове появляется образ персонажа. Но я стараюсь не брать образы реальных людей из моей жизни, которых я лично знаю. 

Ксения: - Себя в книги мы тоже не вписываем. Всё-таки наши герои попадают в разные неприятные передряги, и не очень бы хотелось писать всё это о себе, просто из суеверия. Но нас очень вдохновляют какие-то события из жизни. Например, герой «Бабочки» Лайтнер К’ярд занимается видом спорта, аналоговым серфингу. Эта идея у нас появилась благодаря нашей с Мариной поездке на океан, где мы сами попробовали постоять на досках и половить волны.

YES!: - Ваша новая книга написана, в первую очередь, для подростков и молодежи. У многих из них сейчас остро стоит вопрос о выборе жизненного пути. Ваша история прихода к писательству — хороший пример этого выбора и его изменения. Можете посоветовать/пожелать что-то читателям юного возраста на эту тему?

Марина: - Я советую очень внимательно относиться к себе, своим желаниям, тому, чем действительно нравится заниматься. То, что мы делаем в свободное время —это то, что мы хотим делать по-настоящему. Нужно попробовать заниматься этим серьёзно, даже если вокруг говорят, что этим не заработаешь. Любое дело, к которому ты подходишь с любовью, станет профессией, приносящей доход, и вся энергия, которую ты вкладываешь, приведет к успеху.

Ксения: - Чем раньше ты позволяешь себе всерьез заниматься, тем, что тебе нравится, тем больше времени появляется на развитие. Мы с Мариной занимались отдаленными от литературного творчества вещами, но всегда были склонны к писательству, и в итоге все равно к нему пришли. Если бы раньше задумались об этом, то раньше начали бы свой творческий путь.

YES!: - А что делать, если родители давят и настаивают на получении образования, которое они считают нужным?

Марина: - Все родители хотят для своего ребенка всего самого лучшего, и стараются помочь выбрать денежную профессию. И не каждый родитель может мудро посмотреть на то, от чего ребёнок действительно получает удовольствие, что действительно у него хорошо получается. Тем не менее, я считаю, что действительно не стоит сразу после окончания школы нестись в университет за высшим образованием, лишь бы поступить, если ты сам не уверен в своем выборе.

Ксения: - Да и самая большая заработная плата у людей, которые нашли себя, вне зависимости от профессии. Например, в мире много писателей миллиардеров. Главное — обрести себя, неважно, в какой сфере.

YES!: - Влияет ли как-то ваше образование на творчество?

Ксения: - Наше образование накладывает определенные отпечаток на книги. Мы всегда очень придираемся к тому, что пишем, с точки зрения логики, все проверяем, переворачиваем интернет в поисках точной информации, все продумываем перед тем, как писать книгу. Все магические вещи у нас подкреплены наукой.

YES!: - Планируется ли продолжение «Бабочки»?

Марина: - Мы начали писать вторую часть сразу после первой. Нас не отпускает этот мир, у нас уже куча заметок и записей в тетрадочках. Мы очень хотим раскрыть второстепенных персонажей, мироустройство. Поэтому, да — продолжение следует.