Дмитрий Глуховский о сериале «Топи»

Ирина Сокол
Редактор
5 февраля 2021

Недавно на КиноПоиск HD состоялась эксклюзивная премьера мистической утопии «Топи», снятой по сценарию одноимённой книги Дмитрия Глуховского. Автор знаменитого постапокалиптических романов «Метро 2033», «Метро 2034», романа «Текст» (по которому снят фильм с тем же названием) и многих других замечательных произведений перед премьерой нового сериала провёл пресс-конференцию с журналистами, среди которых были и редакторы YES!

«Сериал «‎Топи» рассказывает историю пяти совершенно разных молодых москвичей, которые уезжают из столицы, скрываясь от врагов, просто желая сменить обстановку или отправляясь в духовный квест. Они оказываются в месте, где происходят некие труднообъяснимые события, и застревают там. Они должны разобраться в происходящем, чтобы вырваться на свободу — но разобраться им будет непросто, потому что всё, что они знали об устройстве жизни и мира, в Топях не работает», — так представляет этот сериал Дмитрий Глуховский, автор идеи и сценария, креативный продюсер. Главные роли в сериале исполняют Иван Янковский, Тихон Жизневский, Екатерина Шпица, Софья Володчинская, Анастасия Крылова и Максим Суханов. Режиссёр фильма — Владимир Мирзоев.

Жанр этого сериала определить достаточно сложно; более того, он меняется от серии к серии и, похоже, что это специальная задумка. В итоге сериал называют «мистической утопей». Можете ли вы рассказать об этом подробнее?

Дмитрий Глуховский:  - К сожалению, если я начну объяснять, почему мы решили определить жанр как мистическую утопию, это будет адский спойлер. Поэтому я не буду рассказывать вам, почему именно в финале вы поймете, что это именно мистическая утопия. Сначала этот сериал нужно смотреть как триллер, затем как психоделический бэд трип-триллер. История действительно получилась мультижанровая. C одной стороны, конкретные жанры давно надоели зрителю, с другой — определённость помогает зрителю с пониманием, чего ждать. И, когда он в целом получает качественное, c небольшими сюрпризами, совпадение со своими ожиданиями — он доволен. Когда ты обманываешь ожидания зрителя, ты идешь на серьезный риск. Ты можешь его приятно удивить, но он также может остаться в замешательстве. Поэтому я предлагаю вам ничего не ждать от нашего сериала и смотреть это как free flow. Наш проект авторский и по разным причинам не совсем форматный, поэтому не стоит сравнивать его с жанровыми продуктами. Мы собирали сериал из подручных жизненных материалов и обрабатывали их методом ручной лепки, это очень своеобразная история. Я надеюсь, что вы оцените наш юмор ближе к финальным титрам.

Насколько плотно вы участвовали в съемках? Например, одобряли ли вы выбор актеров? Чей пример и опыт для вас наиболее приемлем? Вы участвуете в процессе или просто следите, как ваша работа воплощается?

Дмитрий Глуховский:  - Это всегда зависит от проекта и от партнеров по проекту. У меня были разные случаи. Например, в прошлом году в конкурсе короткого метра победила лента режиссёра Ланы Влади, основанная на моём рассказе, где я являюсь автором сценария. Я отписал ей права на ресторанной салфетке 8-го марта, потому что мы дружим. Меня ставили в известность о том, что они делают и к участию не привлекали. Я не control freak, и у меня нет гнетущей необходимости контролировать каждый шаг. Например, в случае с «Текстом» я написал сценарий, режиссёр Клим Шипенко ко мне обращался несколько раз, когда какие-то моменты в сценарии были непонятны или он хотел услышать мое мнение. В целом он снял близко к этому сценарию, и на съемочной площадке я был два раза. Клим прекрасно справился и очень нежно обходился с материалом. Что касается «‎Топей», на съемках я был несколько дней. Мы снимали преимущественно в Беларуси, поэтому я специально поехал туда, чтобы побывать на съёмочной площадке, познакомиться с актёрами, последить за съемочным процессом. Это очень интересно, но я не хотел вторгаться в работу режиссёра. Я придерживаюсь того, что если ты уверен в компетенции и таланте режиссёра, то ты должен ему довериться и не встревать со своими комментариями.  Режиссёры и продюсеры обсуждали со мной актёров, и я высказывал свои «за» и «против». В итоге, я оказался очень доволен тем составом, который утвердился. Они нашли сами героев второго плана: всё это актёры белорусских театров. Мое участие является достаточно значительным на этапе пост-продакшена. Я привел в проект группу АИГЕЛ, которые выступили авторами оригинального саундтрека. Со мной также обсуждали монтаж и звучание, в целом все эти серии я видел по нескольку раз. Я отношусь к этому как к школе, потому что кино меня интересует, и я хотел бы двигаться в этой области и учиться креативному, cозидательному процессу.

Можете ли вы рассказать, почему вы привлекли к проекту режиссёра Владимира Мирзоева? Чем вам нравится его работа и насколько вы довольны его режиссёрским видением в сериале?

Дмитрий Глуховский: - Во-первых, Мирзоев потрясающе работает с актёрами. Я думаю, что в этом сериале вы увидите знакомых актёров с совершенно новой, глубокой и искренней стороны. То, как Мирзоев, будучи изначально театральным режиссёром, умеет донести до каждого из актёров его задачу, заставляет каждого поверить в своего персонажа, — это совершенно уникальная история. Вместе с оператором Василием Григолюнасом и художником Эдуардом Галкиным они создали визуально сюрреалистичный, иррациональный, почти что сказочный мир. Примерно пять лет назад мы сошлись с режиссёром, обсудили «Топи» и договорились, что будем делать проект в тандеме. Благодаря Максиму Суханову, который исполняет пусть и эпизодичную, но очень важную роль, мы нашли продюсеров и платформу Кинопоиск. В этом выборе я не разочаровался, потому что получилась действительно не похоже на то, что вы можете увидеть у других, возможно более востребованных и форматных режиссёров. Я очень надеюсь, что с этим проектом у Владимира Мирзоева откроется новое карьерное дыхание, потому что сейчас появились новые платформы и производится много сериалов них; появились заказчики, контент, спрос на режиссёрское видение. Именно у него, как у культового театрального режиссера нулевых, сейчас может  открыться отличная возможность на продолжение карьеры.

Не рассматривали ли вы для себя возможность создать свою киновселенную? На эту мысль наталкивает то, что в сериале можно найти несколько пасхалок к другим лентам. Иногда так делают крупные киностудии, чтоб заинтриговать зрителя и познакомить его с персонажами других фильмов. Собираетесь ли вы как-то развиваться в этом направлении?

Дмитрий Глуховский: - Если вы знакомы с моей творческой биографией, то, наверное, знаете, что 15 лет назад я уже «поиграл» с этой темой. Я запуcтил эту историю, и мне не хотелось бы сейчас привязывать себя к чему-то подобному. Я хочу находиться в свободном поиске, не ограничивать себя жанрами и медиа. Если мне хочется написать книгу, театральную пьесу, сценарий к кино или сериалу, я буду заниматься этим, в зависимости от идеи, которая меня посещает. У меня есть театральная пьеса, написанная два года назад, посвящённая теме Холокоста и жизни еврейского гетто в Польше, которая ждет своей реализации. Есть идея романа, посвящённого распаду семьи в современных реалиях, которая тоже ждёт реализации. Я не знаю, готов ли я создавать киновселенную, тем более, выдержанную в каком-то определённом жанре, потому что много замыслов и идей, которые ждали возможности осуществления, cейчас получают возможность воплощения. Некоторые из них, как «Топи», очень долго ждали этого шанса. Первый вариант сценария был написан девять лет назад. К тому же, тот мир, который описывается в сериале, скорее не какая-то отдельная фантастическая вселенная, а наш с вами мир. C той же долей гротеска, абсурда и хоррора, который есть в обычной российской жизни. Иногда проскакивают метафоры и преувеличения, но в целом — это вселенная Российской Федерации. Что касается пасхалок — это просто весело, собирать намёки, заставлять людей задумываться. В любом случае, в сериальной культуре зрителю предлагается соучастие, и для меня примером является то, как со своей аудиторией работал Джей Джей Абрамс. Cначала появляются видео на youTube, потом — загадочные сайты, потом ты должен всё это понять, выстроить и поучаствовать. Это крутой подход, когда зритель должен сам собрать паззл и о чём-то догадаться.

Вы так долго шли к реализации этой идеи, изменилось ли что-то на этом пути? Может быть, вы что-то принципиально поменяли? Или оставили всё как есть?

Дмитрий Глуховский: - Во-первых, изначально было всего четыре серии, и герои были менее «живыми». Они были ходячими цитатами, я думал, что люди будут смотреть и запоминать их. За последнее время я понял, что цитатность и «неживость» диалогов сказывается на том, насколько герои воспринимаются зрителем как живые люди. Если они не считываются как настоящие, это идёт в ущерб общему впечатлению от кино. Полтора года назад я с нуля переписал все диалоги и дал воздуха героям, оставив все ключевые моменты. Герои должны жить, существовать и развиваться, а не двигаться как заводные солдатики, cтрого подчиняясь сюжету. Кроме того, изначально я находился под большим впечатлением от американских учебников по сценарному мастерству и придерживался строгой пятиактной структуры. Но, с другой стороны, платформы сейчас поменялись. Американцы ввели пять актов в расчёте на четыре больших рекламных паузы, но теперь на онлайн платформах никакой рекламы нет, потому что ты платишь за контент. В отличие от «Текста», который был написан по правилам драматургии, здесь я решил сделать free flow. Каждая серия должна заканчиваться чем-то удивительным или загадочным, чтобы зритель не забывал включить продолжение, но в остальном я подошёл к этому гораздо более свободно и литературно. Из-за этого у вас местами может возникать ощущение, что действия немного затянуты, зато затем наоборот события будут концентрированы. При этом «Топи» действительно затягивают: чем больше вы будете смотреть сериал, тем сложнее будет оторваться. Это происходит ещё и из-за того, что драматургия написана не по формулам и алгоритмам.

Дмитрий, верите ли вы сами в вещие сны, знаки, предчувствия и другое «мракобесие»?

Дмитрий Глуховский: - Это ещё не мракобесие. Мракобесие — это когда люди, понимающие рациональность этого мира, начинают отвергать все плоды Эпохи просвещения, вгоняя нас обратно в тёмное Средневековье. Потому что толпа, которая не верит в науку и лучшие стороны человеческой души, легче управляема. Например, в определённые моменты при помощи нагнетания страха, агрессии и отрицания очевидных вещей, связанных с наукой, толпой гораздо легче управлять. Что касается меня и мистики, то я человек сугубо рациональный и в мистику не верящий, но со мной эти вещи случаются. Я не верю в это, но бывают какие-то случаи телепатического контакта или сны. Я хочу сказать, что также не стоит думать, что деревня Топи— это то, как я, москвич, никогда не выезжавший за МКАД, вижу русскую глубинку. Это совсем не так. Дело в том, что за Топями скрывается глубокий личный опыт. Моя мама — из маленького города в Костромской области, она приехала в Москву, поступила на журфак и там познакомилась с моим папой. Когда я родился, меня немедленно отправили к бабушке, и практически каждые каникулы я проводил в этом крошечном городке, с избой, колодцем и русской печкой. Для меня это — часть моего детства и биографии. Мне это очень много снилось и снится до сих пор. К тому же, все те взрослые люди, которыми я был окружен в детстве, постепенно умирали. Так получилось, что мой личный образ русской деревни наложился на мир моих снов и на мир мертвых. То, что вы видите в сериале, — это не шарж на русскую деревню глазами горожанина, это личное переживание, в котором царство Танатоса накладывается на сеттинг русской деревни.

Ощушаете ли вы своё сходство с кем-то из героев «Топей»?

Дмитрий Глуховский: - Я думаю, что двум героям-мужчинам я раздал частички своей души, сомнений, колебаний, диалогов с совестью и переживаний. Как персонаж Тихона Жизневского, Маским Кольцов, я тоже работал журналистом, в частности, в Кремлёвском СМИ, и поэтому я понимаю, что ощущает журналист, который идет в профессию не в последнюю очередь за тем, чтоб служить обществу. И как ты понимаешь, что за служение обществу больше не платят, а платят за обслуживание власти. Этот конфликт мне очень понятен, и люди заставляют себя верить в то, во что им нужно верить по работе. История персонажа Ивана Янковского, Дениса Титова, который создает мессенджер с функцией детектора лжи. К нему приходят из ФСБ, как ко всем создателям мессенджеров, но он отказывается дать доступы. Он говорит так, потому что вместе с этим смертельно болен и обладает некоторой долей свободы. Как вы знаете, ФСБ в нашей стране является самым очевидным инструментом власти, так что это противодействие власти очень важно. Ну и разумеется, поиски чуда, отношение к Богу и к религии в нашей сегодняшней жизни, и во что можно верить вообще. Я распределил себя между этими двумя персонажами. Все женские персонажи борются за свободу, прежде всего, против архаики. Против религиозных догм, консервативных семей, против того, чтоб их воспринимали как предмет. Это тоже интересная история, потому что все женские персонажи не подвергались изменениям и были придуманы еще десять лет назад. Проблематика женской борьбы за свои права и свободы уже тогда мне казалось интересной, хотя в то время эта тема не была так ярко представлена в повестке. Какие-то вещи уже зарождались и, видимо, за это время они сформировались. Это одна из тех тем, которые мне удалось почувствовать в зародыше; и, когда она получила актуальность в нашей стране, с этим получилось синхронизироваться.

После того, как вы проводили детство в деревне, были ли у вас похожие истории, как у героев, чтоб вы уезжали в глушь и искали там вдохновение?

Дмитрий Глуховский: - Очень трудно работать в Москве, практически невозможно, потому что всё отвлекает. Когда к тебе приходит какая-то популярность, становится гораздо интереснее социальная жизнь, всё время происходит какой-то экшен. Тем более, Москва в пределах Садового кольца — это удивительный, волшебный город, праздник, который с тобой 24 на 7. Поэтому в Москве работать невозможно, можно только встречаться, договариваться, придумывать. Писательская работа достаточно затворническая, ты должен оградить себя от искушений и соблазнов, это очень тяжело дается, если ты в такой обстановке. Поэтому, чтобы писать, я обычно уезжаю, в особенности, если чувствую, что у меня ступор. У меня есть несколько локаций, где я совсем один сижу неделями и работаю, поэтому ретрит просто необходим.  Я очень люблю зимние заброшенные курорты, там правильная атмосфера: либо вешаться, либо работать. Я — трудоголик и совершенно несуицидален (на всякий случай заявляю, в связи со своей политической позицией), поэтому работается мне в таких местах особенно хорошо.

На что вы делали упор, когда писали сценарий? На сюжетные арки героев, интригующие события или создание атмосферы? А также какие аллюзии и отсылки на литературу и культуру вы закладывали? Что вас вдохновляло?

Дмитрий Глуховский: - Во-первых, главная история в том, что мы из-за смартфона в руке и дофаминового голода получаем ужасные проблемы с концентрацией. Раньше таких сложностей у меня не было, я думаю, это поколенческая проблема, связанная с разрушительным воздействием, которое на психику оказывает смартфон. Об этом нужно думать, когда ты пишешь книгу или сценарий. Людям нельзя давать возможность отвлечься, одним глазом они смотрят на экран, другим — в телефон. Их все время что-то отвлекает, поэтому если ты хочешь донести свою историю и заставить зрителя прожить её, ты должен все время думать о том, что нельзя давать зрителю скучать и отвлекаться. Можно использовать саспенс, драму, попытаться влюбить зрителя в героя, вложить забавные слова. Нужно думать о том, что зрителю тяжело концентрироваться на  истории, ему не должно быть скучно. Где-то это считается моветоном, что зритель должен быть уже достаточно изощрённым и приученным, но я считаю, что хорошо, если мы понравимся критикам, но главное — чтобы мы понравились зрителю. Моя задача, как я её вижу, — разговаривать с самым разным зрителем на темы, которые мне интересны, и которые я предлагаю посредством фильма или книги к обсуждению. Для меня очень важна тема разговора, и я не чужд метафор. Не стоит воспринимать то, что вы посмотрите, на уровне обычного сюжета. Разумеется, это что-то значит, потому что иначе за это не стоит браться. Историй, не связанных с метафорой и вторым дном, и так производится очень много. Я занимаюсь этим не для того, чтоб просто на жизнь себе зарабатывать, я не работаю с чужими заявками. Мой путь начинается от идеи и темы разговора, потом это облекается в сюжет, героям я даю частички своей биографии, воспоминаний и личных переживаний. Постепенно, слой за слоем, всё это обрастает соединительной тканью и становится повествованием. Я не считаю, что надо сознательно наполнять свой текст цитатами и что эта интеллектуальная игра обогащает твою историю. Мы сознательно представляем начало сериала как стереотипическую молодежную хоррор-историю, потому что людям понятен такой подход и им будет легко начинать смотреть. Дальше моей задачей становится дезориентировать зрителя и привести туда, куда мне нужно, развлечь и заставить задуматься.

Насколько известно, Иван Янсковский пробовался на две роли в проекте, как в итоге был сделан окончательный выбор? Есть ли у героя Янковского в «Топях» что-то общее с его героем в фильме «Текст»?

Дмитрий Глуховский: - Есть отрицательная харизма молодого, избалованного засранца, которая присутствует у Янковского. Это не соответствует его характеру, он очень воспитанный, обаятельный, скромный человек, но этот образ у него получается прекрасно. Ты видишь, как роль, написанная на бумаге, становится живой у актера со своей интонацией, мимикой, жестами, он заполняет ее собой. Ты видишь как бумага обретает объем и становится настоящим человеком. Вроде бы, он говорит твоими словами и делает то, что ты написал, но по-настоящему начинаешь верить именно актёру. В этот момент ты забываешь, как ты представлял себе этого персонажа и думаешь о том воплощении, которое дал артист, и всё остальное кажется негармоничным. Так что Янковский, разумеется, переосмыслил эту роль, и в этой роли был органичным. Мне было очень приятно, потому что обычно он отказывается от сериальных ролей, принципиально не снимается в сериалах, но, прочитав сценарий, «раздвинул» съёмки и снялся у нас. Я надеюсь, что мы его не подвели.

Не планируете ли вы продвигать «Топи» за границей? Или это исключительно российский продукт?

Дмитрий Глуховский: - Это как книжки Пелевина, которые не имеют успеха за рубежом, потому что они слишком укоренены в наших реалиях. Для того, чтобы понимать сатиру, надо быть в курсе и знать, что происходит. Что касается «Топей», тут тоже есть столько отсылок к нашим современным реалиям, что я сомневаюсь, что западная аудитория сможет оценить это. Я совершенно без оглядки на какого-либо глобального зрителя писал эту историю, для меня важнее разговаривать с нашей аудиторией на наши темы. Есть прекрасные универсальные отечественные проекты, которые создаются с расчётом на общечеловеческие темы, которые могут смотреть везде, но с «Топями» у меня есть сомнение.

Этот проект для вас имел какую-то значимую финансовую составляющую или для вас была важнее реализация идеи?

Дмитрий Глуховский: - Поскольку этот прокт очень долго ждал своего часа, для меня это не было способом заработать себе на жизнь. В итоге, когда мы договаривались с продюсерами, я в два раза уменьшил стоимость сценария и много бесплатно работал, потому что мне хотелось, чтоб эта история была, наконец, реализована. Я пошёл в этой истории на серьёзный компромисс, потому что мне было важно, чтоб она состоялась и прозвучала.

В сериале герои пытаются решить свои сложные ситуации, выбрав побег. Была ли цель показать, что не стоит убегать от своих страхов?

Дмитрий Глуховский: - Это многоярусная история. Одним из ярусов является побег от своих демонов и то, куда герои планируют убежать. С другой стороны, та глубинка, когда они убегают, может быть также глубинкой подсознания. Тот внутренний туризм, которым мы предлагаем заниматься, может быть туризмом внутрь себя. Это сказано в анонсах: далеко ли ты можешь от себя убежать? Но это отнюдь не единственная тема, которую мы поднимаем, и не единственный уровень сюжета, на котором мы предлагаем сосредоточиться. Если брать психологический аспект, то вопрос в той степени отваги, которую ты готов проявить в разговоре с самим собой.

«Топи» — ваш первый сериальный проект. Насколько вам понравилось работать в таком формате, хотите ли вы продолжать и в каких жанрах вам интересно попробовать себя в будущем?

Дмитрий Глуховский: - Сериал — это очень трудоёмкая история. Кажется, что это всего семь серий, но по факту это годы. Я не являюсь профессиональным сценаристом, у нас есть авторы, которые создают в год по три блокбастера. Я не могу работать с чужим материалом, и мне важна штучность. Когда проходит столько времени от замысла до реализации, уровень твоего участия гораздо выше и степень проработки больше. У меня есть некоторое количество идей; для одной идеальной формой был бы роман, для другой — аудиосериал, а для третьей — фильм. В будущем я бы, возможно, хотел что-то срежиссировать. Вслед за «Топями» реализации ждут ещё два сценарных проекта, в апреле будет выходить книга, а затем я сяду за роман!