Клара Гленн, писательница: «Депрессия – ужасное зло, бич нашего общества, дементор»

14 декабря 2023

Автор удивительного фэнтези о Ткачихе – существе, подстерегающем каждого из нас в минуты отчаяния и упадничества, – поделилась с YES предысторией создания своей книги, с удовольствием вспомнила любимых героев детства и юности и рассказала о внутренней потребности помогать читателям, утопающим в депрессии.  

 

 

YES: Клара, как вы считаете, ваша книгу о Ткачихе, высасывающей из людей радость и мечты, могла бы пополнить библиотечку ужастиков и мистической литературы к Хеллоуину, например? Давайте поговорим о том, почему всем нам иногда очень полезно побояться и подрожать от ужаса и страха, читая книгу. Что дают человеку эти эмоции?

– Мне кажется, что человеку очень важно испытывать весь спектр эмоций, но находиться при этом в безопасности. Особенно сейчас, когда в мире все неспокойно. Книги дают возможность прожить эмоции, не запирать их внутри и найти для себя какую-то опору. Герои справились, пережили весь ужас? И читатель наш справится.

YES: Чем «книжные» эмоции отличаются от эмоций, возникающих вследствие просмотра фильмов ужасов или триллеров, например?

– Читая книгу, человек сам для себя выбирает, какое «кино смотрит», без заданных визуальных образов, и это открывает путь для его подсознания, его собственных страхов, которым можно посмотреть в лицо словно бы не по-настоящему. Глазами вымышленного героя, в вымышленных обстоятельствах, взглянуть на вполне реальный страх и понять, что не такой он и страшный. И что с ним можно бороться. Это, кстати, и к детской, и к взрослой литературе относится одинаково.

YES: Что ужасного в вашей главной злодейке Ткачихе?

– В первой версии истории у нее вообще не было конкретного описания. Потому что Ткачиха – метафора. Ткачиха за спиной у каждого, и у каждого она своя. Подростки – как Бетти, героиня книги – сталкиваются с первыми трудностями взросления, взрослые переживают кризис…

Ткачиха – это то, что сидит у нас в голове и не дает нам жить и радоваться. Это не только депрессия, это еще и тревожность, недоверие, зависть – все негативные черты. Только преодолев самого себя, можно идти вперед

Депрессия – ужасное зло, бич нашего общества, дементор, высасывающий яркие краски из мира. Но уже в ходе совместной работы моя редактор Софья Мазина предложила придать Ткачихе форму, ведь подросткам еще сложно видеть в абстрактном пятне с множеством глаз истинное зло, поэтому мы вылепили ее в форме паука (книга увидела свет в издательстве «Эксмо», редактор издания. С.П. Мазина – прим. ред.). Хотя ближе ей, конечно, не пауки, а Ничто из «Бесконечной истории» Михаэля Энде. Жуткий образ – всепожирающая тьма, после которого не остается ничего.

YES: Какое зло самое страшное в вашей книге?

– Мы сами. По сути Ткачиха – это то, что сидит у нас в голове и не дает нам жить и радоваться. Это не только депрессия, это еще и тревожность, недоверие, зависть – все негативные черты. Только преодолев самого себя, можно идти вперед. Не поддаваться отчаянию – это выбор каждого. Хотя, конечно, в реальности мы живем не в сказке, и надо обращаться к специалистам. Но история Бетти, прежде всего, о том, как найти в себе силы бороться с собой же.

YES: Как это зло перекликается со злом, творящимся в нашем реальном мире?

– Зла в мире сейчас много. И множество Ткачих сейчас плетут и плетут свою паутину.

Я писала эту книгу, находясь в глубокой депрессии. Это был мой способ посмотреть Ткачихе в лицо и протянуть руку помощи другим, тем, кто тоже попал в ее сети.

Я писала эту книгу, находясь в глубокой депрессии. Это был мой способ посмотреть Ткачихе в лицо и протянуть руку помощи другим, тем, кто тоже попал в ее сети. И я надеюсь, книга продолжит помогать в это непростое время.

YES: Бетти, ваша главная героиня, отчаянно не хочет расставаться с радостью жизни, попав в лапы Ткачихи. Интересно, а сколько ей лет? И на какую возрастную аудиторию рассчитана история ее приключений? Это семейное или сугубо подростковое чтение?

– Бетти исполнилось двенадцать в день, когда она попала в мир Теней! По жанру «Ткачиха» – Middle-grade, то есть ориентирована на читателей 10–15 лет. Но я уверена, что она прекрасно подойдет для семейного чтения. Я сама люблю детские книги и читаю их до сих пор – крайне полезное качество для детского писателя! И росла на великолепных авторах: Джеймсе Крюсе, Джеймсе Барри, Михаэле Энде… Мне кажется, хорошая подростковая книга – она на любой возраст. Внутреннему ребенку усталых взрослых тоже нужно читать!

YES: Из отзывов узнаю, что читатели в вашей книге находят и отголоски кельтской мифологии, и «Алисы» Кэролла, и «Хроник Нарнии». Расскажите, какие волшебные миры и мифы повлияли на вас, как на автора, в большей степени?

– «Хроники Нарнии» в какой-то степени сформировали меня, как личность. Моя первая двойка по математике была за то, что я читала под партой «Племянника чародея». Если смотреть глобальнее – то Макс Фрай с циклом «Лабиринты Ехо» и Андрей Белянин («Меч без имени») вошли в мою жизнь как раз в то время, когда начинала писать. А до них были Дюма, Гюго, Стивенсон, Жюль Верн – весь набор приключенческой литературы ребенка 90-х. Поэтому в моих историях доминируют сказки и приключения (улыбается). Кроме того, я безумно люблю кельтскую мифологию – она тоже оставила свой отпечаток, в том числе и в «Ткачихе».

YES: Чем вы зачитывались в детстве и юности?

– Я уже пару раз упомянула Михаэля Энде – вот без его «Бесконечной истории» меня бы, наверное, не было. Был бы кто-то другой на моем месте и другие книги писал (улыбается). Еще одна любимая книга детства – «Тим Талер или Проданный смех» Джеймса Крюса. Меня всегда привлекали сильные дети, у которых есть мужество бороться с самими собой.

Я всегда любила настоящие сказки, не адаптированные для детей. И, конечно, я обожаю фильмы Тима Бертона и Гильермо дель Торо

Я всегда любила настоящие сказки, не адаптированные для детей. Мне повезло иметь сокровище – «Золотую книгу сказок» 1992 года издания, еще с иллюстрациями сепией, в тканевой обложке и с потрясающими жестокими сказками: «Брайт, прелестный олень и кот», «Зеленая змея» и прочими. Оригинальный Баум у меня тоже есть со всеми жутковатыми приключениями Озмы… И, конечно, я обожаю фильмы Тима Бертона и Гильермо дель Торо. Однако при этом сказка должна оставаться сказкой. Это шпилька в сторону слишком жизненного финала «Моста в Терабитию» («Мост в Терабитию» – кинофэнтези 2006 года, режиссер Г. Чупо – прим. ред.) – вот такое не люблю, например (улыбается).

YES: Кто ваши любимые герои?

– Вообще? Из всей литературы мира? Очень сложно! Капитан Немо – потому что у него есть подводная лодка, и он мудрый и прозорливый (смеется). А вообще во всех сказках я всегда сочувствую антагонистам. Даже Ткачихе немного сочувствую: каково ей быть одиноким злым злом? Всегда пытаюсь понять другую сторону.

YES: Как вы начали писать и кто вы по профессии в обычной жизни?

– Первое стихотворение я написала в восемь лет – как сейчас помню. Фиолетовой ручкой в тетради в клетку, и оно было про Атлантиду. Уже серьезнее стихи появились лет в тринадцать, а потом я начала писать рассказы… И писала их лет десять, у меня большой архив малой прозы. Но мечта у меня была, как у Андерсена, – писать романы (улыбается). И сказки! Всегда казалось, что мне пойдет быть сказочником с двумя зонтиками. Кстати, они у меня есть: и черный, и радужный – так что я во всеоружии.

YES: Будет ли у «Ткачихи» продолжение?

– Нет, «Ткачиха» – законченная история. Продолжения не планируется.

YES: Над чем вы сейчас работаете?    

– Я с опаской говорю о новых проектах, потому что уже пару идей пришлось отложить – не складывались истории так, как надо. Но сейчас я кое-что пишу, да. Мы всегда наблюдали за темной магией через призму отношений учителя и ученика, как в «Крабате» (речь о сказочной повести Отто Пройслера «Краба́т, или Легенды старой мельницы» – прим. ред.). А что будет, если рассказчиком станет третья сторона? Рабочее название – «Секретарь колдуна», и это история о мальчике, которого продали колдуну в услужение, и он случайно узнал, чем тот занимается. Посмотрим, что получится! Может быть, скоро читателей будет ждать новая сказка!