Продюсер довольно редкая профессия для женщины. Насколько она сложна и каких качеств требует от женщины?
Я не могу сказать, что продюсер – профессия сложная. Потому что я, во-первых, ее обожаю и очень комфортно в ней себя ощущаю. Прежде всего продюсер — это хорошая интуиция, коммуникативность, потому что огромное количество людей вокруг нужно успокоить, соединить, воодушевить, вдохновить, то есть проявить разный функционал общения. Ну и, разумеется, чисто организационный процесс: мобилизовать людей так, чтобы лучшие качества одного человека превысили в первую очередь, увидеть проект и его какие-то будущие перспективы. Но если коротко, то скорее всего — это интуиция и коммуникабельность.
В детстве вы получили музыкальное образование. Скажите, вам не хотелось самой стать артисткой и выступать на сцене? Или Вам сразу были интересны закулисная жизнь и руководство творческим процессом?
Когда я была маленькой, я всегда хотела быть артисткой. На даче у бабушки я постоянно устраивала концерты, сама их режиссировала, переодевалась в разные мамины платья и туфли, микрофоном служила ручка скакалки. А первый цветок, который мне подарили на таком выступлении — это был кактус, стоявший у нас, был в доме. Потом на этих дачных посиделках, где у нас регулярно собирались дети, и я пыталась собрать их номера и объединить в концерт, то есть уже тогда у меня включились режиссерские маленькие зачаточные желания. Потом уже где-то в 15-16 лет я посмотрела кино, которое меня очень поразило, я никак не могу вспомнить названия. Я тогда очень переживала за главных героев и их отношения и хотела, чтобы они уже как-то встретились, но финал картины оказался другим и очень грустным. Тогда я воскликнула пред экраном: «Ну, почему?! Почему они не встретились? Кто это решает?!». И тогда кто-то из рядом сидящих сказал, что это режиссер. И тогда я решила, что буду режиссером. Хотя в то время не было возможности обучаться именно эстрадной режиссуре: была режиссура театральная, кинорежиссура. Как такового шоу-бизнеса не было в стране, поэтому я получила музыкальное образование: музыкальная школа, училище, консерватория и класс хорового дирижирования. Это мне очень помогло, потому что дирижер является тем большим организатором, который соединят всех и вся.
Кто вдохновляет вас в профессиональном плане? Есть ли у вас идеи новых проектов, о которых вы уже могли бы рассказать YES!?
У нас в планах кино. Мы уже начали его снимать – уже было четыре плодотворных съемочных дня. Это очень интересное и захватывающее детское фэнтези.
А вдохновение происходит как-то само собой. Это какой-то спонтанный процесс. Я могу вдохновиться от всего: от заката, от творческого и активного человека и от многих окружающих вещей. Для меня вдохновение — это импульс, который важно вовремя почувствовать и правильно направить.
Вы продюсировали много интереснейших мероприятий, шоу и концертов. Одно из недавних ваших детищ — это Национальная телевизионная премия «Дай пять!», которая состоится в этом году 10 сентября в Московском дворце молодежи. Расскажите об истории создания премии.
Над этой премией мы работали очень долго. Первая состоялась три года назад, но на ее создание у нас ушло три года. Мы продумывали, как она должна выглядеть, какое выбрать название, каким должен быть логотип и еще решали огромное количество других вопросов. Мы беседовали с детьми в процессе подготовительной работы, и у нас появилось название «Дай пять!», которое мне очень нравится. Оно смысловое: приветствие или получи пятерку. И все это сопровождается призом шоколадкой. На мой взгляд, это очень правильный посыл, создающий правильное настроение. Данная премия не детская и не сюсюкающая, она делается во взрослом формате для детей, которые сидят в зале и отдыхают, потому что они проделали большой путь голосования. У нас на сцене никогда не бывает детей, перед юными зрителями всегда выступают звезды, популярные среди молодого поколения. Мне всегда было интересно найти уникальный импульс премии. Она должен быть всегда модной, свежей, интересной, современной, ничего не должно быть затянуто и нудно, не должно быть людей, которые не соответствуют этой аудитории. Я имею в виду маститых артистов и мэтров, к сожалению, уже утративших популярность среди молодого поколения. Мы очень тщательно проверяем как гостей, так и дарителей, которые приходят к нам, чтобы вручить приз-шоколадку. Мы должны все время находиться в спектре мышления и понимания, присущем детской аудитории.
Будут ли в этом году какие-то нововведения и сюрпризы на премии? Расскажите о них.
Как всегда, это будет хорошее шоу и одно из топовых культурных событий. В этом году мы вместо номинации «Звездная семья» ввели другую – «Бабушка, дай пять!». Сейчас у нас такие модные, интересные и продвинутые бабушки, которые иногда дают фору и своим внукам, потому что они в курсе последних тенденций в музыке, моде, технологиях, кино и других сферах жизни. Вы не поверите, но у нас есть бабушки-байкеры и танцовщицы современных хореографических направлений. В нашей новой номинации именно внуки выдвигают кандидатуру своих бабушек: они публикуют в соцсетях фото с описанием, в котором объясняют, почему их бабушка достойна победы.
Данная номинация помогает нам поддерживать семейные ценности и на конкретных примерах показывать их детям.
Вы уж не один год преподаете ораторское мастерство для взрослых и детей. Как, по вашим наблюдениям, меняется качество речи подрастающего поколения и влияет ли на это популярная музыка, смартфоны и другие современные гаджеты?
Современные гаджеты влияют лишь на процесс поиска информации. Когда у меня на занятиях мы выбираем, какой текст нам взять, первым делом открываются браузеры на смартфонах или айпадах и моментально находится материал. На занятиях мы говорим и тут же записываем это на камеру телефона, чтобы показать, как это выглядит со стороны.
Я много работаю со школьниками и могу отметить, что способность говорения у них за последние 5 лет сильно ухудшилась. Дети стали говорить хуже, использовать мало слов, русский язык не используется в полном объеме, мало образности в речи, мало энергии и собственного включения, и вовлеченности в смысл произносимого. И еще, сегодня дети мало слушают, потому что им все нужно делать и получать быстрее, а чтобы красиво интонационно и образно говорить, нужно делать паузы, а значит тратить время. Это меня немного удручает. Кроме того, у детей и подростков речь изобилует сленгом, короткими и урезанными словами. Дети сами признают, что когда они станут старше и займут серьезные позиции на работе, то не смогут пользоваться таким лексиконом. Они должны уже сейчас готовить себя и свою речь к будущему. Вот это засилие сленговыми словечками — это все временно. У каждого должен быть хороший качественный багаж слов и красивых образных лексических оборотов.
Сегодня вопрос коммуникации стоит очень остро. Ведь умение налаживать диалог, правильно и доступно излагать свои мысли — это залог успеха во всех сферах жизни. Отстоять свою позицию можно через говорение.
У вас есть юная дочь. Расскажите о своем родительском опыте. Как вы рекомендуете современным родителям решать вопросы отцов и детей?
Я со своей дочерью очень много разговаривала. И когда Айна была совсем маленькой, мне удавалось с ней налаживать полноценную коммуникацию. Малыши ведь сразу на все обижаются, и у моей дочери было так, когда ей было 5-6 лет. Она обижалась и уходила. Тогда я взяла Барби и Кена, нацепила на них рюкзаки, в которые положила много камешков (мы их собираем, привозим на память из разных мест), и инсценировала диалог с обидой между ними. Потом и дочери дала ее рюкзак тоже с камешками. Потом спросила тяжело ли ей, когда она ответила «да», я ей объяснила, что точно так же нам всем тяжело от обид, которые мы храним в себе и не отпускаем. Вот так уже с детства я ей наглядно объяснила, что «уходящая спина» (это когда человек разворачивается обидевшись, не проговорив и не расставив все точки над «i») не приносит в жизни ничего, кроме тяжести. Так она, уже будучи малышкой осознала бесполезность обид. Она приходила и спрашивала меня, почему другие обижаются и зачем им это нужно. Тогда я отвечала, что они не знают ничего про камешки.
В подростковом периоде мы с ней тоже все проговаривали. Разумеется, в это время родителям нужно набраться терпения и беседовать со своими детьми, как со взрослыми. Я могу честно признаться, что сейчас пожинаю роскошные плоды своих стараний при воспитании дочери, потому что я вижу, каким она стала глубоким, тонко чувствующим человеком, который уже довольно хорошо разбирается в отношениях.
Но есть вещи, которые дети должны самостоятельно пройти и совершить собственные ошибки. Я своей дочери позволяю «набить шишки» где-то и не вмешиваюсь. Это как с артистами, когда у них наступает звездная болезнь. Когда она такая махровая и цветущая полностью поглощает артиста, я лишь наблюдаю со стороны, потому что он сам должен через это пройти. Ведь пока не споткнешься, не поймешь, как дальше идти.
Какую музыку вы любите, что вы слушаете в плеере? Кто из современных молодых исполнителей вам сейчас интересен, кого вы считаете будущими большими звёздами?
Я не слушаю современную музыку, я большой поклонник классики. Я обожаю ее, потому что она меня структурирует, наводит на какие-то важные мысли, сознание очищается, и я сразу что-то придумываю и вдохновляюсь. Также я слушаю звуки природы: шум леса, дождя, океана.
Из молодых я бы не сказала, что я кого-то слушаю постоянно. Я могу оценить музыку, вокал, хит, но я не являюсь фанатом ни одного артиста. И в моем плеере нет композиций современных исполнителей.
Для меня артист — это не просто человек, который вышел на сцену, взял микрофон и спел. Для меня артист — это так культура, обаяние и личность, которую я наблюдаю еще до выхода на сцену за кулисами, во время интервью и репетиций. Очень многим нужно хорошо подумать о том, как вести себя, как быть с этим.
Вы можете привести в пример такого образцового лично для вас артиста, который соответствует всем вашим критериям настоящего артиста?
Я не могу назвать конкретного человека, но могу сказать в более масштабном разрезе. Я однажды ехала на гастроли вместе с театральными артистами и звездами шоу-бизнеса. Первые, несмотря на то, какой у них был высокий статус, вели себя очень галантно, благородно и оставались в первую очередь мужчинами. А в шоу-бизнесе этой грани нет: там если достигнут звездный статус, то все забывают кто они: женщины или мужчины. А этого, на мой взгляд мало, потому что нужно опираться на ноги какого-то гендера и человека, в первую очередь. Потому что сначала человек, а потом уже статус и профессия.
Какой совет вы могли бы дать ребятам, которые начинают творческую карьеру?
Прежде всего не зацикливаться на своем и не жить исключительно в собственном мире. Попробовать послушать и посмотреть огромное количество опыта, особенно иностранного. Интересоваться, как это делается у других, и, самое главное, выявить для себя пример, на который можно ориентироваться. Не копировать, а подсматривать и вдохновляться.
Нужно петь прежде всего для зрителя. Сегодня многие выходят на сцену, закрывают глаза и не налаживают контакт с залом. Они не понимают о чем поют, не переживают песню на сцене и все это выглядит поверхностными. Мне не хватает из-за этого глубины. И самое главное — это быть самым собой, не пытаться быть как все, а искать свой стиль, пусть даже он в начале будет корявым и нескладным, но он будет уникальным. А сегодня это большой эксклюзив. И последний совет — это иметь свою песню. Артист начинается только тогда, когда у него есть своя песня, как его визитная карточка.
Вы были среди создателей проекта «Фабрика звёзд» - расскажите, пожалуйста, немного об этом опыте. Что это было для Вас — только бизнес или проект для души и свободное творчество?
Мне нравится этот проект. Я понимаю, что меня очень многие с ним ассоциируют, хотя и до «Фабрик звезд», я очень много работала и ставила концерты. Сначала я была приглашена на проект как режиссер-постановщик, но за неделю до открытия «Фабрики» Константин Львович Эрнст предложил мне быть директором, заявив, что у меня это хорошо получается, я требовательная и знаю телевидение. После этого все, что я делала за кадром, стало появляться в кадре. Этот опыт прекрасен и для меня он был революционным, потому что он подтянул всех остальных артистов шоу-бизнеса, которые начали задумываться об имидже, номерах и балете. Нашим маститым звездам стали дышать в спину уже новые молодые артисты, и тогда стало понятно, что всегда будет подрастать смена, и нет ничего вечного.
Для меня «Фабрика» — это прекрасное время. Я тогда за неделю придумывала 16 уникальных номеров — это огромный опыт в профессии. В первый день, когда мы вышли в эфир, я не успела ни приготовиться, ни одеться соответствующе. Кофточку мне дала Алена Буйнова, шапочку я взяла у гримера, я вышла, если честно, не очень. Но потом мне было приятно, что в моей жизни появилось еще больше салонов, магазинов и я стала больше времени уделять себе. Это был для меня тот самый важный переломный момент, когда я полностью приняла себя. Сильная женская энергия бурно вошла в мою жизнь и мне это нравится до сих пор.