СООБРАЖЕНИЯ НА ТРОИХ
На съемочной площадке сериала «Клуб» я познакомился с Пашей Бардиным. Он работал одним из режиссеров этого проекта. Мы с ним сразу нашли общий язык, подружились, у нас оказались какие-то схожие интересы, в том числе и в области кино. Паша, как и я, да и как любой творческий человек, наверное, всегда был убежден, что, кроме каких-то текущих работ, надо делать нечто свое, собственное. То, что может раскрыть нас как личностей со своими взглядами, позицией, отношением к миру. Уже тогда у Паши в голове складывался какой-то сюжет истории про банду скинхедов, личную трагедию их лидера, конфликт между его взглядами и любовью родной сестры к кавказцу. Эти наброски и легли в основу нашего фильма «Россия 88». Я помню, как мы сидели с ним на кухне и обсуждали это предельно жесткое явление – современные фашисты, скинхеды. Ту человеческую и социальную трагедию, к которой ведет вся их субкультура. Мы писали, правили, обсуждали и дописывали сценарий еще в феврале прошлого года, а уже в марте-апреле начали снимать. Это было как раз в тот момент, когда я закончил сниматься в «Обитаемом острове», а Паша Бардин ушел из «Клуба». И у нас появилось какое-то свободное время. В проект Паша привел еще одного человека – Васю Соловьева, который работает спортивным комментатором на канале «НТВ+». Мы втроем и стали основной движущей силой этого фильма.
ФИНАНСЫ ПОЮТ РОМАНСЫ
С самого начала мы понимали: нам не на кого особо рассчитывать, ведь проект явно некоммерческий, денег никаких не светит. И все, что у нас было – это наши друзья. Какие-то их возможности вроде домашних студий, которые мы можем использовать. Мы, конечно, попытались собрать какие-то средства по схеме «по 500 долларов с каждого из сотни знакомых»… Например, раздавали всем коробку из-под DVD с обложкой еще не вышедшего фильма, которую я сверстал своими руками. Мы поместили на нее какие-то придуманные выдержки из газет, которые раскрывали сюжет фильма, фотографии, но диска в коробке не было. Фактически мы предлагали друзьям дать нам денег на печать диска. Потом у нас была идея подписать со всеми какие-то контракты, в которых бы, в зависимости от взноса, был бы оговорен процент вознаграждения давшему нам взаймы. Собрали что-то около 10 000 долларов, которых хватило только на подготовку к съемкам. Так что в основном нам пришлось тратить личные деньги Васи и Паши. К «большим» продюсерам на начальном этапе мы специально не ходили: нам не хотелось, чтобы кто-то вмешивался в съемочный процесс. Кстати, именно из-за минимального бюджета мы придумали снять весь фильм на одну камеру – так можно было сэкономить пленку.
ДРУЖЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Первым этапом съемок у нас, естественно, стал кастинг. Мы с Пашей купили какие-то левые симки, чтобы не «палить» свои телефоны, и развесили по театральным вузам, во ВГИКе объявления о съемках. У нас там была такая хлесткая фраза: «Не мыло, не реклама, не клип. Жесткое кино о ненависти и любви», и дальше два наших телефона – Паша, Петя. Мне почему-то казалось, что это все очень похоже на анонс какого-то порнофильма. :) И к нам пошли люди. Причем мы сразу предупреждали, что зовем их на роли второго плана. Кто-то даже обижался, кто-то отказывался, потому что надо было бриться наголо, а у них, кроме нашего фильма, еще какие-то съемки, спектакли и так далее. Кастинг проводили на какой-то квартире. Никакого офиса у нас не было. Соседи, кстати, изрядно волновались, потому что к нам на кастинг в день приходило по 50 человек. Я немножко позлорадствовал в этот момент, потому что обычно на кастингах я всегда был по ту сторону камеры. :) Мы с Пашей сменяли друг друга за камерой и разговаривали с претендентами. И никого толком не могли найти… В эти моменты мы вспоминали про друзей, знакомых и так далее. И понимали, что те, кто нам нужен, есть в нашем ближайшем окружении. И друзья опять поддержали нас, некоторые даже пожертвовали ради нашего фильма своими ролями в текущих сериалах. А Марина Орел, например (играла в сериале «Клуб» стерву Стеллу. – Прим. ред.), привела каких-то своих знакомых, помогла нам со взрослыми актерами, которые сыграли семью моего героя – Штыка. К слову сказать, некоторые типажи мы нашли прямо на улице, уже во время съемок. Просто просили сказать пару реплик людей, которые проходили мимо. Например, женщина, которая спрашивала у моего героя, как дела у мамы. Такая органика! Андрей Мерзликин, пожалуй, самый раскрученный актер из всего состава, тоже согласился сыграть у нас бесплатно. Мы встретились на одном из фестивалей, я рассказал ему про наш фильм, и он загорелся. Во время съемок он часто говорил нам, что работа на картине «Россия 88» напоминает ему фильм «Бумер», который также снимался чуть ли не на коленке. :) Параллельно с этим мы занимались с Пашей административной деятельностью: нужно было договариваться о съемках на железной дороге, на Черкизовском рынке, на улице. Дни были четко поделены: утром мы ездили и договаривались, покупали реквизит, костюмы, вечером смотрели актеров, ночью доделывали сценарий. Отдельный администратор появился у нас практически перед тем, как мы в первый раз стукнули киношной хлопушкой. Потом весь кулак съемочной группы оброс людьми: и фильм делали уже 135 человек – актеры и технические работники. Когда мы подошли к съемкам, то поняли, что стоим, как паровоз на всех парах. Самое сложное уже позади. Теперь нужно было двигаться только вперед.
РАБОТА ЗА ИДЕЮ
Ни один человек из съемочной группы – ни Паша, ни я, ни остальные исполнители ролей в нашем фильме – не получил за свою работу денег. Мы изначально собирали всех работать за идею. Деньги мы тратили только на аренду оборудования и по минимуму оплачивали кому-то транспортные расходы и питание. Например, у нас были съемки в бункере-спортзале, где занимается банда скинхедов, в Монино, под Москвой. И всех нужно было туда привезти, организовать. А жить там негде… Более того, в этом бункере был вполне себе рабочий фитнес-центр. Но его владельцы пошли нам навстречу и уговорили своих клиентов потерпеть неделю, объяснив, что тут будут снимать кино. Проблемы, конечно, возникали. Несколько раз люди, видя группу бритоголовой молодежи, вызывали милицию. К счастью, у нас были все необходимые документы для съемок. Один раз нас попытались прогнать из гаражей, где мы снимали. Причем не охрана, а какие-то мужички, владельцы этих самых гаражей. Весь фильм мы сняли где-то за месяц с небольшим, почти идеально вписавшись в наш график. И ощущения все это время были, как на бобслейной трассе, когда с невероятной скоростью летишь по узкому желобу, ветер свистит, не успеваешь ничего понять, и только на финише ты плавно останавливаешься и переводишь дух.
СЧАСТЛИВЫЙ ФИНАЛ
Черновую версию фильма я смонтировал у себя в квартире на домашнем компьютере буквально за две недели. Мы с Пашей сидели круглыми сутками. Тогда я и избавился от всех килограммов, которые набирал для съемок в «Обитаемом острове». Озвучивали фильм у моего старинного друга Саши Торкунова на даче. У него там такая домашняя, но вполне качественная студия, обитая картонными сетками из-под яиц. Когда «черновик» «России 88» был готов, мы раздали его продюсерам, которые могли бы помочь с деньгами на последнем этапе. Увы, многие из тех, кто сначала проявил интерес, отказывались от сотрудничества, говорили, что кино слишком радикальное. Но однажды мне позвонила Анна Никитична Михалкова и сказала: «Знаешь, какой фильм я смотрю?» – «Нет». – «Россия 88». И мне очень нравится. Я постараюсь вам помочь». Но в этот момент грянул кризис. К счастью, через Анну «Россия 88» попала к Александру Ефимовичу Роднянскому. И именно он нашел средства на то, чтобы наш фильм можно было озвучить и смонтировать для кинотеатров. Благодаря его помощи и поддержке мы успели закончить картину к Берлинскому кинофестивалю – одному из самых престижных событий в мире кино. И на каждом показе «Россия 88» собирала аншлаги. Что будет с фильмом в России, я пока не знаю. У нас нет даже прокатного удостоверения, поэтому мы провели только пару закрытых показов. Но я надеюсь, что у каждого из вас будет возможность посмотреть этот фильм. В кино или на DVD – уже не так важно. Важно, что мы сделали это: мы сняли свой фильм.
На съемочной площадке сериала «Клуб» я познакомился с Пашей Бардиным. Он работал одним из режиссеров этого проекта. Мы с ним сразу нашли общий язык, подружились, у нас оказались какие-то схожие интересы, в том числе и в области кино. Паша, как и я, да и как любой творческий человек, наверное, всегда был убежден, что, кроме каких-то текущих работ, надо делать нечто свое, собственное. То, что может раскрыть нас как личностей со своими взглядами, позицией, отношением к миру. Уже тогда у Паши в голове складывался какой-то сюжет истории про банду скинхедов, личную трагедию их лидера, конфликт между его взглядами и любовью родной сестры к кавказцу. Эти наброски и легли в основу нашего фильма «Россия 88». Я помню, как мы сидели с ним на кухне и обсуждали это предельно жесткое явление – современные фашисты, скинхеды. Ту человеческую и социальную трагедию, к которой ведет вся их субкультура. Мы писали, правили, обсуждали и дописывали сценарий еще в феврале прошлого года, а уже в марте-апреле начали снимать. Это было как раз в тот момент, когда я закончил сниматься в «Обитаемом острове», а Паша Бардин ушел из «Клуба». И у нас появилось какое-то свободное время. В проект Паша привел еще одного человека – Васю Соловьева, который работает спортивным комментатором на канале «НТВ+». Мы втроем и стали основной движущей силой этого фильма.
ФИНАНСЫ ПОЮТ РОМАНСЫ
С самого начала мы понимали: нам не на кого особо рассчитывать, ведь проект явно некоммерческий, денег никаких не светит. И все, что у нас было – это наши друзья. Какие-то их возможности вроде домашних студий, которые мы можем использовать. Мы, конечно, попытались собрать какие-то средства по схеме «по 500 долларов с каждого из сотни знакомых»… Например, раздавали всем коробку из-под DVD с обложкой еще не вышедшего фильма, которую я сверстал своими руками. Мы поместили на нее какие-то придуманные выдержки из газет, которые раскрывали сюжет фильма, фотографии, но диска в коробке не было. Фактически мы предлагали друзьям дать нам денег на печать диска. Потом у нас была идея подписать со всеми какие-то контракты, в которых бы, в зависимости от взноса, был бы оговорен процент вознаграждения давшему нам взаймы. Собрали что-то около 10 000 долларов, которых хватило только на подготовку к съемкам. Так что в основном нам пришлось тратить личные деньги Васи и Паши. К «большим» продюсерам на начальном этапе мы специально не ходили: нам не хотелось, чтобы кто-то вмешивался в съемочный процесс. Кстати, именно из-за минимального бюджета мы придумали снять весь фильм на одну камеру – так можно было сэкономить пленку.
ДРУЖЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Первым этапом съемок у нас, естественно, стал кастинг. Мы с Пашей купили какие-то левые симки, чтобы не «палить» свои телефоны, и развесили по театральным вузам, во ВГИКе объявления о съемках. У нас там была такая хлесткая фраза: «Не мыло, не реклама, не клип. Жесткое кино о ненависти и любви», и дальше два наших телефона – Паша, Петя. Мне почему-то казалось, что это все очень похоже на анонс какого-то порнофильма. :) И к нам пошли люди. Причем мы сразу предупреждали, что зовем их на роли второго плана. Кто-то даже обижался, кто-то отказывался, потому что надо было бриться наголо, а у них, кроме нашего фильма, еще какие-то съемки, спектакли и так далее. Кастинг проводили на какой-то квартире. Никакого офиса у нас не было. Соседи, кстати, изрядно волновались, потому что к нам на кастинг в день приходило по 50 человек. Я немножко позлорадствовал в этот момент, потому что обычно на кастингах я всегда был по ту сторону камеры. :) Мы с Пашей сменяли друг друга за камерой и разговаривали с претендентами. И никого толком не могли найти… В эти моменты мы вспоминали про друзей, знакомых и так далее. И понимали, что те, кто нам нужен, есть в нашем ближайшем окружении. И друзья опять поддержали нас, некоторые даже пожертвовали ради нашего фильма своими ролями в текущих сериалах. А Марина Орел, например (играла в сериале «Клуб» стерву Стеллу. – Прим. ред.), привела каких-то своих знакомых, помогла нам со взрослыми актерами, которые сыграли семью моего героя – Штыка. К слову сказать, некоторые типажи мы нашли прямо на улице, уже во время съемок. Просто просили сказать пару реплик людей, которые проходили мимо. Например, женщина, которая спрашивала у моего героя, как дела у мамы. Такая органика! Андрей Мерзликин, пожалуй, самый раскрученный актер из всего состава, тоже согласился сыграть у нас бесплатно. Мы встретились на одном из фестивалей, я рассказал ему про наш фильм, и он загорелся. Во время съемок он часто говорил нам, что работа на картине «Россия 88» напоминает ему фильм «Бумер», который также снимался чуть ли не на коленке. :) Параллельно с этим мы занимались с Пашей административной деятельностью: нужно было договариваться о съемках на железной дороге, на Черкизовском рынке, на улице. Дни были четко поделены: утром мы ездили и договаривались, покупали реквизит, костюмы, вечером смотрели актеров, ночью доделывали сценарий. Отдельный администратор появился у нас практически перед тем, как мы в первый раз стукнули киношной хлопушкой. Потом весь кулак съемочной группы оброс людьми: и фильм делали уже 135 человек – актеры и технические работники. Когда мы подошли к съемкам, то поняли, что стоим, как паровоз на всех парах. Самое сложное уже позади. Теперь нужно было двигаться только вперед.
РАБОТА ЗА ИДЕЮ
Ни один человек из съемочной группы – ни Паша, ни я, ни остальные исполнители ролей в нашем фильме – не получил за свою работу денег. Мы изначально собирали всех работать за идею. Деньги мы тратили только на аренду оборудования и по минимуму оплачивали кому-то транспортные расходы и питание. Например, у нас были съемки в бункере-спортзале, где занимается банда скинхедов, в Монино, под Москвой. И всех нужно было туда привезти, организовать. А жить там негде… Более того, в этом бункере был вполне себе рабочий фитнес-центр. Но его владельцы пошли нам навстречу и уговорили своих клиентов потерпеть неделю, объяснив, что тут будут снимать кино. Проблемы, конечно, возникали. Несколько раз люди, видя группу бритоголовой молодежи, вызывали милицию. К счастью, у нас были все необходимые документы для съемок. Один раз нас попытались прогнать из гаражей, где мы снимали. Причем не охрана, а какие-то мужички, владельцы этих самых гаражей. Весь фильм мы сняли где-то за месяц с небольшим, почти идеально вписавшись в наш график. И ощущения все это время были, как на бобслейной трассе, когда с невероятной скоростью летишь по узкому желобу, ветер свистит, не успеваешь ничего понять, и только на финише ты плавно останавливаешься и переводишь дух.
СЧАСТЛИВЫЙ ФИНАЛ
Черновую версию фильма я смонтировал у себя в квартире на домашнем компьютере буквально за две недели. Мы с Пашей сидели круглыми сутками. Тогда я и избавился от всех килограммов, которые набирал для съемок в «Обитаемом острове». Озвучивали фильм у моего старинного друга Саши Торкунова на даче. У него там такая домашняя, но вполне качественная студия, обитая картонными сетками из-под яиц. Когда «черновик» «России 88» был готов, мы раздали его продюсерам, которые могли бы помочь с деньгами на последнем этапе. Увы, многие из тех, кто сначала проявил интерес, отказывались от сотрудничества, говорили, что кино слишком радикальное. Но однажды мне позвонила Анна Никитична Михалкова и сказала: «Знаешь, какой фильм я смотрю?» – «Нет». – «Россия 88». И мне очень нравится. Я постараюсь вам помочь». Но в этот момент грянул кризис. К счастью, через Анну «Россия 88» попала к Александру Ефимовичу Роднянскому. И именно он нашел средства на то, чтобы наш фильм можно было озвучить и смонтировать для кинотеатров. Благодаря его помощи и поддержке мы успели закончить картину к Берлинскому кинофестивалю – одному из самых престижных событий в мире кино. И на каждом показе «Россия 88» собирала аншлаги. Что будет с фильмом в России, я пока не знаю. У нас нет даже прокатного удостоверения, поэтому мы провели только пару закрытых показов. Но я надеюсь, что у каждого из вас будет возможность посмотреть этот фильм. В кино или на DVD – уже не так важно. Важно, что мы сделали это: мы сняли свой фильм.