YES!: - Эми, расскажите, как вы начали писать книги.
Эми Хармон: - Мне всегда нравилось что-то придумывать, но я никогда не создавала каких-то больших произведений. Я долгое время преподавала историю, и всё было связано в основном с этой темой: задания для студентов, небольшие стихи. А потом я решила бросить себе вызов: смогу ли я написать что-то большое и содержательное. Я не рассчитывала на публикацию, вообще не думала об этом. Я работала по чуть-чуть, всё-таки закончила свою первую книгу «Running barefoot», и тогда просто порадовалась этому, как очередному достижению, победе над собой. Книга, кстати, про жизнь в маленьком городке в штате Юта – это почти история моего детства.
А потом начал развиваться Интернет, все стали выкладывать свое творчество на разные сайты, и я тоже попробовала — загрузила книгу на Amazon. Вот так всё и началось: ни редактора, ни издателя, ни одного читателя, помимо меня (смеётся).
Потом я выложила ещё один роман, потом ещё и ещё, постепенно собрала аудиторию, и мои истории начали становиться популярными. Только пятая книга «Different blue» стала бестселлером, и потом уже началась моя серьезная писательская карьера.
YES!: - Почему вы решили работать именно с литературой для подростков?
Эми Хармон: - Я не ставила такой цели — писать только для этой аудитории. Я хочу создавать книги, которые мне бы самой было интересно прочитать. На самом деле мои произведения и взрослые любят. А с чем связан успех у молодой аудитории? Просто, наверно, так получается, потому что подросткам проще ассоциировать себя с персонажами моих романов.
YES!: - Вы бы хотели, чтобы ваши книги экранизировали?
Эми Хармон: - Мне кажется, это мечта любого писателя – увидеть свои сюжеты в кино. Это была бы новая замечательная веха в моей биографии.
YES!: - У вас есть режиссер мечты?
Эми Хармон: - Я обожаю Рона Ховарда («Код Да Винчи», «Игры разума», «Гринч – похититель Рождества»), мне кажется, он бы смог справиться со всем, но всё-таки, это будет зависеть от того, какую книгу надо экранизировать. Всё-таки для каждой нужна разная работа.
YES!: - Вы бы смогли доверить написание сценария кому-то другому, или сами бы этим занимались?
Эми Хармон: - Искусство написания сценариев кардинально отличатся от работы над книгами. Когда ты пишешь для кино, ты должен чётко представлять, как это будет выглядеть на экране: что лучше добавить, а что убрать. У меня нет этого видения, поэтому, да, я бы доверила это профессионалам.
YES!: - Как ваши дети помогают вам в творчестве?
Эми Хармон: - У меня четверо детей, и трое из них по возрасту — это и есть моя основная читательская аудитория. Иногда я переношу в книги наши с ними разговоры, иногда они приносят какие-то истории, которые потом входят в сюжет. Я не пишу героев с моих детей, но они определенно вдохновляют меня на многое.
YES!: - Какие книги вы любили в детстве?
Эми Хармон: - Я любила очень много всего, абсолютно разные книги! Я тысячу раз прочитала серию «Аня из зеленых мезонинов» («Anne of Green Gable»). Осилила «Джен Эйр», когда была совсем ещё юная.
Мои родители разрешали читать абсолютно всё, что я захочу. Я выросла в религиозной семье, но они мне никогда ничего не запрещали. Я любила вестерны, детективы, книги про Нэнси Дрю. Но вот серию про приключения Ани я и до сих пор перечитываю.
YES!: - У вас есть какие-то ритуалы, которые помогают вам настроиться и вдохновиться, прежде чем вы садитесь за работу?
Эми Хармон: - Ничего специального я не делаю, вдохновение само приходит ко мне отовсюду. Иногда я езжу в автобусах или на поездах и просто слушаю, что говорят люди, а потом пишу об этом. Я люблю музыку, мне нравится то, какие чувства она во мне открывает. Ко мне отовсюду приходят идеи.
YES!: - Расскажите про творческий процесс, как вы работаете над книгами?
Эми Хармон: - У меня нет офиса, я пишу дома. Если я только начинаю новую книгу, то очень много времени трачу на исследовательскую работу. Я читаю, изучаю какие-то материалы, особенно, если роман исторический, а потом полностью погружаюсь в сюжет и начинаю создавать.
Я устанавливаю себе ежедневную норму слов, и чем дольше продвигаюсь, чем больше она становится. Важно давать себе какие-то цели и следовать им, каждый раз это будет твоя маленькая победа.
YES!: - Вы ориентируетесь на литературные тренды?
Эми Хармон: - Я считаю, что писатели не должны работать только для того, чтобы угодить какой-то моде. Все тенденции очень быстро проходят и меняются, так что это бесполезное занятие. Надо самому пытаться создавать тренды.
Это, кстати, ошибка многих издателей в США, когда они улавливают какую-то моду в литературе, начинают искать книги, которые подходят и массово их печатают. Мы получаем тонну почти одного и тоже, а читателям в это время уже становится интересно другое. Автор должен быть всегда чуть впереди аудитории, а не гнаться на ней.
YES!: - Как вы думаете, то, что вы работали учителем, помогло вам стать такой успешной писательницей?
Эми Хармон: - Я пишу и хочу, чтобы моим студентам не было за меня стыдно, чтобы им было комфортно читать мои книги. Я знала, что они захотят познакомиться с моим творчеством, потому что я издаюсь под своим настоящим именем, и они бы сразу поняли, что это я. И таким образом они подтолкнули меня к каким-то более высоким стандартам. Я не писала специально для молодежи, но при этом всегда думала о своих учениках.
Глядя на них, я поняла, что подростки не глупее нас, и что не нужно стараться как-то «занизить» свои книги, сделать их примитивнее, но якобы понятнее. Они очень умные и всё понимают и с ними нужно быть честным и открытым.
YES!: - Вы перекладываете в книги какие-то свои подростковые переживания?
Эми Хармон: - Конечно, я не смогла бы от этого уйти. Как я уже сказала, первая книга основана на сюжетах из моего детства – жизнь маленького и тихого американского городка. Главная героиня очень-очень на меня похожа. Больше всех, кого я когда-либо описывала. Она думает так же и чувствует то же самое, что и я, когда была девочкой.
В начале истории ей 12 лет. И я очень хорошо помню себя в это время: ты живешь в маленьком городе, но мечтаешь о чём-то большом и великом, веришь, что это обязательно с тобой случится. Она – это самая настоящая я. Но мне почему-то из-за этого сходства внутреннего захотелось сделать её абсолютно не похожей на меня внешне.
Мне кажется, я в каждый персонаж привношу что-то из своего характера.
YES!: - Среди молодежи сейчас есть мнение, что если ты к 20 годам ничего грандиозного не добился, Олимпиаду не выиграл, или стадионы на свои концерты не собираешь, то тебе в будущем ничего и не светит. Вы начали литературную карьеру после 30, можете дать несколько советов тем, кто думает, что в 25 «жизнь заканчивается».
Эми Хармон: - Я написала первую книгу после 30, попала в список бестселлеров New York Times в 39, и считаю, что для всего в жизни есть своё время. Если вы ещё не поняли, чем хотите заниматься, то учитесь – это всегда очень полезно. В конце концов, в мире всё так быстро меняется, и ты не знаешь, где сможешь пригодиться и найти свое призвание завтра. Я тоже никогда не думала, что стану писательницей. Я вышла замуж в 19, воспитывала детей, и только вот недавно наступил тот сезон, когда все сложилось так, как есть сейчас. Но я не говорю, что до этого что-то в моей жизни было неправильно, нет, она была прекрасна и такой и остается. Мечты исполняются и когда тебе 20, и когда тебе 60.
YES!: - Какую книгу вам было тяжелее всего писать?
Эми Хармон: - Самую последнюю, она ещё не опубликована – «The First Girl Child», это фэнтези. Она оказалась для меня очень трудной и эмоциональной. Когда ты добился опредёленного успеха, очень не хочется проседать и дальше делать только лучше. Соответствовать своим же стандартам. Это было сложно, вся моя семья может доказать, но я горжусь результатом.
YES!: - Какие книги, на ваш взгляд, самые гениальные?
Эми Хармон: - Очень сложный вопрос! Страшно кого-то не упомянуть, в мире столько прекрасной литературы. Скажу не самое очевидное. Это Гарри Поттер, конечно, причем его надо читать как детям, так и взрослым. И «Сумерки». Это не великая литература, но она многое поменяла в свое время. Мне кажется, люди, прочитав эти книги, вдохновились тем, что и они смогут написать что-то своё, и кто-то даже сделал это. Так же, знаете, в своё время сёстры Бронте очень многое сделали для литературы и показатели всему миру, что писать талантливо могут не только мужчины, но и женщины.
Солженицына я считаю гением, его книги – лучшее, что было создано в 20-м веке. Боюсь кого-то обидеть, в мире очень много классной литературы.
YES!: - В Instagram вы иногда пишете «Greats for today» («Благодарности за день»). Вчера вы прилетели в Россию, расскажите, что бы вы написали, что вас удивило и впечатлило?
Эми Хармон: - Эта история пошла из моего романа «The Law of Moses» («Закон Моисея», ещё не опубликован в России), где герой благодарит свой день за какие-то приятные мелочи. Когда ты чувствуешь себя очень плохо, важно искать счастье в деталях: весёлые носки, вкусное печенье. Это помогает не отчаиваться. Я тоже практикую такое. Самое удивительное, что как бы плохо тебе ни было, ты всегда сможешь отыскать эти пять мини-приятностей и поблагодарить за них свой день. Это даёт силы пережить определённые моменты.
Вчера было очень-очень много впечатлений, но давайте вот так. Я благодарю этот день за то, что увидела Красную площадь, прогулялась, сделала много классных фотографий. Спасибо за вкуснейший ужин. За то, что я познакомилась с ребятами из издательства «Clever» и побывала у них в гостях – потрясающая энергетика. Спасибо моей привычке носить с собой бальзам для губ, вчера было очень холодно и он мне пригодился. И благодарю день, за то ощущение, с которым я ложилась спать – усталость и восторг. Спасибо Москве!
Книги Эми Хармон, изданные в России: «Меняя лица», «Бесконечность+1», «Птица и меч», «Королева и лекарь».