Юля Савичева о «Евровидении»: Я до конца не осознавала весь размах мероприятия

Участница «Евровидения-2004» в Стамбуле (Турция).
C песней Believe Me заняла 11‑е место.
Что ты думаешь о «Евровидении»? Какой в действительности этот конкурс?
Для всей Европы «Евровидение» – это большой музыкальный праздник, и только у нас туда отправляют как на войну: «всех порвать и победить». Раньше этот конкурс называли «конкурсом песни». На мой взгляд, он давно таковым уже не является. Это соревнование стран на тему «кто с кем лучше дружит», и только потом речь идет о качестве музыки. Практика показывает, что на «Евровидении» выигрывает не песня сама по себе, а шоу под конкретный трек. Пожалуй, это даже честно. Ведь «Евровидение» – конкурс телевизионный, и воспринимается иначе, чем живой концерт. Что-то такое должно быть в номере участника, что заставит даже не интересующегося конкурсом человека не переключать канал и проголосовать. И вот доказательства: группа «Лорди», которая вышла в сумасшедших костюмах (их песню никто и не вспомнит сейчас), опередила красивую балладу Билана. Или Верка Сердючка – я давно говорила, что этого человека нужно посылать на «Евровидение» – и вот успех его эпатажного выхода.

Что ты сама испытала, когда поняла, что поедешь на «Евровидение»?
Для меня, 17-летней девчонки, только-только вышедшей с «Фабрики звезд», участие в «Евровидении» стало неожиданностью, в 2004 году участника от страны выбирало профессиональное жюри, и тот факт, что оно сделало ставку на меня, безусловно, безумно приятен. То есть для меня «Евровидение» стало счастливой случайностью.

Такая ответственность в 17 лет! Ты сильно переживала?
На тот момент я до конца не осознавала весь размах мероприятия. Признаться честно, я даже ни разу не смотрела этот конкурс и ничего не знала о нем. То, что на «Евровидении» существуют полуфинальный отбор и финал, 12-балльная система оценок и что этот конкурс популярен в Европе, я узнала уже непосредственно на самом мероприятии. Наверное, именно поэтому я волновалась гораздо меньше, чем могла бы, зная обо всех условиях заранее. А тогда мне, начинающей певице с минимальным опытом выступлений на больших площадках (у меня в багаже были только «Фабрика звезд» и World Best – конкурс для выпускников «фабрик» со всего мира), было почти не страшно. К тому же со мной всегда были мама (она сопровождала меня, так как до 18 лет вылет за границу без родителей запрещен) и Максим Фадеев (мы постоянно созванивались с ним).

Какая атмосфера была на конкурсе?
Когда ты находишься внутри «Евровидения», чувствуешь себя как в компании хороших друзей: атмосфера спокойная и дружелюбная. Самым сложным оказалось наблюдать за тем, как окружающие переживают за тебя. Будучи человеком впечатлительным, я все их эмоции пропускала через себя и от этого волновалась сильнее.

Что тебя больше всего удивило?
Поразили размах мероприятия и феноменальная четкость во всем. Если сцена – то стадион, если репетиции – то начинаются по расписанию, и все службы на сцене: осветители, постановщики работают как единое целое. Одним словом, российский размах и европейское качество.

Кто для тебя главные герои «Евровидения»?
В 2004 году на «Евровидении» от Украины выступала Руслана. Помню, когда я ее увидела во время пресс-конференции, еще до самого финала, сразу сказала маме, что именно у этой певицы есть все шансы войти в тройку лидеров. Все дело в энергетике артиста. Ее чувствуешь сразу и понимаешь: вот это победитель.

Что ты думаешь об участии в конкурсе Петра Налича?
Петр Налич – выбор для «Евровидения» неординарный, поэтому сложно даже предположить, какие у него могут быть шансы в этом году. На мой взгляд, Европа точно отреагировала бы на «Бурановских бабушек». Вот кто зажег публику на отборе, так это они! На Западе ценят эклектику и этнику, так что этот выбор был бы не только оригинальным, но и уместным.