«Тварь ли я дрожащая или право имею?»: заключительные показы иммерсивной драмы «Преступление и наказание»

РЕДАКЦИЯ YES!
Редактор
16 апреля 2025

До 31 мая в Москве пройдут заключительные показы иммерсивной драмы «Преступление и наказание» в постановке Владимира Мирзоева по мотивам одноименного романа Ф. М. Достоевского.

В театре «Особняк Дашков, 5» роман Ф.М. Достоевского впервые на отечественной сцене предстал в виде иммерсивной драмы. Премьера спектакля прошла в сентябре 2024 года, и за полгода «Преступление и наказание» показали более ста раз. За это время иммерсивную версию великого романа посетили не только поклонники театральных экспериментов, но и известные представители индустрии, музыканты, актеры, продюсеры и блогеры: Анфиса Чехова, Дмитрий Журавлев, Эльдар Джарахов, MONA, Лена Летучая, Евгений Сангаджиев, Дилара Зинатуллина, Илья Куруч, Анет Сай и 10AGE, Артем Муратов, Виктор Щетков, Валентин Сидоров, Карен Адамян, Лиза Шакира, Леша Янгер, Катя Конасова и Василий Бейнарович.

«Здесь много места для импровизаций, для усложнения рисунка роли. Но это требует от актера особой дисциплины, хорошего вкуса и человеческой глубины»

Режиссером-постановщиком иммерсивной драмы выступил Владимир Мирзоев, благодаря которому знаменитый литературный сюжет приобрел налет экстравагантности и психоделики, как и сериал «Преступление и наказание» на Кинопоиске, срежессированный им же. Однако в отличие от кино иммерсивный формат спектакля позволяет зрителям не просто наблюдать за происходящим, но буквально стать частью этой мрачной вселенной.

В таинственном особняке XIX века, где разворачивается сюжет спектакля, исчезает традиционное разделение на сцену и зал – действо происходит одновременно во всех пространствах трехэтажного здания. Зрители свободно перемещаются между комнатами, выбирают собственный маршрут и точку наблюдения – иногда на расстоянии вытянутой руки от актеров. А самые внимательные получают шанс попасть в personal experience – эпизоды тет-а-тет с персонажем, раскрывающимся по-новому только при личной встрече. Именно такие эпизоды создают то особое погружение, которое отличает спектакль Мирзоева от всего, что зрители привыкли видеть в классическом театре. «Иммерсивный театр дает актеру небывалую степень свободы. Здесь много места для импровизаций, для усложнения рисунка роли. Но это требует от актера особой дисциплины, хорошего вкуса и человеческой глубины – иначе вся композиция шоу начнет осыпаться», – говорит режиссер.

Самые внимательные получают шанс попасть в personal experience – эпизоды тет-а-тет с персонажем, раскрывающимся по-новому только при личной встрече

Главный герой, Родион Раскольников, предстает перед зрителями расколотым на три очень разные личности. Помимо драматургической задумки такое решение имеет вполне физическое выражение: протагонист романа оказывается в нескольких пространствах особняка одновременно. Он существует сразу в нескольких комнатах, временах и состояниях.

Спектакль можно смотреть, не читая роман, однако важно иметь представление о его сути. В иммерсивной постановке отсутствует привычное линейное повествование: здесь каждый зритель сам выстраивает свою версию спектакля, словно собирая мозаику. Кто-то следует за линией Раскольникова и получает цельное представление о развитии героя, а кто-то погружается в детали, наблюдая за эпизодами, которые в классических адаптациях обычно остаются за кадром.

Родион Раскольников предстает перед зрителями расколотым на три очень разные личности. Протагонист романа оказывается в нескольких пространствах особняка одновременно. Он существует сразу в нескольких комнатах, временах и состояниях

Чтобы полностью прожить опыт, необходимо отказаться от спешки и стремления охватить все сразу. Только замедлившись, зритель по-настоящему погружается в реальность спектакля и получает главный опыт – возможность оказаться внутри произведения.

В творческую команду под руководством Владимира Мирзоева также вошли режиссер Ольга Бараняй, художник-постановщик Алиса Меликова, художник по костюмам Екатерина Белая, художник по свету Никита Черноусов. Большое значение в шоу играет танец и пластика в постановке петербургского хореографа двукратного лауреата премии «Золотая маска» Ксении Михеевой, которая и сама задействована в спектакле в роли Сущности. Музыку к шоу написал композитор Александр Каменский.

Где: Мск, Особняк «Дашков, 5»

Когда: 4–6.04, 10–12.04, 18–20.04, 24–26.04, 1–3.05, 8–10.05, 16–18.05, 22–25.05, 29–31.05

Кому: 18+

Изображения предоставлены пресс-службой постановки.