Выставка Давида Бурлюка открылась в Музее русского импрессионизма

10 октября 2018

Увидеть работы художника можно будет до 27 января 2019 года. Организаторы собрали более 50 картин, относящихся к разным периодам творчества «пионера перфоманса». Многие из них хранились в частных коллекциях и еще ни разу не выставлялись в музеях.

ТЕКСТ: Анна Дреботий

Давид Давидович Бурлюк родился в хуторе Семиротовщина в семье агронома, и для того, чтобы обучится живописи, много путешествовал: в Казань, Одессу, Мюнхен, Париж, Баварию. В 1910-х годах он увлекся новыми течениями в искусстве и провозгласил себя «отцом российского футуризма». Его протеже среди поэтов был Владимир Маяковский, который однажды написал: «Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая». Он еще не раз упомянет своего спасителя в стихах и будет благодарен ему до конца жизни.  

На Родине идеи и манифесты Бурлюка были плохо восприняты властью, и он иммигрировал сначала в Японию, а потом в США, где и прожил до самой смерти.

Все друзья и родные художника отмечали его страстную и увлекающуюся натуру, сравнивали с бурным потоком. В творчестве он был именно таким: постоянно экспериментировал с сюжетами и материалами. Его друг в мемуарах писал, что однажды Давиду не понравилась слишком плоская текстура холста и он «искупал» его в уличной грязи, а потом рисовал поверх налипшей земли, камней и песка.

Самая продаваемая картина Бурлюка – «Портрет моего дяди», она буквально кормила семью художника во время путешествия по Дальнему Востоку. Он переписал ее более ста раз. Даже в самых отдаленных селах были люди, которые знали о художнике-реформаторе и находили в «Портрете моего дяди» черты влияния великого Пикасо. Исполнение картины для того времени очень необычное – Бурлюк наклеивал на готовый рисунок куски газет, тканей и другие материалы. Один из вариантов этого полотна представлен в музее русского импрессионизма.

Вся экспозиция поделена на три основных зала, в зависимости от периода жизни художника: раннее творчество, годы, проведенные в Японии, и картины, написанные в эмиграции.

Одно из самых больших полотен «Рабочие» полностью не дошло до нашего времени: уцелела лишь центральная часть. Но сохранилась черно-белая фотография, по которой реставраторы восстановили все изображение. На выставке полный вариант можно посмотреть в режиме дополненной реальности и с помощью техники увидеть, как выглядела это масштабная работа Давида Давидовича.

Давид Бурлюк «Рабочие»

Дадвид Бурюк не только художник, но и поэт. В музее выставлен и сборник его стихов «Лысеющий хвост». Его можно полистать, правда, только в цифровом варианте.

А еще колонки транслируют аудиозаписи, которые были сделаны во время приезда Бурлюка в Россию – тогда художнику было уже 70.

Он много раз просил издать свои сборники в России и пламенно тосковал по Родине, но в СССР его идеи так и не осуществили.

Для того, чтобы открыть персональную выставку Давиду Бурлюка кураторы собрали более 50 картин из 12 государственных музеев и 10 частных коллекций. Из-за отсутствия договоренностей с зарубежными коллегами привезти работы из других стран не удалось. Но координаторы проделали огромную работу, благодаря которой все желающие смогут увидеть лучшие полотна одного из самых эпатажных российских художников.