Можно ли спасти человечество с помощью супермухи: обзор киноальманаха «День открытых дверей»

РЕДАКЦИЯ YES!
Редактор
7 февраля 2024

8 февраля, в День российской науки, в кинотеатре «Иллюзион» состоится премьера киноальманаха «День открытых дверей». Эта работа включает в себя семь разножанровых историй об ученых и глобальных экологических проблемах, которые появились в результате работы проекта «Лаборатория научного кино 2.0». Показы киноальманаха пройдут во многих российских городах с февраля по март. А сейчас мы хотим рассказать, кто снимал эти удивительные и стильные киноновеллы и что хотел донести о зрителя.

 

Художественным руководителем «Лаборатории научного кино 2.0» стала Юлия Киселева – режиссер и продюсер научно-популярного кино, лауреат премии «Лавр» и «За верность науке», финалист премий «ТЭФИ-регион» и Headliner и дважды номинант Европейской академии научного кино. Благодаря ей, а также совместной работе со Сколтехом, химическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова и поддержке Президентского фонда культурных инициатив, на свет появились удивительные киноновеллы небольшого хронометража, каждая из которых поднимает глобальную экологическую проблему и предлагает ее решение. Особенно ценно, что помимо актуальной повестки эти работы в жанре научно-популярного кино сняты  талантливо, предлагая зрителю не только глубокие смыслы, но и завораживающий визуальный ряд.

Представляем всех участников проекта:

«Супермуха»

Режиссер и автор сценария – Артур Сухонин

В будущем, где наступил экологический кризис и царит голод, группа биологов пытается вывести новый источник питания – модифицированную муху. Но готов ли человек питаться личинками мух? – рассуждает в своей работе режиссер Артур Сухонин, у которого получилась одна из самых интригующих и мрачных новелл альманаха.

«Супермуха» Сухонина создает напряжение не менее мастерски, чем ее великий прообраз  – «Андалузский пес» Луиса Бунюэля. «В Супермухе много насекомых, у нас они – одни из главных действующих лиц. И вообще-то один из лучших док фильмов про насекомых – это "Микрокосмос" (он тоже стал одним из наших референсов), но "Андалузский пёс" цепляет своей визуальной стилистикой, особой атмосферой – что и стало основой выбора" – делится своими впечатлениями о работе режиссер.

«Ситуация: Борщевик!»

Режиссер и автор сценария – Ольга Домовцева

По замыслу сценариста научно-популярной комедии «Ситуация: Борщевик!», группе молодых ученых удалось сделать батарейку из борщевика. Окрыленные идеей запуска зеленой энергетики на базе злостного сорняка, они неожиданно сталкиваются с сопротивлением со стороны активистов общественного движения «Антиборщевик». Теперь им предстоит договариваться о реализации своего проекта с общественниками.

Стилистика новеллы отсылает зрителя к творчеству Уэса Андресона и его знаковых работ: «Королевство полной луны», «Французский вестник», «Чудесная история Генри Шугара». Об этом, а также о сложностях, возникавших по ходу съемки, рассказывает режиссер Ольга Домовцева: «Каждый кадр нужно было выставить так, чтобы была симметрия, поскольку весь фильм выполнен в стиле Уэса Андерсона. Потом расставить колбы и пробирки, подсветить, и чтобы снять с верхней точки, мы ставили ученого и штатив практически в одну точку, а это задача очень сложная. Перестановка камеры, света, деталей вокруг – все это занимало много времени. А потом надо было все колбы поставить на место, ведь это действующие лаборатории. Для этого мы сначала фотографировали, как все стоит и потом по фото после съемки возвращали на место».

В новелле снимался директор Центра энергетических технологий Сколтеха и ученые химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

PHOENIX

Режиссер и автор сценария – Ксения Казазаева

Сюжет киноновеллы повествует о том, что в Сколтехе рождается революционная батарейка, способная превращать весь окружающий нас свет в энергию. Но есть парадокс: солнце не только дает жизнь изобретению, но и убивает его. Удастся ли ученым запустить время новой энергетики? На этот животрепещущий вопрос отвечают герои фильма – ученые Центра энергетических технологий Сколтеха.

«Время ещё есть»

Режиссер и автор сценария – Полина Свеженцева

По сюжету, студентка лаборатории научного кино должна раскрыть тему биоразлагаемых полимеров для почвы. По ходу погружения в тему перед ней вскрывается нависающая над человечеством экологическая катастрофа – опустынивание.

На создание новеллы режиссера картины Полину Свеженцеву вдохновил фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Рассказывая о том, как проходили съемки, она вспоминает, как удалось найти потрясающую натуру: «Это место в пустыне, по дороге в заповедник, у поселка Адыг, где я долго ждала своего проводника, местного коневода. Я была в степи совершенно одна, казалось, что за несколько километров от меня нет ни одной живой души и единственное, что выделялось на местном ландшафте, – вот эта лестница, ведущая в никуда. Чтобы занять себя чем-то в ожидании я стала снимать: поставила камеру на штатив, на телефон вывела монитор, чтобы контролировать композицию в кадре. И только потом, отсматривая материал после поездки, я поняла, что эта лестница точь-в-точь была в моем референсе, когда я защищала проект на питчинге. Даже не знаю, почему мой выбор пал именно на этот кадр, ведь в фильме Триера он появляется впроброс, чуть ли не 25 кадром, но именно он запомнился мне больше всего. Удивительно было отыскать его в реальной жизни, где-то глубоко в калмыцкой степи».

В фильме снимались: ведущий специалист кафедры высокомолекулярных соединений химического факультета МГУ и заведующий кафедрой географии почв факультета почвоведения МГУ.

«Н₂е смотри н₂а н₂ефть»

Режиссер и автор сценария – Денис Данилов

Наша цивилизация устроена так, что чтобы хорошо жить, надо потреблять больше нефти. Но существует ли актуальная альтернатива «грязной» энергии? Группа ученых Сколтеха разработала инновационный способ получения водорода, который не загрязняет атмосферу, не приводит к парниковому эффекту и способен стать зеленой альтернативой бензину.

Автор киноновеллы «Н₂е смотри н₂а н₂ефть» очень кропотливо подошел к работе над сценарием и визуализацией и о своей работе рассказывает так: «Как всегда, главный вызов (для режиссера научно-популярных фильмов – прим. ред.) – визуализация самого исследования. Для съемок команда собрала экспериментальный стенд, и мы (вместе с будущими зрителями) стали очевидцами непредсказуемого опыта по поджиганию метана в пористой среде! Научная магия и впечатляюще оборудованная лаборатория Сколтеха привела в восторг меня и съемочную группу».

В фильме снимались научные сотрудники Центра науки и технологий добычи углеводородов Сколтеха и Лаборатории термических методов увеличения нефтеотдачи Сколтеха.

Проект {carondura}

Режиссер и автор сценария – Константин Землянский

Эта работа режиссера Константина Землянского повествует о том, как группа молодых аспирантов получает свою первую профессиональную задачу – научить искусственный интеллект бороться со склеротиниозом моркови. Принимая профессиональный вызов, ученые пытаются найти способ научиться распознавать болезнь на ранних стадиях.

Заядлые киноманы и любители пощекотать нервы в один момент считают все отсылки, зашифрованные режиссером в этой киноновелле (спойлеры: это сериальная классика – «Настоящий детектив» Кэри Фукунага и Ника Пиццолато). А сам он свои аллюзии объясняет так: «Выбор референсов – это химия, которую бывает сложно объяснить. Было понятно, что фильм будет жанровый, и это будет детектив. Жанр детектива созвучен самой сути исследования ребят, назовем это ʺпреследованием вслепуюʺ. Первое, что пришло в голову – это 1 сезон ʺНастоящего детективаʺ, с его ложным ощущением достижения цели, повествованием внутри повествования. Второй референс – ʺСемьʺ Д. Финчера. Там много интерьерных сцен, и героям как будто тесно внутри пространства. А специфика работы Вики и Никиты – ученых, с которыми мы создавали фильм,  предполагает в основном лабораторные исследования. Вот так, на стыке двух этих работ, создавался визуальный код фильма «проект {carondura}».

В фильме снимались сотрудники Проектного центра агротехнологий Сколтеха.

Город засыпает…

Режиссер и автор сценария – Александра Шишова

200 тысяч тонн рисовой шелухи ежегодно накапливаются на российских производствах, а эффективного способа ее переработки не существует. Химик Роман Новоторцев пытается придумать способ утилизации отхода, который не гниет, не горит и вредит экологии. Но в какой-то момент поиск ответов становится для ученого настоящим кошмаром: шелуха начинает преследовать его, заполняя собой все больше пространства. Помочь справиться с этой непростой задачей Роману помогут знание химии, Менделеев и… кузнечное дело.

В фильме снимался научный сотрудник Кафедры физической химии химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.