Термин «ониомания» образован от греческих слов «onios» – «для продажи» и «mania» – безумие.
Примерно 20% жителей развитых стран страдают ониоманией (цифра увеличивается с каждым годом).
Около 92% больных ониоманией – женщины, поскольку процент не в меру эмоциональных барышень значительно превышает аналогичный среди мальчиков.
Грани разумного
Навязчивое и часто непреодолимое желание делать покупки в количествах, выходящих за пределы разума и логики, по-научному называется ониоманией, а по-простому – шопоголизмом. Но употребляемый гораздо чаще своего научного синонима «шопоголизм», конечно, более тебе знаком. Ведь он звучит отовсюду – про шопоголиков снимают фильмы, делают передачи, пишут книги. Только вот быть «настоящим шопоголиком» – дело, в общем-то, вовсе не такое веселое и забавное, каким его представляют на широких экранах кинотеатров и глянцевых страницах. Безумие (по-гречески слово «мания»), охватывающее шопоэддикта в магазинах, – не что иное, как следствие сильной психологической зависимости от покупок. Именно благодаря зависимости кофточки, юбочки, брючки так и шепчут с витрин: «Примерь меня! Купи меня!» А абсолютно бесполезные вещи начинают видеться в ореоле жизненной и первостепенной необходимости. В принципе, в том, что мысли о покупке новых стильных брюк цвета беж занимают некоторое место в твоей голове, а временами ты заменяешь субботнюю прогулку по парку на прогулку вдоль аллей стеклянных витрин близлежащего ТЦ, нет ничего особо предосудительного. Чтобы хорошо выглядеть, быть в тренде, иметь в гардеробе актуальные и соответствующие ситуации комплекты на все случаи жизни, нужно потратить некоторое (изрядное) количество времени, сил и фантазии. Но как понять, где, когда и почему практичное и полезное, на первый взгляд, занятие, именуемое шопингом, превращается в однокоренной недуг – шопоголизм? В какой роковой момент у тех, кто не прочь лишний раз прогуляться по магазинам, начинаются по-настоящему серьезные проблемы?
Откуда ноги
Что уж там лукавить: если фильмы снимаются, книги пишутся и в популяризацию самой распространенной мании этого столетия вкладываются такие изрядные средства, значит, это кому-то нужно. Наш шопоголизм посеян, удобрен и взращен на бескрайних просторах модной индустрии – основателям брендов, производителям косметики и прочим сильным мира сего выгодно превращать процесс потребления созданных ими благ в бесконечный и увлекательный. Яркие витрины с экспозициями, достойными лучших европейских биеннале современного искусства, торговые центры, все больше походящие на парки развлечений, чем на магазины, модные тенденции, с третьей космической сменяющие одна другую, рекламные акции для морально неустойчивых и распродажи для тех, кто предпочитает стиль жизни «две по цене одной»… Кто сможет устоять? Но далеко не на любой почве может взрасти посеянное модной индустрией зерно шопомании. Психологи утверждают, что фэшн-виктим становятся только наиболее эмоционально подвижные и чересчур внушаемые барышни. Ониомания – недуг, главные причины которого кроются не во внешних факторах и не в среде обитания, а в психологических особенностях самой личности, попавшей в «магазинную ловушку».
Сверхмерная воодушевленность, внутренняя, часто не проявляющаяся явно неуверенность в себе, неумеренная эмоциональность являются теми рычагами, надавив на которые, дизайнеры и кутюрье, производители косметики, владельцы бутиков и иже с ними получают отменного шопоголика. Недостаток силы воли не позволяет девушкам подобного рода (а шопоголизмом, по статистике, страдают, как правило, именно представительницы прекрасной половины человечества) устоять перед искушением без конца совершать покупки.
На крючке
Если тебе хоть раз доводилось, случайно заглянув в магазин («только посмотреть!»), приобретать новое платьице (которое ты потом и надела-то всего пару раз) на последние деньги (предназначавшиеся, между прочим, для оплаты проездного), вероятнее всего, ты уже задумывалась о своей шопозависимости. Но по каким признакам можно определить ее присутствие наверняка?
1 Первый признак того, что ты рискуешь попасть в число шопоэддиктов, – желание заглянуть в магазин без какой-либо конкретной цели. Чем чаще у тебя возникает желание зайти в магазин «просто так», тем ближе ты находишься к опасной грани. Особенно если каждый начинающийся вполне невинно поход в магазин оборачивается «случайным» появлением в твоих руках кучи шуршащих пакетов с обновками.
2 Во-вторых, ты близка к зоне риска, если испытываешь постоянное желание совершать покупки ради покупок. Одежда, косметика, бижутерия или безделушки… если ты все чаще спускаешь деньги на ветер, напрочь забывая о большинстве приобретенных вещиц уже на следующий день, это тревожный знак.
3 Еще один симптом шопоголизма – привычка снимать стресс походом по магазинам. Особенно если во время него ты пребываешь в состоянии повышенного возбуждения, которое совсем не снимает стресс, а лишь подменяет его на стресс другого толка. Ты судорожно набираешь с полок вещи десятками, не пытаясь понять, к какому комплекту подбираешь пару, покупаешь вещи не по сезону и на всякий случай. И в итоге действительно забываешь о проблемах... но создаешь себе при этом другие.
Если ты-шопоголик
Ты обнаружила у себя все вышеуказанные симптомы шопоэддикта? Без паники! Вот несколько нехитрых приемов, которые помогут тебе встать на путь борьбы с шопозависимостью.
1 В процессе шопинга заставь себя ответить на несколько вопросов. Так ли сильно мне нужны эти вещи? Уверена ли я, что в моем гардеробе найдется что-то, с чем я буду их носить? Нет ли у меня похожей одежды? Стоя перед кассой с ворохом шмоток, все время взывай к внутреннему голосу.;)
2 Старайся мыслить здраво и будь честна с собой. Например, если малиновый джемпер, продающийся с огромной скидкой, подозрительно напоминает тебе аналогичный сиреневый, мирно лежащий на полке твоего шкафа, а глядя на кислотно-желтую юбку, ты абсолютно не представляешь, с чем собираешься ее носить, лучше оставь и то, и другое в магазине. Наверняка найдутся девушки, которым эти вещи окажутся куда нужнее, чем тебе. ;)
3 Отправляйся на шопинг только с конкретной целью. Оправдания типа «просто посмотреть», «только померить» или «купить что-нибудь» в качестве цели не принимаются. Чтобы оставить шопоголизму минимум лазеек, стоит посещать торговые центры только целенаправленно и не распыляться на осмотр товаров, не относящихся к цели твоего похода.Тебе нужна новая футболка к грядущему летнему сезону? Ищи только ее. А если пришла за джинсами – не набирай в примерочную кучу шмоток, не имеющих с ними никакого сходства.
4 Записывай свои расходы. Учет потраченных денег не только позволит тебе наглядно убедиться в растущих запросах твоей шопомании, но и даст возможность отследить при желании, куда так незаметно улетучились финансы. Можно записывать и планируемые расходы, чтобы не потратить впустую деньги, которые чуть позже пригодятся тебе для чего-то по-настоящему нужного. Кроме того, не забывай о том, как непросто достаются деньги (если у тебя уже был опыт работы или подработки, ты наверняка это понимаешь).
5 Придумай другие способы избавления от скуки и депрессии. Если ты привыкла, что именно шопинг поднимает твое настроение и прогоняет хандру, это вовсе не значит, что других антидепрессантов в помине нет. Когда в жизни начинается черная полоса, не спеши сломя голову на свидание с магазинами. Запишись на уроки танцев, рисования, пения, приготовь что-нибудь вкусное, посмотри фильм, на который давно не хватало времени, сходи на выставку. Наверняка в твоей жизни найдется что-нибудь поинтереснее бесконечных рейлов с вешалками.;)