Принцип действия
Для того чтобы улучшить внимание и память, нужно понять, как они работают. Для этого попробуй сначала прочитать этот текст, не концентрируясь на нем, – например, думая о том, что наденешь завтра. Даже если с чтением у тебя все получится, ты вряд ли уловишь смысл того, что здесь написано. Зато если сосредоточишь на тексте все свое внимание и со вниманием его прочитаешь, то потом без труда сможешь пересказать суть. Перечитаешь еще раз – и сумеешь воспроизвести подробности. Еще раз – и запомнишь мелкие детали. То же самое происходит во время учебы: чтобы усвоить новый материал, ты как следует на нем сосредотачиваешься, зато после частых повторений и постоянного использования новых знаний воспроизводишь их на раз-два. Но внимание и память напрягаются, не только когда ты что-то читаешь, решаешь или заучиваешь. Мимо проходит интересный мальчик, и ты обращаешь на него внимание. Встречаешь его на следующий день и вспоминаешь, что уже видела вчера. Что бы ты ни делала, внимание и память всегда находятся в рабочем режиме.
Командный труд
Как ты, наверное, уже догадалась, два этих процесса работают не по отдельности, а в неразделимой связке: память помогает тебе хранить прошлый опыт, а внимание – получать актуальный. А еще твое внимание выполняет роль своеобразного фильтра: с его помощью ты выбираешь из окружающей действительности то, что тебе важно и интересно. Причем чем лучше ты сконцентрирована, тем быстрее и прочнее важное и интересное закрепятся в твоей памяти. Так что на уроках, лекциях, во время работы над домашкой или в любых других ситуациях, когда тебе нужно что-то понять и запомнить, старайся не отвлекаться – ни на внешний мир (не забудь отключить мобильник, выйти из «вКонтакте» и Facebook'а), ни на внутренний (знаем-знаем, мысли о вчерашнем свидании и мечты о выпускном очень увлекательны, но об этом лучше подумать потом;)).

Механизмы в действии
Один из самых популярных приемов запоминания, зазубривание, основан на простом механизме повторения: ты много раз озвучиваешь или прокручиваешь в голове одну и ту же информацию, и она откладывается в твоей памяти. Зазубривание работает неплохо, но уступает по эффективности и долговременности другим, более надежным методам.
Например, тебе гораздо легче будет запомнить новую информацию, если ты ассоциативно свяжешь ее с той, которую уже знаешь. Так, год окончания написания «Евгения Онегина» можно выучить, разделив число 1831 на две части: 18 – это возраст старшей сестры, а 31 – номер квартиры. Чтобы вспомнить нужную дату, тебе нужно будет просто возродить в памяти ассоциации, и нужные числа появятся перед глазами. Кстати, иногда этот механизм работает сам собой: например, если ты знаешь, что последние главы «Онегина» были написаны Болдинской осенью и что Пушкин провел осень в Болдино в 1830-м, то без труда зафиксируешь в памяти, что роман был закончен в следующем году – в 1831-м. Получается, чем больше ты знаешь, тем проще запомнить что-то новое. Еще один прием запоминания – разделение информации на группы. Например, зафиксировать в памяти номер телефона проще, если разделить его на комбинации цифр: 456-89-23, а выучить список покупок, если разбить его на категории – завтрак, обед, ужин. Еще более надежный способ усвоить новые знания – это как следует осмыслить их и понять. Для этого представляй информацию в образах: например, чтобы выучить теорему Пифагора, нарисуй в воображении прямоугольный треугольник с двойками у каждой его стороны –они напомнят о возведении в квадрат и выдели ярким цветом катеты, чтобы не забыть про их сумму. А чтобы запомнить историческое событие, объясни сама себе, кто, зачем и почему сделал что-то именно так.
Не забывай, что память тесно связана с эмоциями: ты помнишь в подробностях первую встречу с любимым мальчиком и лицо бабушки, когда ты без повода принесла ей охапку живых цветов. Для того чтобы запомнить эти эмоциональные моменты, ты не прилагала никаких усилий – они сами собой отложились в твоей долговременной памяти. Выходит, чтобы надолго усвоить новую информацию, ее нужно «прочувствовать». То есть чем более эмоциональные образы ты будешь использовать для заучивания, тем лучше.
Кстати, не удивляйся, если сразу после экзамена выученные данные мгновенно «выветрятся» из твоей головы: это происходит потому, что для хранения такой информации мозг использует оперативную память, которая работает ровно столько времени, сколько необходимо для выполнения задачи.

Отвлекающие маневры
Иногда, даже если ты виртуозно умеешь вкладывать знания в свою черепную коробку, усвоить их не получается по одной причине – ты не можешь сконцентрироваться. Чтобы процесс пошел как по маслу, нужно избавиться от всего, что тебя отвлекает. Например, запоминанию сильно мешает посторонняя речь или похожие на нее звуки, в том числе музыка со словами. Чтобы информация отложилась в долговременной памяти, ей нужно пройти через хранилище кратко-временной – оно-то и захламляется ненужными звуками. Так что если тебе нравится заниматься под музыку, выбирай инструментальные произведения – они не помешают. Больше всего процессу обучения мешает стресс: доказано, что когда ты подавлена, мозг почти не воспринимает новую информацию. Так что если переживаешь о чем-то, сделай паузу и постарайся вернуть душевное равновесие: глубоко подыши, подумав о чем-то хорошем, или сделай пару простых физических упражнений. В общем, расслабься и постарайся увлечься учебой – ну правда же интересно.:)

Сон в руку
Для того чтобы новые знания были усвоены, а приобретенные умения закреплены, просто необходим полноценный сон. Дело в том, что, пока ты спишь, полученные тобой за день данные обрабатываются и переносятся в память – если на этот процесс будет отведено слишком мало времени, мозгу будет сложнее усвоить новую информацию. Кстати, попытка отоспаться потом, сразу за несколько дней, не прокатит: если после мозгового штурма первая ночь сна будет пропущена, то новые знания так и останутся необработанными.
Упражнения для тренировки внимания
1. Сосредоточься на постоянном звуке – шуме дождя за окном, тиканье часов, гуле мотора автобуса, в котором ты едешь, и постарайся удерживать свое внимание как можно дольше.
2. Попробуй одновременно рисовать двумя руками: правой – круг, а левой – треугольник. Постарайся изобразить как можно больше фигур за одну минуту. Если нарисуешь больше 10 – отлично, 8-10 – хорошо, 5-7 – средне, меньше 5 – плохо.
3. Постарайся отыскать вокруг себя все предметы красного цвета, треугольной формы или с графичным рисунком – характеристики выбирай сама. Наверняка увидишь что-то, чего раньше не замечала.
Упражнения для тренировки памяти
1. После просмотра фильма или прочтения книги мысленно «прокручивай» сюжет в голове, стараясь вспомнить как можно больше деталей. Вспомни имена режиссера, актеров, композитора и т.д.
2. Время от времени считай от ста до одного или проговаривай алфавит в обратном порядке, пытаясь сделать это как можно быстрее.
3. Внимательно посмотри на какой-нибудь предмет, стараясь запомнить все в мельчайших деталях – цвет, форму, декоративные элементы. Закрой глаза и попытайся мысленно восстановить картинку в мельчайших подробностях. Открой глаза, чтобы восполнить недостающие детали. Выполняй упражнение до тех пор, пока не сможешь в точности воспроизвести предмет в памяти.
Май, 2013