Очищенные кокосы из Вьетнама впервые начали поставлять в столицу основатели компании «Савва» и бренда Сocomaniaco Игорь Рыбалов и Станислав Гемес. В марте этого года они вывели на рынок необычный продукт: отполированный до блеска кокос, который не надо открывать дрелью или ножом, а перед этим разогревать в духовке. К кокосу прилагается трубочка – ею можно без труда проткнуть мембрану в верхней части плода и пить кокосовую воду как обычный коктейль.
По оценкам предпринимателей, рынок питьевых кокосов в России еще далеко от насыщения. Его потенциальный объем в Москве – около 50 000 питьевых кокосов в месяц, при этом всего в нашу страну завозится около 500 000 кокосов в год.
До сих пор в российских супермаркетах ничего подобного не продавалось. То, к чему мы привыкли – кокосы, лишь слегка очищенные от грубых волокон, и далеко не первой свежести. Изучив таможенную статистику, предприниматели выяснили: до 90% кокосов доставляется в Россию морем, что в среднем занимает 45 дней, хотя пить кокосовую воду рекомендуется не позднее чем через 30 дней после того, как плод срезали с пальмы. Чтобы москвичи поняли, какая она – свежая кокосовая вода, партнеры решили возить кокосы самолётом. Пусть это и увеличивает себестоимость продукта, зато на прилавки рынков и магазинов кокос компании «Савва» попадает уже на пятый день после сбора урожая; нанятые компанией вьетнамские фермеры собирают кокосы в долине реки Меконг. Только там у этого плода сладковатый вкус, поскольку пальмы питаются пресной водой, убеждают закупщиков предприниматели. Во всех остальных странах пальмы растут в соленой почве на побережье морей и океанов, и вкус у их плодов кисловатый.
Ритейлеры поначалу удивлялись: «На что вы рассчитываете? На дворе кризис, а вы кокосами торгуете!». Но оказалось, что кризис москвичам нипочем: если продукт свежий, да ещё и удобный в употреблении, его будут покупать. Сейчас кокосы Сocomaniaco продаются в 48 точках. До 50% продаж дают собственные розничные точки – на Даниловском и Усачёвском рынках и в сети «ЛавкаЛавка». Также компания «Савва» сотрудничает с несколькими ресторанами и кафе – «ОбедБуфет», «Фреш», «Печной дар», «Вкус и цвет» и др. Вместе с торговыми сетями («Глобус Гурмэ», «Фреш Маркет», AllFoods) этот канал сбыта приносит 40% продаж. Ещё 10% оборота обеспечивают интернет-продажи.
По словам Ларисы Фадеби, категорийного менеджера «Глобус Гурмэ», в четырех магазинах сети в день продается больше ста кокосов компании «Савва». «Наши покупатели любят экзотические продукты, а кокосы ещё и очень полезны», - пояснила она. Цена – 412 руб. за штуку – не смущает москвичей. Они берут экзотический плод даже не по одному-два, а сразу три-четыре, на всех членов семьи.
Кокосы Сocomaniaco предпочитают не только дети или хипстеры, но и те, кто занимается спортом, йогой или просто любят вьетнамские фрукты. Одни ценят кокосовую воду за сладковатый вкус, другие – за возможность выделится в толпе, третьи – покупают кокосы в подарок друг другу. Но не исключено, что кокосовая вода также будет пользоваться спросом среди беременных и кормящих женщин. Врачи, с которыми советовались партнеры, подтвердили: одним кокосовое молоко поможет укрепить иммунитет, а другим оно нужно как источник кальция. А если так, то экзотические плоды можно смело предлагать в поликлиниках и родильных домах. Этот канал дистрибуции предприниматели как раз сейчас рассматривают.