Как молодые художники отразили свои переживания в искусстве: делимся историями создания работ

РЕДАКЦИЯ YES!
Редактор
3 июля 2024

23 июня при поддержке Музея Москвы в Павильоне №49 на ВДНХ открылась выставка-фестиваль «Мое детство пахнет цветущей яблоней, но я этого совсем не помню» проектной школы для подростков «Каскад». Специально для Yes! участники выставки рассказали о вдохновении и историях из прошлого, к которым относятся с особым трепетом и стараются сохранить, а также объяснили, как они интерпретируют собственные работы.

 

Работы, представленные на выставке, участники независимой школы «Каскада» от 13 до 18 лет готовили в течение девяти месяцев под руководством художников, специалистов в сфере новых медиа и исследователей. Тема выпускного проекта этого года – память, поэтому в экспозиции можно увидеть произведения о воспоминаниях и переживаниях молодых художников. Вместе с художниками мы разбираемся, как личные истории помогают выразить свою уникальность и как они способны проложить мостик между прошлым и настоящим.

Даша Мусатова, 16 лет, работа «tag – 6205», направление «Место, где я», кураторы – Амаль Авезджанова, Кристина Чернявская:

Я надеюсь, что когда зрители будут смотреть на мою работу, они вспомнят свое детство. Творчество помогает лучше понять свои эмоции и проанализировать их

«Я родилась в Австрии, но в возрасте 4-х лет переехала в Россию и практически не помню этот период. Поэтому в своей работе пытаюсь отыскать собственное детство через спутанные воспоминания и найти в них себя. Прежде чем приступить к работе над проектом, я рассматривала семейный фотоархив и порой не узнавала себя на снимках. Мне кажется, старые фотографии, с одной стороны, помогают лучше узнать собственное Я, а с другой – понять, каким тебя видят окружающие. Я надеюсь, что когда зрители будут смотреть на мою работу, они вспомнят свое детство. Творчество помогает лучше понять свои эмоции и проанализировать их. Бережно храня  собственные воспоминания, ты будто благодаришь их и так открываешься новому опыту. В этой работе я выбрала те материал и технику, которые мне интересны сейчас. Поэтому случайное увлечение вышиванием крестиком породило запутанные нити внутри моей инсталляции, олицетворяющие беспорядок в душе».

Madannaa, 17 лет, работа «evasione fioritura», направление «Место, где я», кураторы – Амаль Авезджанова, Кристина Чернявская:

Мне бы хотелось показать людям, что даже в самых тяжелых ситуациях есть выход. Возможно, нужно вспомнить слова близких или свои собственные? Кто поменял твою жизнь? Что они говорили? 

«Вдохновением для моей работы стало не состояние воодушевления, когда идеям нет конца, а эпизоды отчаяния и грусти. Именно они породили идею создать такое место, где ты можешь побыть собой и спрятаться от всего мира. Моя работа – своеобразный ʺсборникʺ цитат других людей, которые могут отозваться в душе и даже в чем-то помочь. Каждый может прийти сюда за советом, ощутить, что он не один, или открыть что-то новое в себе. Мне бы хотелось показать людям, что даже в самых тяжелых ситуациях есть выход. Возможно, нужно вспомнить слова близких или свои собственные? Кто поменял твою жизнь? Что они говорили? Может, самое время прислушаться? Мне кажется, что чувство единения между зрителем и художником помогает ощутить, что ты не один на один со своими страхами и проблемами, и это очень ценно. Отмечу, что свою работу я делаю в голубых оттенках – такие цвета способствуют чувству спокойствия и гармонии».

Варвара Бухарина, 19 лет, работа «Сквозь точки», направление «Место, где я», кураторы – Амаль Авезджанова, Кристина Чернявская:

Переживания, чувство неопределенности, невозможность вернуться в прошлое и вновь испытать забытые эмоции подтолкнули меня сделать проект, который поможет мне взаимодействовать со своими воспоминаниями о путешествиях

«В своей работе я вдохновлялась путешествиями. Раньше мы очень много ездили: из поездок я всегда возвращалась с кучей классных впечатлений, часто описывала и зарисовывала их, так что теперь все это стало подспорьем для моего проекта. Но сейчас у меня нет возможности попасть заграницу, и я отчаянно мечтаю о визе, чтобы вновь испытать этот восторг от посещения новых стран и культур. Переживания, чувство неопределенности, невозможность вернуться в прошлое и вновь испытать забытые эмоции подтолкнули меня сделать проект, который поможет мне взаимодействовать со своими воспоминаниями, в данном случае о путешествиях. В процессе подготовки мне было страшно, что ничего не получится, что меня неправильно поймут, что моя идея оставит людей равнодушными. А ведь так хочется, чтобы зрителей работа зацепила, дала почву для размышлений и возможность окунуться в свои собственные воспоминания.

Мне очень нравится работать с памятью, копаться в ней. Но воспоминания – это и друг, и враг. Иногда они хорошие, иногда тяжелые, но всегда очень значимые. Поэтому творчество для меня – это прекрасный способ рефлексии и работы со своим внутренним миром. А еще мне кажется, что произведение сможет по-настоящему затронуть зрителя только тогда, когда в нем отражены личные переживания художника. Ведь это всегда так волнующе, когда с тобой делятся чем-то сокровенным, тогда ты ощущаешь особую связь с работой, как с другом, поделившимся с тобой чем-то для него важным».

Аиша Чакаберия, 17 лет, работа «День рождения моего единорога», направление «Лаборатория колебаний», кураторы – Максим Сергеев, Ваня Сдвижков:

С каждым годом все сложнее радоваться, а иногда избавиться от тревоги и вовсе невозможно. И единственное, что я сейчас действительно хочу, – вернуться в то давно забытое состояние счастья, плывущего по течению жизни

«В настоящий момент мне сильно не хватает чувства спокойствия. С каждым годом все сложнее радоваться, а иногда избавиться от тревоги и вовсе невозможно. И единственное, что я сейчас действительно хочу, – вернуться в то давно забытое состояние счастья, плывущего по течению жизни.

Мой проект очень прост в идее, но именно этим он и важен. Работа над проектом помогла обрести спокойствие – запечатлеть моих близких людей, их голоса, природу, домашних животных, приятные моменты в волшебной музыкальной обертке. Я надеюсь, что зритель сможет почувствовать себя дома, глядя и слушая мою работу, остановится и вспомнит, как хорошо быть здесь и сейчас».

Та-то, 18 лет, работы «Область допустимых значений» и «Реверберация», направление «Перформанс как алгоритм», кураторы – Марина Орлова, Катя Калюжная, Оля Иванникова:

Звуковая инсталляция представляет собой вырезки из моих диалогов с людьми, которые я редактирую для создания неоднозначных ответов на вопросы. Это сделано для того, чтобы каждый слушатель мог найти во фразах что-то близкое себе

«Ключевая идея моей работы – поиск ответа на вопрос о смысле жизни. Но я его не знаю и предлагаю искать вместе. Я задаю вопросы, а люди делятся своим мнением. Эта работа никогда не будет подконтрольна мне, потому что я привлекаю к диалогу незнакомых людей и не знаю, что они мне расскажут.

Работа состоит из 3 этапов. Первый – перформанс ʺОбласть допустимых значенийʺ, где  я разговариваю с людьми. Ведь, как мне кажется, однозначно ответить на вопрос ʺв чем смысл жизни?ʺ невозможно, поэтому нужно собрать множество разных мнений.

Затем родился второй этап – звуковая инсталляция ʺРеверберацияʺ. Мне было важно запечатлеть то, что мне рассказывают люди, я не старалась дать однозначного ответа на вопрос о смысле жизни. Поэтому звуковая инсталляция не предполагает формата подкаста или некой сухой записи. Она представляет собой вырезки из моих диалогов с людьми, которые я редактирую для создания неоднозначных ответов на вопросы. Это сделано для того, чтобы каждый слушатель мог найти во фразах что-то близкое себе.

Третья часть является субъективной. Я веду блокнот, где записываю свой ответ на вопрос ʺв чем смысл жизни?ʺ. Это некий эксперимент над собой: мне интересно, как ответы людей будут влиять на меня, а я – на них.

Мне важно, чтобы работа вызвала интерес у зрителя. Любые эмоции только субъективно можно назвать плохими или хорошими, но для меня важен сам факт их появления».

Роза Свиридова, 19 лет, работа «Минуя чистилище», направление «Текстиль, костюм и мода», куратор – Паника Деревья, тьютор – Вика Сергийчик:

Мы говорили о Чистилище совсем недолго, а большую часть времени посвятили девяти кругам ада. Именно тогда-то мне и захотелось попытаться интерпретировать это произведение по-своему

«На создание этой работы меня вдохновило воспоминание о паре по зарубежной литературе на первом курсе – тогда мы проходили ʺБожественную комедиюʺ Данте Алигьери. Помню, мы говорили о Чистилище совсем недолго, а большую часть времени посвятили девяти кругам ада. Именно тогда-то мне и захотелось попытаться интерпретировать это произведение по-своему: высказаться о Чистилище, которое казалось таким таинственным. Мне бы хотелось, чтобы зритель задумался и по-своему взглянул на это произведение. Не просто соглашался бы с моим проектом, а сам представил эти места и подумал над тем, как бы они выглядели в его реальности.

В искусстве я отражаю свои переживания. Творчество помогает мне справляться с негативом. И для меня также важно разговаривать с помощью искусства с аудиторией. Ведь всегда найдется человек, который найдет в этом отклик для своей души. Очень круто, когда ты делишься интересной проблемой в своем творчестве и видишь обратную реакцию, когда люди понимают эту проблему и видят в ней себя, потому что уже переживали подобное».

Ангелина Скира, 19 лет, перформанс «ча ща», направление «Перформанс как алгоритм», кураторы – Марина Орлова, Катя Калюжная, тьютор – Оля Иванникова:

Важная часть моей работы – церковь. Не как институт, а как некое пространство духовности, именно как храм, помещение с набором условностей и правил, с особенным ощущением

«На создание этой работы меня сподвигла очень личная трагедия, связанная с уходом из жизни моей подруги. В этой работе я рассуждаю на тему жизни и смерти.

Главная тема – это детство, которое оказалось напрямую связано с названием нашей выставки. И во всех моих работах я всегда возвращаюсь к детству. Для меня это абсолютно невозвратная часть жизни, такая искренняя, чистая, светлая, неповторимая. В детстве ты не размышляешь о том, что подумают о тебе. Ты вообще ни о чем не заботишься. Можно просто наслаждаться жизнью. В детстве ты всегда открыт миру. Ты веришь в то, что мир добр, и доверяешь ему.  Поэтому в моей работе детство – это символ искренности, открытости, отсутствия правил и ограничений, легкости и безрассудности.

Еще одна важная часть моей работы – церковь. Не как институт, а как некое пространство духовности, именно как храм, помещение с набором условностей и правил, с особенным ощущением. Когда попадаешь туда, меняется состояние тела, разума, весь мир ощущается иначе. Храм изменяет твое состояние, переносит в другой мир. Заставляет склонять голову, вслушиваться, говорить шепотом, вдыхать запах свечей и ладана, благоговейно замирать перед иконами.

Мне кажется, творчество – это рефлексия над любыми воспоминаниями. И творчество, если оно честное, показывает все самые важные и сложные для человека моменты. Творчество – это способ осознать свои чувства, справиться с ними и показать их миру. Творчество – это способ обрабатывать и сохранять воспоминания. Я думаю, в этом его главная цель. Не в самих воспоминаниях, а в размышлении над ними и своими чувствами.

Для меня сама суть искусства и главная его ценность – именно в возможности проживать чувства и эмоции, открыто и честно делиться ими. Думаю, художник должен быть откровенным, не скрывать свои переживания, а рассказывать о них так, чтобы это отзывалось у каждого зрителя. Искусство должно вызывать чувства, и если зритель проникся и понял вас, то главная цель искусства достигнута. А чтобы зритель, как собеседник в диалоге, сопереживал и сочувствовал, чувства должны быть искренними, из самых сокровенных историй и самых честных размышлений».

Выставка проходит в павильоне №49 на ВДНХ и работает до 31 июля 2024 года. Посетить выставку можно бесплатно по предварительно регистрации на сайте музея https://muzey-moskvy.ru и проектной школы «Каскад» https://kaskadproject.com, там же можно зарегистрироваться на кураторские экскурсии.

Все изображения для материала предоставлены пресс-службой выставки.