Учитель-ученик-родитель: кто есть кто в процессе обучения

РЕДАКЦИЯ YES!
Редактор
7 ноября 2024

В своей новой статье, посвященной психологии процесса обучения эксперт и руководитель проекта по налоговой культуре и грамотности при группе, курируемой членом Общественного совета при ФНС России, Иулиания Гребенькова, рассматривает роли учителя, ученика и родителя в образовательном процессе. Советы эксперта будут очень полезны всем: и тем, кто считает, что «школа научит», самоустраняясь из процесса обучения, и тем, кто привык контролировать каждый шаг своего ребенка.  

 

Начнем с того, что же кроется за термином «познавательный процесс»? Этот процесс, как утверждают психологи и педагоги, включает в себя несколько этапов усвоения информации и предполагает, что существуют также формы чувственного и рационального познания. Во всем этом процессе обучающийся является именно субъектом процесса познания, что означает его активность и самостоятельность.

В теории субъект процесса познания сам ставит цели, исходя из смыслов, интересов и мотивов, занимается поиском информации, выбирает способы и формы решения поставленных учителем проблем (Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М: «Педагогика», 1994).

Изображение от Freepik, созданное ИИ

Обучение – это пространство, где ребенок учится быть самостоятельным. Через обработку знаний и прикладывание собственных усилий он и развивается, происходит его становление как личности

Именно в роли субъекта у ученика есть свобода выбора, но ему также требуется мотивация для учебной деятельности. Ребенку важно осознавать, зачем ему те или иные знания, где он их сможет применить на практике, и какой результат он в дальнейшем получит. Мотивация детей зависит еще и от формата и инструментов вовлечения, которыми пользуется преподаватель. Обо всем этом важно помнить учителям и родителям.

Изображение от Freepik, созданное ИИ

Учитель как наставник для обучающихся должен правильно «нащупать» мотивацию, организовать процесс целеполагания, отталкиваясь от особенностей материала, бэкграунда и самих учеников. Организовать не просто передачу знаний, а включить ученика в этот процесс в качестве равноправного субъекта, который действует самостоятельно при постоянной поддержке учителя. Родителям же отведена роль тех, кто создает комфортные условия для обучения и познания ребенком мира.

Родители и учителя – одни из главных проводников в мир образования для детей. Здесь важным является сохранить эмоциональную дистанцию и не оказывать помощь ученикам таким образом, чтобы делать всё за них

Родители и учителя – одни из главных проводников в мир образования для детей. Здесь важным является сохранить эмоциональную дистанцию и не оказывать помощь ученикам таким образом, чтобы делать всё за них. Обучение – это пространство, где ребенок учится быть самостоятельным. Через обработку знаний и прикладывание собственных усилий он и развивается, происходит его становление как личности.

Если в процессе обучения у ребенка возникают проблемы с успеваемостью или дисциплиной, то, прежде всего, необходимо выяснить первопричину и в зависимости от этого вырабатывать стратегию дальнейшего поведения и решения ситуации.

На фото: Иулиания Гребенькова, руководитель проекта по налоговой культуре и грамотности при группе, курируемой членом Общественного совета при ФНС России; изображение предоставлено экспертом

Поделюсь небольшим секретом, который помогает сохранять доверительные отношения между учителем, учеником и родителем и положительно влияет на успехи ребенка в учебе – это качественная обратная связь всех участников образовательного процесса. Учителя должны делиться объективной обратной связью как с детьми, так и с их родителями.

Нельзя вести «взрослые» разговоры между учителем и родителем в обход ребенка. Задача взрослых – создать такую атмосферу и условия, при которых ученик свободно сможет задать уточняющие вопросы и проявить себя в учебе

Особенно важно отметить, что нельзя вести «взрослые» разговоры между учителем и родителем в обход ребенка. Задача взрослых – создать такую атмосферу и условия, при которых ученик свободно сможет задать уточняющие вопросы и проявить себя в учебе.

Все эти ощущения важны для формирования самооценки ученика так же, как и успехи в учебе. Однако роль учителя и родителя тем и важна, что от них зависит, насколько твердо и точно у ученика будет сформировано целеполагание его процесса познания, а также ощущение самоценности вне зависимости от успеваемости в школе.

Помимо поддержки, детям важно научиться управлять собственной свободой, а именно брать ответственность за свои решения и их возможные последствия. Только так у ребят будет формироваться здоровое отношение к себе, своим силам, возможностям и окружающему миру.

В качестве заходной иллюстрации использовано изображение от Freepik, созданное ИИ.