Начнем с того, что же кроется за термином «познавательный процесс»? Этот процесс, как утверждают психологи и педагоги, включает в себя несколько этапов усвоения информации и предполагает, что существуют также формы чувственного и рационального познания. Во всем этом процессе обучающийся является именно субъектом процесса познания, что означает его активность и самостоятельность.
В теории субъект процесса познания сам ставит цели, исходя из смыслов, интересов и мотивов, занимается поиском информации, выбирает способы и формы решения поставленных учителем проблем (Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М: «Педагогика», 1994).
Изображение от Freepik, созданное ИИ
Обучение – это пространство, где ребенок учится быть самостоятельным. Через обработку знаний и прикладывание собственных усилий он и развивается, происходит его становление как личности
Именно в роли субъекта у ученика есть свобода выбора, но ему также требуется мотивация для учебной деятельности. Ребенку важно осознавать, зачем ему те или иные знания, где он их сможет применить на практике, и какой результат он в дальнейшем получит. Мотивация детей зависит еще и от формата и инструментов вовлечения, которыми пользуется преподаватель. Обо всем этом важно помнить учителям и родителям.
Изображение от Freepik, созданное ИИ
Учитель как наставник для обучающихся должен правильно «нащупать» мотивацию, организовать процесс целеполагания, отталкиваясь от особенностей материала, бэкграунда и самих учеников. Организовать не просто передачу знаний, а включить ученика в этот процесс в качестве равноправного субъекта, который действует самостоятельно при постоянной поддержке учителя. Родителям же отведена роль тех, кто создает комфортные условия для обучения и познания ребенком мира.
Родители и учителя – одни из главных проводников в мир образования для детей. Здесь важным является сохранить эмоциональную дистанцию и не оказывать помощь ученикам таким образом, чтобы делать всё за них
Родители и учителя – одни из главных проводников в мир образования для детей. Здесь важным является сохранить эмоциональную дистанцию и не оказывать помощь ученикам таким образом, чтобы делать всё за них. Обучение – это пространство, где ребенок учится быть самостоятельным. Через обработку знаний и прикладывание собственных усилий он и развивается, происходит его становление как личности.
Если в процессе обучения у ребенка возникают проблемы с успеваемостью или дисциплиной, то, прежде всего, необходимо выяснить первопричину и в зависимости от этого вырабатывать стратегию дальнейшего поведения и решения ситуации.
На фото: Иулиания Гребенькова, руководитель проекта по налоговой культуре и грамотности при группе, курируемой членом Общественного совета при ФНС России; изображение предоставлено экспертом
Поделюсь небольшим секретом, который помогает сохранять доверительные отношения между учителем, учеником и родителем и положительно влияет на успехи ребенка в учебе – это качественная обратная связь всех участников образовательного процесса. Учителя должны делиться объективной обратной связью как с детьми, так и с их родителями.
Нельзя вести «взрослые» разговоры между учителем и родителем в обход ребенка. Задача взрослых – создать такую атмосферу и условия, при которых ученик свободно сможет задать уточняющие вопросы и проявить себя в учебе
Особенно важно отметить, что нельзя вести «взрослые» разговоры между учителем и родителем в обход ребенка. Задача взрослых – создать такую атмосферу и условия, при которых ученик свободно сможет задать уточняющие вопросы и проявить себя в учебе.
Все эти ощущения важны для формирования самооценки ученика так же, как и успехи в учебе. Однако роль учителя и родителя тем и важна, что от них зависит, насколько твердо и точно у ученика будет сформировано целеполагание его процесса познания, а также ощущение самоценности вне зависимости от успеваемости в школе.
Помимо поддержки, детям важно научиться управлять собственной свободой, а именно брать ответственность за свои решения и их возможные последствия. Только так у ребят будет формироваться здоровое отношение к себе, своим силам, возможностям и окружающему миру.
В качестве заходной иллюстрации использовано изображение от Freepik, созданное ИИ.