Окончательный анализ, 1992
Триллер о том, как нарушение профессиональных правил превращает жизнь в сплошное романтическое и смертельно опасное приключение. Загадочная девушка (Ума Турман) ходит к психоаналитику (Ричард Гир) и раз за разом рассказывает ему один и тот же сон, настойчиво советуя поговорить с ее сестрой, которая якобы знает нечто такое, чего сама героиня не в состоянии вспомнить. Герой соглашается встретиться с родственницей пациентки (Ким Бейсингер) и обсудить с ней процесс терапии. О том, что добром это не кончится, героя сразу предупреждает его супервизор (психотерапевты обязаны сами постоянно проходить супервизию, чтобы случайно не навредить своим клиентам, и этот момент в фильме справедливо отражен). Но те, кто помнят Ким Бейсингер начала нулевых, конечно же, поймут, почему герой пропускает предостережения мимо ушей и тут же заводит с ней бурный роман, не убоявшись даже мужа-мафиози в исполнении брутального Эрика Робертса. Все уже, наверное, догадались, кто тут настоящая психопатка, которая использует и сестру, и наивного влюбленного терапевта – но интрига так хитроумно продумана и выверена в деталях, что держит в напряжении до самого финала, в котором зрителя ждет классический психоаналитический твист. Я, например, только со второго просмотра смогла в полной мере оценить мастерство сценаристов.
Фильм хорош и по сюжету, и по картинке – смотреть на молодых Гира, Робертса и Бейсингер отдельное удовольствие. И это, пожалуй, единственный фильм на моей памяти, где Ума Турман – не самая красивая из актрис.
Мой рейтинг: 4 из 5 (вам понравится)
Управление гневом, 2003
Комедия о том, как быть удобным для всех может стать жутко неудобным для тебя. Скромный служащий компании, которая производит одежду для животных в шикарном офисе где-то на последних этажах дорогущих небоскребов Манхэттена (уже смешно, да?), случайно становится участником потасовки в самолете, никак того не желая, признается судом виновным и приговаривается к обязательной терапии по управлению гневом. Проблема, однако, в том, что служащий (Адам Сэндлер) настолько запуган и закомплексован, что о настоящем гневе и понятия не имеет. А его психотерапевт (Джек Николсон) производит впечатление откровенного психа. В общем, героя последовательно ведут к нервному срыву, за которым, понятное дело, следует катарсис – чудесным образом приводящий к уразумению собственных границ и ценности собственной личности.
С психологической точки зрения история сомнительна, с точки зрения кинематографии – поразительна: мне трудно понять, как фильм с Адамом Сэндлером в главной роли собрал такое количество суперзвезд на второстепенных ролях и в эпизодах: здесь не только Джек Николсон в роли придурка-терапевта со своим фирменным безумным взглядом и взъерошенными космами, но и Джон Туртурро («коллега» героя по терапевтической группе), и даже Вуди Харрельсон (транссексуальная проститутка с любовью к немецким штампам). Не уверена, что Марису Томей и Хизер Грэм можно назвать суперзвездами, но и они тоже там. В целом, тут все, кроме актерской игры (и это не про Сэндлера, увы), сильно ниже среднего: что юмор, что сюжет (его схема, кстати, не нова – «Шоу Трумена» и «Игра» отработали эту тему куда лучше) невозможно обсуждать на полном серьезе. Но все же одна психологически точная мысль здесь присутствует: гнев разрушителен только тогда, когда его не признают, не осознают и всячески подавляют. В других случаях он – наш защитник и внутренний двигатель.
Мой рейтинг: 2 из 5 (если больше ничего нет, то можно и посмотреть)
Анализируй это!, 1999
Смешной фильм на грустную тему: как детские травмы прорываются в глубоко взрослой жизни. Авторитетный мафиози (Роберт де Ниро), жестоко расправляющийся с неугодными, вдруг начинает вести себя странно – то помилует предателя, то разрыдается с пистолетом в руке, которым он минуту назад планировал прикончить врага. Понимая, что имидж главы клана серьезно страдает от таких заскоков, мафиози приходит к психотерапевту (Билли Кристал), который то ли аналитик, то ли психиатр по специальности – авторам фильма это, очевидно, без разницы, потому что для истории это неважно. А важно то, как интересно выстраиваются отношения клиента и терапевта – собственно, это и создает большую часть комических эпизодов в фильме. Понятное дело, что привычный стиль общения крутого гангстера делает их несколько гротескными, но в целом замашки напоминают претензии неопытных клиентов в обычной жизни. Например, уверенность, что терапевт должен быть готовым ответить на запрос в любое время дня и ночи, немедленно прекратить все дела (и даже прервать прием), если клиенту вдруг срочно нужно пообщаться, а проблемы клиента важнее личного времени терапевта – даже если это время его собственной свадьбы (с бывшей телеведущей в исполнении Лизы Кудроу). Любопытна и реакция терапевта, который вначале до жути боится сурового мафиози, но по мере того как тот переворачивает его жизнь вверх тормашками (и устанавливает в качестве непрошенной благодарности гигантский безвкусный фонтан в его дворе) тоже – в свою очередь – учится устанавливать и защищать собственные границы.
И мне очень понравилось, как четко авторы фильма показали механизм воздействия давней детской травмы, которую человек может даже плохо помнить, вытеснив из памяти. Так что если ни с того ни с сего ты вдруг начинаешь вести себя странно, то самый нужный совет – анализируй это!
Мой рейтинг: 4 из 5 (приятный фильм на вечер)
Планета Ка-Пэкс, 2001
Глубокая и трогательная драма о том, что каждый из нас – инопланетянин для других. И о сверхценности каждой жизни. В Манхэттенский психиатрический институт полиция привозит задержанного в аэропорту странного человека без багажа, не снимающего черных очков даже в помещении. Человек (в исполнении Кевина Спейси) называет себя Прот, ведет себя очень дружелюбно и с удовольствием общается с доктором Пауэллом (Джефф Бриджес), утверждая, что он прилетел с лучом света с далекой планеты Ка-Пэкс пять лет назад и даже бывал на Земле раньше. Общаясь с Протом, доктор начинает подозревать, что он не простой сумасшедший, а его коллеги по институту – что Пауэлл переработал. Но родственник Пауэлла, астрофизик, подтверждает, что странный пациент очень точно описал планетарную систему, с которой якобы прибыл, но о которой не мог ниоткуда узнать – ученые никогда нигде о ней не сообщали. Тем временем общение с Протом странным образом меняет жизнь обитателей психиатрического института к лучшему. А доктор начинает проводить сеансы гипноза, в ходе которых надеется докопаться до истины – кто же на самом деле человек, называющий себя Протом.
Фильм настолько сложен и многослоен, что я смотрела его несколько раз с перерывами в несколько лет, и каждый раз видела в нем что-то новое, чего не заметила раньше. И только сейчас, на четвертом просмотре, мне показалось, что вот сейчас я наконец все поняла. Очень похоже на то, какой путь проходит доктор Пауэлл в фильме – так что не факт, что это правда.
Мой рейтинг: 10 из 5 (это шедевр, других слов нет)
Полет над гнездом кукушки, 1975
Драма гениального Милоша Формана по о том, что такое истинная свобода. 5 «Оскаров», 6 «Золотых глобусов», 6 наград Британской киноакадемии и 1 «Сезар» - признанная классика кинематографа, снятая по классике современной американской литературы – роману Кена Кизи.
Пытаясь избежать тюрьмы, МакМерфи (Джек Николсон) симулирует психическое расстройство и попадает в психушку. Здесь правит монархия в лице медсестры Рэтчед – со всеми атрибутами абсолютной власти: пытками, наказаниями, тюрьмой в виде карцера и изощренным моральным насилием. МакМерфи выбрал психиатрическую лечебницу, считая ее меньшей угрозе собственной свободе. Но знакомясь с обитателями этого замкнутого мирка, МакМерфи все больше поражается тому, как просто все они подчинились диктатуре, с какой легкостью приняли жестокие правила и отказались от свободы, а самое удивительное – что некоторые попали в этот, по мнению МакМерфи, ад по собственной воле. И новый пациент, не желающий мириться с ограничением свободы, решается на революцию.
В этом фильме столько смыслов и аллегорий, что даже не знаю, что выделить – скрытую ли мечту свободных людей о диктатуре, дающей иллюзию защиты и возможность отказаться от необходимости выбора. Или стокгольмский синдром. Или психоз, возникающий как следствие безнаказанности и вседозволенности. Или что считать свободой, а что – безумием.
Мой рейтинг: 5 из 5 (образец настоящего кино)
Опасный метод, 2011
Драма о психиатрической природе любой одаренности – от таланта до любви – и о вечном бунте ученика против учителя. В идиллических пейзажах Швейцарии стоит романтичного вида замок – психиатрическая клиника доктора Юнга. Туда-то и привозят извивающуюся в судорогах молодую пациентку. Карл Густав Юнг (Майкл Фассбендер) начинает лечить Сабину Шпильрейн (Кира Найтли) методом своего великого учителя – Зигмунда Фрейда (Вигго Мортенсен, которого непросто узнать из-за приклеенного фирменного носа), с которым он регулярно общается в Вене. Довольно скоро Юнг выясняет, что пациентка хочет не просто вылечиться, а сама стать психоаналитиком. Ну а если ее играет Кира Найтли, то несложно догадаться, что лечением и диссертацией эти отношения не кончатся (понятное дело, в нарушение этического кодекса, который существовал уже тогда).
Но случай фройляйн Шпильрейн становится отправной точкой не только для бурного романа, но и для развития идей Юнга в области «эзотерики», как презрительно называет Фрейд это новое направление, и – ожидаемо – точкой, на которой дороги отца-основателя психоанализа и его предполагаемого преемника бесповоротно разошлись. Тут интересно отметить наблюдательный и беспощадный взгляд авторов фильма, которые не побоялись высказать предположение, что истинной причиной идеологического разрыва могла стать банальная зависть стареющего многодетного и малоимущего учителя к молодому, талантливому, благополучному в семье и женатому на очень больших деньгах ученику. Бытие все-таки определяет сознание – классовая неприязнь сквозит уже в различии классов кают на корабле, которым Фрейд и Юнг путешествуют в Америку.
Хорошая, неоднозначная история, прекрасная игра актеров (даже Кира Найтли не боится выглядеть уродливой, а появляющийся в эпизоде Венсан Кассель восхитителен в роли сумасшедшего аморального доктора, воплощения зла для пациентов) – тем, кто увлечен психологией, посмотреть стоит.
Мой рейтинг: 3 из 5 (немного занудный, если честно)
Джокер, 2019
История о том, как из несчастного больного клоуна вырастает исчадие ада. Или нет, не так: история сумасшедшего Внутреннего ребенка, который однажды берет верх в личности над забитым Взрослым и истеричным Родителем и окончательно слетает с катушек. Получивший «Оскара» за эту работу Хоакин Феникс играет неудачника – уличного клоуна Артура Флека, мечтающего о карьере стендап-комика. Мечтам не дает сбыться классический набор проблем: безотцовщина, бедность, полусумасшедшая мать, с которой живет взрослый Артур, нервное расстройство у него самого. Герой – выбрав профессию смешить людей – очень страдает от неконтролируемых приступов смеха. «Проклятие» подкрепляется установкой от матери (ставшей слоганом фильма): «Сделай счастливое лицо». Но чем больше Артур старается натянуть на лицо улыбку, тем чаще она оказывается гримасой. Фильм похож на наглядное пособие студентам-психологам: методично и последовательно он показывает, как плохое обращение, отвержение, заброшенность с детства превращаются в психические проблемы во взрослом возрасте. Даже, может, слишком методично для художественного кино. Нам показывают: вот один триггер, вот второй, вот последняя капля – если человека так долго и безжалостно добивают другие, можно ли надеяться, что он проявит чудеса всепрощения и человеколюбия?
Ах да, вдруг кто не знал: сюжет фильма являет собой приквел саги про Бэтмена, рассказывая, как из Артура Флека родился Джокер, который держал в страхе Готэм-сити. И самый сильный эпизод, на мой взгляд, это даже не выступление Артура в вечернем шоу циничной телезвезды (Роберт де Ниро), не жуткая развязка, а момент, когда Флек решается прийти за помощью к своему отцу, которого он никогда не видел, потому что тот бросил его мать, когда она забеременела, и не просто бросил, а уволил с работы. Эта сцена заставляет совершенно иначе посмотреть и на личную историю будущего Бэтмена, и на трагедию будущего Джокера. Так что «Оскар» Феникса за главную мужскую роль – не главная причина смотреть этот фильм.
Мой рейтинг: 5 из 5 (настоящий прорыв)